Одной из ярких памятных дат наступившего 2013 года стало 100-летие со дня рождения легендарного командира подводной лодки «С-13» Александра Маринеско. Много ли имен подводников знает мировая история военно-морского флота? Их можно пересчитать по пальцам одной руки. А так, чтобы имя это, едва произнесенное, вызывало яркую историческую ассоциацию, - пожалуй, ещё реже. Помнят, конечно, историки и ветераны, исследователи и профессионалы командира американской субмарины «Арчерфиш» Джозефа Инрайта, потопившего самый крупный японский авианосец "Синано" водоизмещением около 70 000 тонн.
Помнят и неуловимого, неуязвимого, виртуозного Александра Маринеско, торпедировавшего и отправившего на дно крейсер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением в 25 000 тонн - с представителями высшего командного состава Вермахта. Это произошло 31 января 1945 года, а 20 февраля шведская газета «Афтонбладет» первой сообщила о том, что на борту потопленного лайнера находилось от девяти до десяти тысяч человек, в том числе 22 гауляйтера польских земель и земель Восточной Пруссии, 3700 унтер-офицеров и 100 командиров-подводников, окончивших спецкурсы для управления подводными лодками, предназначенными для полной блокады Англии, а также вспомогательный батальон войск СС в количестве 300 человек; чиновники, генералы и высший офицерский состав, подчинённый непосредственно Гиммлеру.
Кроме того, старший корабль конвоя, бронированный тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер» водоизмещением 13900 тонн, был самым мощным немецким кораблём на Балтике, мощнее любого из крейсеров Балтийского флота. Снаряд каждого из 8-ми орудий его главного калибра весил более 100 килограммов. После дерзкой атаки корабли охранения преследовали «С-13» в течение двух суток, сбросив на неё около 240 глубинных бомб. Но «С-13» выстояла, и 9 февраля А. Маринеско потопил пароход «Генерал Штойбен» водоизмещением 14 660 тонн. После потопления «Штойбена», при следовании на базу, лодка А. Маринеско подверглась подводной атаке немецкой субмарины, гонявшейся за «С-13» в течение шести часов и выпустившей по ней 8 торпед. Уже при подходе к базе, А.Маринеско провёл «С-13» более трех миль подо льдом. На базу в балтийский порт легендарный экипаж «С-13» вернулся 15 февраля, более чем через месяц героической боевой работы в штормовой зимней Балтике.
В общей сложности по количеству потопленных и выведенных из строя военных кораблей на счету «С-13» - 1/8 часть всего военно-морского флота Германии. Это не позволило вывести из войны такого «морского» союзника СССР, как Великобритания. Англичане по достоинству оценили вклад А. Маринеско в спасение собственного флота: бронзовый бюст его, оправившись от ран Второй мировой войны, решили поставить в Портсмуте военные моряки Королевских ВМС Её Величества. А этот город для Великобритании - то же, что Севастополь и Кронштадт для России.
В чем загадка Александра Маринеско? Почему его не удалось переиграть таким ассам, каковыми были подводники Германии? Об этом шла речь на торжественных встречах и митингах, устроенных сразу в нескольких городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Калининграде и Кронштадте в память о знаменитом соотечественнике, подводнике, капитане III-его ранга Александре Маринеско. В столице празднество инициировал и провел Союз военных моряков при поддержке «Росвоенцентра» и многих общественных организаций. Фонд Андрея Боголюбского представил документальный фильм «Атака века. Последний герой».
В названии киноленты заключены главные вехи в судьбе Героя Советского Союза Александра Маринеско. О них, в том числе, рассказал в фильме очевидец, ветеран военно-морского флота, участник Великой Отечественной войны, один из членов экипажа знаменитой субмарины «С-13» - Станислав Звездов. Он лично знал и ценил исключительные качества своего боевого командира, прошел под его командованием не один поход на Балтике и опроверг все ложные слухи и наветы, сопровождавшие и при жизни и после смерти этого неординарного человека и командира.
А легендой Александр Маринеско стал при жизни. Вот, что рассказал корреспонденту журнала «Международная жизнь» Станислав Александрович Звездов, служивший на субмарине «С-13» гидроакустиком. «Александр Маринеско был гениален, феноменален, технически грамотен, был хорошим чутким воспитателем. Мог простить нарушение формы одежды, но требовал безукоризненных знаний своей профессии, доведенных до автоматизма. Известно, что на море наибольшая доля аварийности приходится на подводный флот. Чем страшна авария на подлодке? Случилась пробоина, волна поступает в корпус, гаснет свет. В кромешной тьме невозможно выключить помпу, если на уровне «автомата» не знаешь, где она. Командир это понимал и придавал большое значение такому знанию.
Он был демократичным командиром, никого не распекал, умел выслушать. Его любили и в команде, и командиры других экипажей. Он родился моряком, кстати, в приморском городе Одессе. Посредственных сослуживцев угнетали независимость и самостоятельность А. Маринеско. Как высокий профессионал он всегда готов был отстаивать собственное мнение, аргументируя его. Он был решительным, смело принимал неординарные решения и умел отстаивать их. Идя на колоссальный риск, А. Маринеско умел просчитывать все до доли секунды».
Один пример из рассказа Станислава Звездова. Получив приказ, уничтожить советскую подлодку «С-13», немецкие подводники выпустили по ней 14 торпед, и 14 раз, благодаря звериному чутью командира и точности его команд, лодка увернулась от неприятеля. «Это была «игра нервов». Мы давали понять противнику, что не обнаружили его, но на «охоту» вышел истинный немецкий асс, он подкрадывался, как кошка, но по ровным интервалам винта, экипаж понимал, что за подлодкой крадутся, и четырежды торпеды, пущенные по «С-13», проносились мимо», - рассказал Станислав Звездов. Был еще один исключительный случай в походе. «Командир, дремлет, прислонившись к обшивке центрового отсека. Вдруг вскакивает и кричит: «Лево на борт»! А что было дальше? - Слышим визг торпед. Александр Иванович был не только высоким и профессионалом-виртуозом, но и замечательных качеств человеком. Справедливый, уравновешенный в общении с экипажем и сослуживцами, грамотный, умнейший, решительный, бесстрашный, он никогда не разговаривал с низшими по званию свысока, был всегда без исключения демократичным. Но привнося дух демократичности в уставные отношения, он нажил себе немало недоброжелателей из высшего офицерства», - отметил С. Звездов.
Народным героем он стал вне зависимости от званий и наград. Именно народными стараниями, усилиями честных военных моряков, сослуживцев, в ком он зажег дух любви к своей труднейшей профессии, вызвав искреннюю любовь к своей личности – и был награжден последним из страны советов званием Героя Советского Союза. Указ о присвоении ему этого звания был подписан не в 1945-ом, а посмертно в…1990 году. Так Александр Иванович Маринеско и стал последним Героем. В одном из фильмов о нем, есть такая новелла: подлодка, выпустив торпеды по цели, неизбежно всплывает и становится уязвима для любого противника. Аналогична и судьба Александра Маринеско, сроднившегося со своей подлодкой сердцем, кожей, всем своим существом. Он служил на пределе человеческих возможностей, в своей стихии он был непобедим. Не знал другой науки - как защищаться от интриг и клеветы. Но это за своего героя сделали друзья и ценители высокого подвига простого советского подводника Александра Маринеско.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs