Столкнувшийся с беспрецедентным финансово-экономическим кризисом Евросоюз спешит удалить со своей повестки дня вопросы, связанные с Балканами. 2 июня в Сараево пройдёт самое масштабное в текущем году мероприятие, посвященное балканскому региону, саммит «ЕС – Балканы». Предыдущий саммит 20 марта в словенском городке Брдо ознаменовался чередой скандалов и демаршей, и после отказа от участия в нем всех руководителей Евросоюза свелся к пустым неформальным посиделкам.
Однако предстоящий сараевский форум стоит особняком в политической повестке дня Евросоюза на первое полугодие. Его главным организатором выступает действующий председатель ЕС - Испания. Министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос дал понять, что встреча в Сараево должна стать кульминацией полугодового председательства его страны. В отличие от встречи в Брдо, куда были приглашены руководители балканских стран и ведущие внешнеполитические функционеры ЕС, в столице Боснии и Герцеговины ожидались главы внешнеполитических ведомств США, России и Турции как страны-члена Организации Исламская Конференция (ОИК) и одного из гарантов боснийского урегулирования. Предполагается, что участники форума не только обсудят нынешнюю ситуацию в Боснии и Герцеговине и планы ЕС и НАТО по централизации ее национально-государственного устройства, но и выработают «дорожную карту» урегулирования других балканских проблем – прежде всего, косовской и македонской.
Однако Евросоюз, похоже, рискует наступить на те же грабли или – перефразируя словенский перевод названия местечка Брдо («гора») – споткнуться о ту же гору. Испанские организаторы саммита «ЕС – Балканы», руководство Миссии ООН по делам временной администрации в Косове и краевая миссия Евросоюза - вынуждены вновь решать проблему, которая привела к мартовскому скандалу: под каким флагом приглашать делегацию косовских албанцев, не желающих слышать ни о чём, кроме как полноценном участии в качестве представителей независимого государства, хотя решения ООН прямо запрещают это.
По имеющейся у автора этих строк информации, испанская сторона при содействии главы косовской Миссии ООН итальянского дипломата Ламберто Занниера заранее разработала несколько вариантов, способных, по ее мнению, удовлетворить как Белград, так и Приштину. Один из них действительно заключался в формальном следовании резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года, наделяющей ооновскую миссию исключительными полномочиями представлять Косовский край на международных встречах и переговорах. Именно данный вариант имел в виду министр иностранных дел Сербии Вук Еремич, заявивший на днях, что «достигнута твердая договоренность с испанскими организаторами о том, что формат возможного участия временных органов власти Приштины во встрече в Сараево будет соответствовать резолюции 1244». Он пояснил, что Косово будет представлять Миссия ООН по делам временной администрации, и подчеркнул, что «это согласуется с нашей конституционной позицией в отношении Косово».
Однако в нынешних условиях вряд ли стоит ожидать от руководства ЕС согласования своих действий с «конституционной позицией» Сербии по Косову. Тем более что организаторы саммита в Сараево подготовили еще два сценария. Первый из них предусматривает присутствие в боснийской столице делегаций без государственных символов. Этот вариант изначально прохладно был встречен Белградом, хотя господин Еремич и оговорился, что «какая бы формула в итоге ни была применена, Приштина, в отличие от Сербии, не может быть представлена как суверенное государство ни в Сараево, ни в каком-либо другом месте». «В правовом и политическом смысле это является для нас красной линией, которую мы никогда не переступим», - напомнил глава сербского министерства иностранных дел.
Вариант с отсутствием государственных символов на столах участников форума уже получил международную апробацию на женевских консультациях по урегулированию ситуации на Кавказе с участием делегаций ООН, ЕС, ОБСЕ, России, США, Грузии, Абхазии и Южной Осетии, где встретил определенное понимание.
