Подлинный современный либерализм означает плохую историческую память и взаимные экономические интересы. Эту истину давно уже демонстрируют к общей выгоде страны ЕС. Когда-нибудь к ней в полном объеме придут в России и Грузии. А пока надо довольствоваться тем, что есть: прагматизмом и желанием понемногу начинать разгребать образовавшиеся завалы в двусторонних отношениях.
Обе стороны понимают пределы допустимого для них в настоящий момент. Москва подчеркивает: «Россия заинтересована в нормализации отношений с Грузией в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона, при учете политических реалий, сложившихся в Закавказье». В свою очередь, аналогичную позицию фактически занимает Тбилиси.
Политические контакты между Россией и Грузией на самых разных уровнях уже начались, несмотря на затянувшееся отсутствие дипломатических отношений. Президент В.В.Путин принял патриарха всея Грузии Илию II. Затем в Давосе состоялась беседа премьер-министра Д.А.Медведева с главой правительства Грузии Б.Иванишвили. В Совете Европы контактировали члены парламентов двух стран. Уже прошли две встречи между заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным и спецпредставителем премьера Грузии по отношениям с Россией Зурабом Абашидзе, следующая ожидается в конце мая этого года.
Официально представители России и Грузии демонстрируют сдержанный оптимизм в отношении перспектив перезагрузки в своих политических и экономических контактах. Переговоры, в этом мало кто сомневается, будут идти долго и сложно. Но кое-что уже сейчас вызывает некоторые надежды.
Хорошо то, что обе стороны прекрасно понимают: их общий интерес – прежде всего сохранение мира в Закавказье. Россия стремится снять некоторое напряжение на своей южной границе, Грузия - на северной. Хорошо, что они обозначили «красные линии», за которые не собираются отступать. Правительство Грузии продолжает курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию. В свою очередь, руководство России не отступит в вопросе признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Ни Москва, ни Тбилиси не ставят в рамки своих обсуждений вопрос о возвращении Грузии в СНГ. Хорошо, что стороны ориентируются в первую очередь на темы, которые можно решать уже сейчас, вне зависимости от имеющихся проблем в двусторонних отношениях.
Понятно и логично, что Грузия стремится снова войти на российский рынок со своим вином и минеральными водами. Понятно и логично, что Роспотребнадзор заинтересован прежде всего в надлежащем качестве этой продукции, что бы там ни говорил темпераментный Михаил Саакашвили относительно устремлений российских экспертов. Кстати говоря, грузинские поставщики заинтересованы в своем бренде не меньше российских потребителей. Как один из последних могу утверждать с полной ответственностью: очень часто попадавшиеся мне продукты грузинского виноделия, не говоря уже о «Боржоми», не имели практически никакого сходства с образцами советского периода. До сих пор помню вкус настоящей Хванчкары, которой угостил меня мой приятель-грузин по случаю победы моего некогда любимого тбилисского «Динамо» в финале Кубка обладателей кубков в 1981 г. Потом, в 90-е и «нулевые», я только сардонически хмыкал, когда приходилось пробовать вино с тем же названием. Скорее всего, так вел себя не только я. О тогдашнем «Боржоми» вообще нельзя вспоминать без слез.
Добавим к этому, что в ближайшее время состоится встреча заинтересованных сторон для обсуждения взаимных поставок пищевой продукции. Так что специалистам Роспотребнадзора предстоит работа уже и по новому направлению.
В поле обсуждения вопросы по наземному транспорту (возобновлению круглосуточного режима работы КПП «Верхний Ларс» - «Казбеги»), авиасообщению, гуманитарным вопросам. Обычные, «технические» вопросы, которые, однако, не решались годами. Быстрого успеха потому добиться будет невозможно, однако выход из еще недавно патовой ситуации уже проглядывает.
Судя по заявлению Григория Карасина, Россия не будет отменять визовый режим для граждан Грузии. Вероятно, однако, что он будет облегчен, но только для некоторых категорий граждан. В Тбилиси предполагают, что Москва согласится пойти на обсуждение получения льготных виз для таких категорий граждан, как имеющих приглашение от российских организаций, ученых, деятелей культуры и студентов. Россия считает полную отмену виз невозможной в условиях отсутствия дипломатических отношений между двумя странами. В Грузии некоторые эксперты говорят о сохраняющихся опасениях в отношении угрозы терроризма.
Еще недавно, кстати говоря, на повестке стоял вопрос о возможном бойкоте Олимпиады со стороны Грузии. Однако новый премьер-министр Бидзиена Иванишвили уже заявил, что грузинские спортсмены будут участвовать в соревнованиях. Другое дело, что грузинскую сторону продолжает волновать вопрос о том, будут ли принимать участие в Олимпиаде Абхазские и южноосетинские спортсмены, и если «да», то в каком статусе. Деликатность проблемы вполне очевидна. Как бы то ни было, по поводу предстоящих в 2014 г. Олимпийских игр в Сочи принята договоренность, что связанные с ними вопросы будут решаться в контакте национальных олимпийских комитетов двух государств.
Теперь о некоторых более серьезных проблемах двусторонних отношений. В Грузии идет «война нервов» между премьером и президентом. Последний сохраняет за собой конституционное право за шесть месяцев до выборов нового главы государства распустить депутатский корпус и назначить новое правительство, в том числе и его председателя. Эти шесть месяцев наступают уже в апреле текущего года со всеми выходящими отсюда последствиями. Иначе говоря, все промежуточные результаты российско-грузинских переговоров и предварительных договоренностей находятся в подвешенном состоянии. К тому же президент Саакашвили в настоящее время не координирует свою внешнеполитическую деятельность с грузинским МИДом, а его заявления, как было официально объявлено, не отражают позицию правительства.
В формате двусторонних контактов между Россией и Грузией не предусматривается обсуждение вопросов, дебатируемых на Женевских переговорах по безопасности и стабильности в Закавказье. В них принимают участие представители ООН, ЕС, ОБСЕ, США, Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии. Президент Саакашвили и грузинская оппозиция считают, что Россия сознательно стремится к размыванию женевского формата, ориентируясь на двусторонние контакты. Премьер Иванишвили и парламентское большинство, напротив, полагают, что для налаживания отношений с северной державой годятся все возможные каналы. Проблема здесь в том, что на каком-то этапе в Тбилиси может возобладать мнение, что стране все-таки выгоден формат Женевских переговоров, поскольку можно будет использовать для давления на Россию представителей многосторонних организаций и США. Однако сторонники такого подхода не принимают во внимание, что в таком случае переговоры сразу же лишатся перспективы и даже зайдут в тупик.
Еще одной видимой проблемой станет вынужденно медленный прогресс в двусторонних отношениях. Быстрых сенсационных прорывов ни по одному из направлений не предвидится. Даже начало экспорта грузинского вина в Россию первое время будет малозаметным событием. Ну, не готовы были грузинские виноделы к масштабной реакции на возникшие перспективы. А ведь лоза по указке дипломатов быстрее расти не станет… Да и соответствующий сегмент на российском рынке грузинским вином (как и минеральными водами) уже потерян, надо будет пробиваться в новый.
Для успеха российско-грузинских отношений надо будет также решать проблему взаимопонимания между нашими обществами. Это будет долгий и тяжелый путь, если учесть угнездившиеся стереотипы и предубеждения.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs