Россия и Азербайджан: укрепление стратегического партнерства

11:35 22.05.2013 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Россия и Азербайджан готовят к подписанию Программу сотрудничества в гуманитарной сфере до 2015 года, - сообщил на пресс-конференции в Москве министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам переговоров со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым 21 мая. Российский министр особо отметил нацеленность руководства Азербайджана на поддержку русского языка и русскоязычного пространства в целом, что отвечает интересам обеих стран. На это и нацелен готовящийся к подписанию документ, реализация которого создает предпосылки для углубления взаимодействия обоих государств в различных областях. Этому способствует и сотрудничество по линии Межгосударственного совета и Фонда по гуманитарному сотрудничеству в рамках СНГ.

Глава МИД Азербайджана Эльмаp Мамедъяров посетил Россию с двухдневным официальным визитом 20-21 по приглашению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. По итогам двусторонней встречи в МИД РФ стороны подписали План консультаций между внешнеполитическими ведомствами двух стран на 2013-2014 годы. По словам Сергея Лаврова, этот документ позволяет поддерживать контакты и согласовывать действия в вопросах, представляющих взаимный интерес.

В ходе встречи министры обсудили актуальные аспекты двустороннего взаимодействия в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах, а также - региональной и международной повестки дня. Как отмечается на сайте МИД РФ, «стороны подтвердили стремление содействовать укреплению стратегического партнерства между Россией и Азербайджаном путем интенсификации политического диалога, повышения эффективности торгово-экономического сотрудничества, наращивания полноформатных связей в различных областях сотрудничества». Министры констатировали, что развитие двусторонних отношений отвечает коренным интересам народов двух стран, является важным фактором поддержания мира и стабильности на Кавказе и в Каспийском регионе. По словам Сергея Лаврова, переговоры по двусторонней повестке дня были полезными. Позитивная динамика торгово-экономических связей такова: в прошлом году товарооборот между Россией и Азербайджаном достиг рекордного уровня - почти 3,5 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2011 годом более чем на 10%. Залог успеха - реализация важных совместных проектов, в том числе в энергетической сфере, и активная деятельность Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.

В свою очередь Эльмаp Мамедъяров отметил, что отношения между Россией и Азербайджаном поступательные, позитивные. Это касается и политической взаимной поддержки на площадке ООН. «Наши делегации в Нью-Йорке активно сотрудничают и даже выступают с совместными инициативами. В частности, по серьезным проблемам, угрожающим миру и безопасности. Это относится к недавним актам терроризма в Турции и принятию совместного заявления СБ, осуждающего все акты терроризма во всех формах и проявлениях», - отметил Э.Мамедъяров. Двустороннее сотрудничество, по словам министра иностранных дел Азербайджана, происходит в соответствие с подписанными президентами обеих наших стран в июле 2008 года Соглашения о стратегическом партнерстве и добрососедстве в рамках Бакинской декларации. Министр отметил, что, пожалуй, самой большой и единственной проблемой сегодня, с которой сталкивается Азербайджан, является проблема нагорно-карабахского конфликта. Он подчеркнул роль России в регионе, в том числе как сопредседателя Минской группы по Нагорно-Карабахскому процессу. О том, что стороны подтвердили готовность содействию нагорно-карабахскому урегулированию поиском взаимоприемлемых развязок, министры России и Азербайджана подробно рассказали журналистам в ходе пресс-конференции.

На вопрос «Ожидаются ли определенные инициативы со стороны России по продолжению переговорного процесса по Нагорному Карабаху? Есть ли сегодня на столе переговоров конкретные предложения»? – глава внешнеполитического ведомства Азербайджана ответил, что стагнация, с которой сейчас сталкивается переговорный процесс по этой проблеме, будет преодолена. «Думаю, как только в Азербайджане и в Армении закончатся выборы, надо утроить наши усилия, с тем, чтобы добиться прорыва, прогресса в урегулировании этого сложного, но решаемого конфликта». Эльмаp Мамедъяров напомнил, как развивался переговорный процесс на двустороннем и на посредническом уровнях. «За последние полтора-два года, даже, не смотря на встречи министров иностранных дел, конкретные обсуждения по субстантивной части (по конкретике) практически не велось. Если в Праге в 2004 году мы начинали Пражский процесс, когда определяли параметры соглашения, то после долгих дискуссий с армянской стороной с участием и при непосредственной поддержке сопредседателей определили формулу, как мы будем действовать дальше. Она простая и определяется возможностью, которую могут взять на себя обе стороны. Армянская сторона берет на себя деоккупацию территорий вокруг Нагорного Карабаха, а азербайджанская сторона берет на себя вопросы безопасности, включая временный статус Нагорного Карабаха, который впоследствии будет (с развитием экономики, гуманитарной составляющей, вложения инвестиций, возврата перемещенных лиц в места своего проживания) восстановлен в регионе».