Однако в последние дни появились свидетельства того, что формат представительства Косово в Сараево будет носить поистине уникальный для международного урегулирования формат. Рядом с министром иностранных дел так называемой «Республики Косово» Скендером Хюсени действительно будет восседать глава краевой Миссии ООН Ламберто Занниер. Однако последний будет представлять исключительно самого себя и свой институт, предоставив албанским властям края полную свободу действий и высказываний. Это уже дал понять пресс-секретарь Миссии ООН по делам временной администрации в Косово Расселл Джики, заявивший приштинской албаноязычной газете «Коха диторе», что в Сараево «Занниер будет представлять только Миссию ООН по делам временной администрации в Косово, но не институты Косово».
Подобный план был выработан совместно с функционерами ООН, Евросоюза и албанских властей Косово и стал откровением даже для местной албанской оппозиции. Три оппозиционные партии в Ассамблее Косово («Альянс за будущее Косово», «Альянс за новое Косово», «Демократическая лига Дардании») уже призвали правительство Хашима Тачи объяснить, в каком качестве на саммите «ЕС - Балканы» будет присутствовать Ламберто Занниер. По словам представителя «Альянс за будущее Косово» (наиболее влиятельной оппозиционной силы на сегодняшней косовской политической сцене) Бурима Рамадани, «правительство Косово должно абсолютно чётко прояснить, какова позиция Занниера на данной конференции: что он представляет». А функционер «Альянса за новое Косово» Мимоза Кусари-Лила заявила буквально следующее: «Мы считаем, что подобным образом Косово будет представлено в рамках резолюции 1244 и своего статуса периода до независимости». Чтобы успокоить страсти, заместитель главы косовского правительства Хайредин Кучи был вынужден отчасти признать правоту оппозиции, согласившись, что участие Косово в саммите в Сараево «безусловно, поблекнет из-за присутствия Занниера».
Сегодня никто не возьмется утверждать наверняка, удастся ли испанской и боснийской дипломатии не только добиться успеха сараевского форума, но даже и просто усадить за один стол всех его участников.
Следует иметь в виду, что предстоящий саммит «ЕС – Балканы» имеет для председательствующей в Евросоюзе Испании особое значение в силу целого ряда обстоятельств. Будучи одной из пяти стран-членов ЕС, до сих пор не признавшей Косово (наряду с Грецией, Кипром, Румынией и Словакией), она вынуждена вести сложные маневры, стремясь сохранить лицо в косовском вопросе и одновременно удовлетворить чаяния брюссельской бюрократии, для которой данный вопрос уже решен в виде независимости Приштины. Кроме того, позиции Мадрида изо дня в день становятся слабее вследствие углубляющегося кризиса Евросоюза, который тянет за собой всю Южную Европу. А значит – отстаивать «особое мнение» по Косову испанские власти смогут лишь до определенного предела: пока оно не станет препятствием для привлечения внешних источников финансирования.
Симптоматично, что как раз в разгар консультаций по поводу формата участия делегации Приштины в саммите «ЕС – Балканы» в Сараево один из европейских дипломатов откровенно дал понять, что Сербии не стоит питать на этот счёт особых иллюзий. Покидающий свой пост посол Швеции в Белграде Кристер Брингеус подчеркнул, что сербская сторона не может рассчитывать на интеграцию в Евросоюз, пока не признает Косова. Тем самым шведский дипломат указал Белграду на европейскую «красную линию» по Косову.
И еще одно важное обстоятельство: проблема албанских сепаратистов Косова ставит под угрозу мероприятие, на котором Брюссель намерен получить «зеленый свет» на ликвидацию боснийской Республики Сербии, именуемой не иначе, как очагом великосербского сепаратизма. Однако подобная неувязка не смущает творцов политики Запад.
Итоги сараевского саммита сразу должны быть доложены участникам начинающейся 3 июня очередной ежегодной встречи Бильдербергской группы – одной из трёх главных парамасонских организаций-строителей «нового мирового порядка».
Вектор политики ведущих западных мировых центров силы - США, ЕС, НАТО - неуклонно смещается на восток. Под первыми номерами в повестке дня заседаний архитекторов «нового мирового порядка» на проходящей 28 мая – 2 июня Парламентской Ассамблеи НАТО и открывающейся 4 июня встречи Бильдербергской группы значатся Закавказье, Иран, Афганистан, энергобезопасность.
