Механизм защиты прав соотечественников за рубежом

22:03 13.05.2013 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, становится своеобразным координационным центром «скорой помощи» для тех, чьи законные интересы безосновательно нарушаются. Первый год существования Фонда доказал это. Более того, открывая итоговое заседание деятельности Фонда за 2012 год, министр иностранных дел Сергей Лавров сказал: «По прошествии года можно отметить, что Фонд состоялся. В ряде стран с многочисленной русской диаспорой приступили к реализации созданные фондом центры правовой защиты, которые ведут систематическую работу по проведению бесплатных юридических консультаций, оказанию оперативной правовой помощи и по мониторингу правового положения соотечественников. Пока эти центры охватывают страны, на территории которых постоянно проживают более 10 млн. человек. Но в планах фонда продолжать расширять географию центров правовой защиты соотечественников».

По словам министра, в прошлом году была оказана поддержка соотечественникам на сумму, превышающую 50 млн. рублей. «Фонд находится в начале своего пути, но уже сейчас его можно определить, как эффективный инструмент в продвижении задачи, которую поставил Президент РФ, в том числе, в своем Указе от 7 мая 2012 года по вопросам внешней политики и по обеспечению прав наших соотечественников, которые по тем или иным причинам оказались проживающими за рубежом. Фонд помогает реально бороться с пренебрежительным отношением к нормам и  принципам международного права, оказывает адресную защиту интересов наших соотечественников в государствах их проживания», - подчеркнул Сергей Лавров.

Напомним, Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, создан 25 мая 2011 года Указом № 678 Президента России. Учредителями Фонда являются МИД России и Федеральное Агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Что же касается упомянутого министром Указа Президента РФ, то действительно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» прорабатываются меры к увеличению ассигнований федерального бюджета на проекты по поддержке зарубежной российской общины. Планируется, в частности, расширить сеть российских центров науки и культуры за рубежом, открыть новые российские консульские учреждения, прежде всего, в странах СНГ.

 

В повестке дня заседания, состоявшегося в МИД РФ 13 мая, помимо отчета о проделанной за год работе, обсуждалась разработка рекомендаций по определению направлений деятельности Фонда, а также формирование и использование его имущества. Деятельность фонда призвана обеспечить правовую и организационную поддержку соотечественников в случае нарушения их прав, включая этнокультурное право, а также способствовать дальнейшему сплочению российской диаспоры в странах, где живут соотечественники, и где они могли бы пользоваться теми же правами, что и остальные граждане из соответствующего государства. Об этом рассказал на заседании Игорь Паневкин, исполнительный директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Игорь Константинович в прошлом году отвечал на вопросы соотечественников из Эстонии. Полное интервью опубликовано на Интернет-портале «Балтия».

 

http://www.ruvek.info/?module=articles&action=view&id=7466

Лишь один пример общения Игоря Паневкина с сототечественниками из Эстонии. Вопрос читательницы ИнгиЯ гражданка России. Живу в Эстонии, воспитываю троих детей, тоже граждан России. Хочу их в русскую армию отправить служить. Можно потом рассчитывать на помощь, если их в Эстонии начнут репрессировать?

- Уважаемая Инга! Статья 61 Конституции России «гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». Созданный Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2011 года Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, в рамках своей компетенции оказывает помощь соотечественникам в случаях, когда нарушаются их законные права и интересы в странах проживания, в том числе, если против них применяются необоснованные репрессии.

 

Для убедительности в компетентности Фонда приведем лишь некоторые из членов его совета: Министр иностранных дел РФ С.Лавров, Руководитель Россотрудничества К.Косачев, исполнительный директор Фонда И.Паневкин,  начальник управления Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимир Чернов, Президент Гильдии российских адвокатов, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3-го созыва Г.Мирзоев, президент Фонда изучения исторической перспективы и руководитель Европейского института демократии и сотрудничества (Париж) Наталья Нарочницкая.

Фонд работает по насыщенной программе семинаров, консультаций, встреч. Так 14 мая в одном из городов Черногории пройдет бесплатный семинар для соотечественников по налогообложению физических и юридических лиц. Будут рассмотрены вопросы налогообложения физических и юридических лиц; налогообложение арендаторов жилья, их статус, другие налоги; налогообложение собственности; штрафы и наказания. В Черногории по разным данным проживает от 10 до 15 тысяч соотечественников из России. Ещё пример: Русская школа Эстонии» (РШЭ) обратилась к Канцлеру юстиции Эстонской Республики с просьбой проверить на соответствие Конституции закон о частной школе. Принятый в апреле парламентом Эстонии закон о частной школе, запрещающий учреждение школ с русским языком преподавания, нарушает основной закон республики. Это статья 37 Конституции ЭР, согласно которой язык обучения в учебном заведении для национального меньшинства избирает учебное заведение; а также статья 49, согласно которой, каждому дано право сохранить свою национальную принадлежность.

Теперь же в связи с внесенными поправками, частная школа с языком обучения, отличным от эстонского, может быть учреждена при участии местного самоуправления только при наличии выданного правительством разрешения. Однако ни в законе о частной школе, ни в законе об основной школе и гимназии не приводятся четкие критерии, на основании которых может выноситься подобное решение. Это может привести и приводит к затягиванию принятия решений в самом правительстве, и приводит к фактическому саботированию норм Конституции, гласящих, что язык обучения в школе национального меньшинства выбирает сама школа (статья 37 Конституции ЭР). Власти Эстонии поддержали законопроект, касающийся ограничений на организацию муниципальных гимназий с неэстонским языком обучения. Теперь языком обучения в муниципальных гимназиях является эстонский, а в дальнейшем при определении языка обучения любому, в том числе частному, учебному заведению необходимо будет получить разрешение правительства.

Это решение властей Эстонии вызвало негодование у российских соотечественников, проживающих в стране. Доля русских в отдельных регионах Эстонии колеблется от 1% на островах Сааремаа и Хийумаа до почти 70% в Ида-Вирусском уезде, а в таких городах, как Нарва и Силламяэ, составляет более 85%.

Первый год деятельности Фонда показал, что его создание стало оправданным и необходимым. Это подтверждают и сами соотечественники. Ими подано более 60 заявок в Фонд о выделении грантов и субсидий, отмечаются регулярные обращения за консультациями, в том числе по телефону, по почте (и электронной) или через Интернет. Таким образом Фонд можно рассматривать и как инструмент «мягкой силы», способной помочь в таких насущных вопросах, как защита личной свободы соотечественников, их мобильности, права обучаться и общаться на русском языке.

Ключевые слова: МИД РФ Россотрудничество Фонд поддержки и защиты прав соотечественников

Версия для печати