По словам Э.Мамедъярова, после долгих переговоров так называемый Пражский процесс вылился в Мадридские принципы 2007 года. «Все понимали, что Мадридские принципы – это плод работы на уровне министров, поэтому сопредседатели предложили формат на уровне встреч президентов и в последующие два года продолжались очень интенсивные переговоры на уровне президентов, которые завершились тем, что в 2009 году в Афинах в рамках встречи министров иностранных дел ОБСЕ были представлены обновленные Мадридские принципы», - пояснил глава МИД Азербайджана. Эти обновленные Мадридские принципы были приняты за основу для разработки большого мирного соглашения, которое стало бы реальным документом, позволившим осуществиться намеченному плану. К сожалению, армянская сторона отказалась от этого. «И тогда, за что Азербайджан очень благодарен России, Дмитрий Медведев как президент РФ принял на себя «ношу» привести две стороны (Армению и Азербайджан) к прорыву», - рассказал далее Э.Мамедъяров. Проводились очень интенсивные контакты на уровне трехсторонних встреч президентов – Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев, Серж Сарксян. В промежутке между этими встречами была принята очень важная Московская декларация - первый документ, подписанный президентами этих трех стран, который определял условия и параметры данного соглашения. На сегодняшний момент это единственный документ, который подписан между Арменией, Азербайджаном и Россией на уровне президентов. В нем все расписано и указано, в каких параметрах и формате должен урегулироваться конфликт. «После казанской и сочинской встреч переговоры застопорились, - отметил Э.Мамедъяров. - Теперь вопрос: «Что делать дальше»? На это Э.Мамедъяров ответственно заявил, что позиция Азербайджана абсолютно консолидирована с позицией сопредседателей Минской группы. Она заключается в том, что статус-кво неприемлем и должен быть изменен. Это также обсуждалось на двусторонней встрече министров иностранных дел России и Азербайджана в Москве 21 мая. «Мы говорим, что не надо успокаиваться, потому что статус-кво неприемлем, - подчеркнул Э.Мамедъяров. - Надо удвоить и утроить усилия. Позиция Азербайджана остается консолидированной с Пражским процессом и Мадридскими принципами. Мы берем за основу все шесть принципов, а армянский коллега (министр иностранных дел) озвучил, что Армения принимает полностью все шесть принципов, которые были подтверждены на уровне президентов трех стран-сопредседателей, и на основе этого начинаем наращивать «мясо», которое называется Всеобъемлющее мирное соглашение. Оно предусматривает множество параметров, включая все, что делает армянская и азербайджанская стороны, выстраивая «по расписанию» конкретные действия каждой из сторон. Самая большая головная боль – это наличие армянских войск на территории Азербайджана. Это факт, и отсюда начинаются все проблемы. Даже начало вывода войск приведет к феноменальному прорыву по всем вопросам, которые сегодня обсуждают. Если есть политическая воля, а она должна присутствовать, а не просто рассуждение о том, что сегодня мне нормально живется и я буду так дальше жить, тогда мы можем выйти не только на серьезные договоренности, но и на нормальное добрососедство. Внешняя политика Азербайджана изначально строится на необходимости иметь добрых соседей. И в данном контексте, мы очень хотим, чтобы наши взаимоотношения с Арменией, которые были, когда мы жили в едином государстве, в Советском Союзе, восстановились. От этого убежать невозможно, вы не можете взять свою землю и улететь на Луну. Вы должны находить общий знаменатель, общий язык и точки соприкосновения со своими соседями», - подчеркнул на пресс-конференции глава МИД Азербайджана.

Сергей Лавров в свою очередь также подчеркнул, что статус-кво, безусловно, неприемлем, причем для всех. «Прежде всего, для Азербайджана, Армении и тех, кто живет в Нагорном Карабахе - я в этом глубоко убежден. Статус-кво означает не только нерешенность вопроса о возвращении азербайджанских территорий, но еще и экономическую блокаду Армении, поэтому здесь не нужно никого убеждать в неприемлемости этого статуса. Сопредседатели привержены задаче разблокирования ситуации. Для Российской Федерации статус-кво неприемлем, поскольку между нашими соседями, друзьями - долгий и сложный конфликт, а стабильность и спокойствие на Кавказе является для нас одним из внешнеполитических приоритетов, что отражено в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной В.В.Путиным 12 февраля 2013 года», - сказал Сергей Лавров.

Российский министр напомнил, что Россия с самого начала играла активную роль в процессах урегулирования, При прямом посредничестве нашей страны в мае 1994 года было заключено Соглашение о прекращении огня. «С тех пор мы всячески старались продвигать урегулирование в различных форматах. Россия стала сопредседателем Минской группы ОБСЕ и в этом качестве продолжает активно работать. Эльмаp Мамедъяров упоминал об усилиях, предпринятых нами в качестве одного из трех сопредседателей, когда Д.А.Медведев, в то время Президент России, выразил готовность постараться поискать компромисс между позицией Армении, которая настаивала на том, что для нее приемлем, в качестве основы для переговоров, вариант Мадридских принципов 2007 года, и позицией Азербайджана, который считал необходимым работать на основе варианта 2009 года. Президенты Азербайджана и Армении дали согласие на наши усилия, которые продолжались, как уже было сказано, в течение более двух лет. Президенты больше десяти раз встречались втроем, и, кстати, при этом всегда присутствовали сопредседатели, которых подробнейшим образом информировали о состоянии дел по итогам переговоров на высшем уровне», - отметил российский министр.

Важность пройденного этапа заключается в том, что, как сказал Сергей Лавров: «Эти встречи были весьма полезными для прояснения тех деталей, в которых, как все вы знаете, «кроется дьявол». Основные принципы, закрепленные в заявлениях президентов России, США и Франции, которые принимались в 2009-2012 гг. (Мускока, Аквил, Довиль, Лос-Кабос), никем не оспариваются. Задача сейчас состоит в том, чтобы «переварить» их в практическую плоскость согласования конкретных шагов. Продолжаем работу в этом направлении. Буквально на днях состоялась встреча глав МИД Армении и Азербайджана в Кракове. Э.М.Мамедъяров поделился своими впечатлениями от этой встречи. На ней присутствовали сопредседатели, но была и прямая встреча двух министров. Эти процессы нужно всецело поддерживать, естественно, учитывая внутриполитические календари непосредственных участников. Никто не собирается «опускать руки» - мы будем всячески помогать создавать условия для решения этой проблемы. Хотя, понятно, что решить ее могут только сами заинтересованные стороны, а мы будем этому способствовать».

Сергей Лавров предостерег от поспешных оценок в связи с констатацией стагнации переговорного процесса. «Убежден, что все получится, если стараться искать компромиссы, основывающиеся на учете законных интересов сторон. В принципе, сложность переговоров обусловлена сложностью и глубиной самого конфликта. Так что будем продолжать искать компромиссы. Забыли упомянуть, что завтра (22.05.2013) состоится очередная поездка сопредседателей в регион. Так что работа продолжается», - сказал в заключение Сергей Лавров.

Стоит отметить и ответы министров на вопрос о якобы ухудшении российско-азербайджанских отношений в связи, в частности, с прекращением работы Габалинской РЛС и транзита азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск. Министры категорически не согласились с такими оценками. Сергей Лавров сказал: «Надеюсь, что мы одинаково смотрим на эту ситуацию. Я не согласен с такими оценками. Предлагаю слушать тех, кто непосредственно занимается отношениями на уровне президентов, глав правительств, министров, руководителей межправительственной комиссии. По Габалинской РЛС ситуация давно всем хорошо известна – не сошлись в цене. Все остальное – для тех, кто хочет спекулировать на чем-то, а мы не собираемся заниматься спекуляциями. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о транзите азербайджанской нефти через территорию РФ был подписан в 1996 году. В ходе подписания исходили из того, что «заполняемость» трубы будет полной. Под это понимание, которое было зафиксировано в документе, согласовывался и тариф. Получилось так, что «заполняемость» ниже, и соглашение для российского оператора убыточное. То есть чисто экономические причины. Скажу больше: сейчас наши соответствующие энергетические ведомства и компании занимаются подготовкой нового межправительственного соглашения, которое будет отражать современные реалии, а не ситуацию 1996 года прошлого века». Завершая встречу с журналистами, глава МИД России поздравил азербайджанских друзей с Днем Республики, который будет отмечаться 28 мая, пожелав дружественной стране успехов, процветания и всего самого доброго.

Ключевые слова: Россия МИД РФ Азербайджан

Версия для печати