Данная стратегия требует от западных столиц не только активной разработки и реализации новой линии в отношении России, но и превентивного урегулирования существующих проблем, способных затруднить «Дранг нах Остен». И если экономический кризис на южном фланге НАТО и Евросоюза развивается во многом по своим собственным законам, то обстановка на Балканах – этом «мягком подбрюшье Европы» - нуждается в скорейшей санации. Основными ее направлениями должны стать ликвидация сопротивления Сербии и косовских сербов в отношении независимости Косово, упразднение боснийской Республики Сербия и надежная «привязка» всех государств региона к евроинтеграционным моделям, предусматривающим отказ от государственного суверенитета в области военного строительства и внешней политики. Достижение данных целей позволит Западу, не связывая себя конкретными обязательствами на предмет приема Албании и государств бывшей Югославии в ЕС и НАТО, полностью переключиться на проблемы Закавказья, Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, используя в своих интересах – или же, при необходимости, спокойно игнорируя - балканские прецеденты, параллели и аналогии.
Имеющаяся информация позволяет утверждать, что, по крайней мере, на настоящий момент благодаря жесткой позиции, занятой косовскими сербами, и определенной политико-дипломатической поддержке, оказанной им Сербией и Россией, а также неоднозначной ситуации, сложившейся вокруг вердикта по Косово Международного суда ООН в Гааге, - удалось избежать реализации на севере Косово силового албанского сценария. Косвенным свидетельством этого может служить молчаливое согласие албанских властей Приштины с проведением 30 мая в городах Косовска-Митровица и Ново-Брдо сербских муниципальных выборов. Они прошли в соответствии с решениями, принятыми правительством Сербии 24 декабря 2009 года. И хотя албанские радикалы призывали косовские власти всеми силами воспрепятствовать голосованию как угрожающему «суверенитету и территориальной целостности Косово» - дальше громких заявлений и митингов протеста дело не пошло. Косовское правительство Хашима Тачи заявило, что проигнорирует выборы в Косовской-Митровице и Ново-Брдо, однако не хочет своим противодействием «вызывать напряженность и дестабилизировать ситуацию». Спецпредставитель Европейского союза в Косово Питер Фейт также лишь подтвердил, что ЕС не признает результаты голосования – что, впрочем, было ясно заранее.
Потерпев определенную неудачу в Косово, западные центры силы теперь намерены ужесточить свою политику в отношении Боснии и Герцеговины и конкретно боснийской Республики Сербской. Именно вопросам ликвидации этого сербского государственного образования будет посвящен открывающийся 2 июня в Сараево саммит «ЕС-Балканы». Кроме того, пропагандистским обеспечением антисербской кампании в Боснии и Герцеговине намечено сделать отмечаемую 11 июля 15-ю годовщину трагедии в Сребренице – которую на Западе уже голословно объявили «геноцидом боснийских мусульман». Юбилейные торжества на костях жертв мнимого геноцида – неплохое сопровождение для ускоренной ликвидации Республики Сербской!
Готовы ли Сербия, сербство и Россия противостоять боснийскому сценарию хотя бы в той же мере, в какой они держат оборону по Косово? К сожалению, на этот счет имеются серьезные сомнения. Россия с 1995 года является членом Руководящего комитета Совета по выполнению Дейтонского мирного соглашения. Это, с одной стороны, предоставляет ей определенную международную трибуну для отстаивания своей позиции. Однако отсутствие у Москвы в данном Совете права вето вкупе с необходимостью согласовывать свои действия с другими его участниками в лице стран-членов НАТО, ЕС и Организации Исламская Конференция объективно снижают способности России проводить самостоятельную и активную политику поддержки Республики Сербской. Отсутствие российских представителей на международных консультациях по конституционной реформе в Боснии и Герцеговине в октябре 2009 года на натовской авиабазе «Бутмир» под Сараево это наглядно продемонстрировало. Да и основной тезис российской дипломатии применительно к урегулированию ситуации в этой бывшей югославской республике – о необходимости скорейшего сворачивания канцелярии Высокого представителя международного сообщества – носит противоречивый характер. Не будучи подкрепленным жестким требованием гарантий существования сербского энтитета, он на деле предполагает скорейший переход всей власти в Боснии и Герцеговине в руки мусульманских властей Сараево – со всеми вытекающими отсюда для боснийских сербов (да и отчасти хорватов) печальными последствиями.
Что же касается руководства Сербии, то мы, к сожалению, в настоящее время являемся свидетелями фактической сдачи Белградом позиций по всем ключевым балканским проблемам (за исключением Косово) под лозунгами евроинтеграции и общерегионального «примирения». Это процесс явственно проявился в ходе встречи 29 мая в Сараево лидеров стран так называемой Игманской инициативы, созданной 10 лет назад в целях «дальнейшего укрепления доверия между народами». Заявления, сделанные президентом Сербии Борисом Тадичем в присутствии своих коллег из Хорватии (Иво Йосипович), Черногории (Филип Вуянович) и Боснии и Герцеговины (действующий председатель коллективного Президиума Харис Силайджич) носят крайне двусмысленный – если не сказать капитулянтский характер.
Ключевым тезисом сербского лидера стали слова о том, что Сербия «уважает территориальную целостность» Боснии и Герцеговины, Хорватии и Черногории. Подобную приверженность нормам международного права можно было бы только приветствовать, если бы Загреб и Подгорица ранее уже не признали независимость Косово – что является грубейшим покушением на территориальную целостность Сербии. Что же касается Боснии и Герцеговины, то эта бывшая югославская республика давно бы сделала аналогичный шаг, если бы не право вето, сохраняемое боснийскими сербами. Во всяком случае, в Сараево трудно найти большего адвоката албанских экстремистов, нежели Харис Силайджич. Клятвы Тадича в верности территориальной целостности Боснии и Герцеговины и Хорватии выглядят сомнительными и с точки зрения искреннего намерения боснийских сербов углублять отношения с «матерью-Сербией», а также кровавой истории подавления Республики Сербская Краина в Хорватии в 1995 году. Заявление Бориса Тадича выглядело бы оправданным, если бы он одновременно поднял на саммите данные вопросы и хотя бы потребовал от своих коллег реальных гарантий защиты интересов сербов. Но эти моменты в его выступлении внятно не прозвучали.
Зато там прозвучала еще одна излюбленная тема Запада – о Сребренице. Борис Тадич пообещал, что его страна «с максимальной решимостью» продолжит сотрудничество с Международным уголовным трибуналом для бывшей Югославии, судящим сербов за мнимый геноцид. «Тем самым мы демонстрируем приверженность европейским ценностям и вносим вклад в политику примирения в регионе» - заявил сербский лидер. Он пообещал лично прибыть в июле в Сребреницу, несмотря на то, что по-прежнему отсутствуют надежные свидетельства и документальные материалы о том, что в действительности происходило там 15 лет назад. Не приходится сомневаться, что Борис Тадич уже сорвал аплодисменты Хариса Силайджича, одного из военных лидеров боснийских мусульман периода войны 1992-1995 годов, позднее прославившегося заявлениями с высоких международных трибун о том, что боснийская Республика Сербская не имеет права на существование как продукт «этнических чисток».
Вряд ли Борис Тадич не отдает себе отчет в том, что его слова льют воду на мельницу наиболее оголтелых антисербских сил. Остается предположить, что подобная позиция является частью более широкого сценария, призванного – как полагает сербское руководство - облегчить Белграду евроинтеграционные процессы и заодно снять накал с ситуации вокруг Косово. Однако проблема в том, что мировая геополитика всегда отводила балканским странам и их лидерам роль в лучшем случае пешек. Умиротворение же агрессоров и подлинных вдохновителей и организаторов геноцида, «этнических чисток» и военных преступлений лишь прокладывает дорогу к новым преступлениям. А боснийские сербы уже явно определены на заклание.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs