Российско-французская выставка: «Лошадь и война в XIX веке»

15:09 10.12.2012 Елена Шашкина, редактор журнала «Международная жизнь»

В Государственном центральном музее современной истории России состоялась международная конференция и открытие выставки «Лошадь и война в XIX веке. Франция – Россия», организованная Министерством культуры Российской Федерации, при поддержке Посольства Франции в Российской Федерации и Французского института в России и подготовленная совместно с Государственным Дарвиновским музеем.

Российские специалисты и их французские коллеги обсудили широкий спектр вопросов, в частности, темы: «Лошадь и война» в истории, живописи, скульптуре и литературе, сохранение генетического разнообразия в культурных породах животных России

Из истории изображения лошади (Историческая справка ГЦМСИР)

Люди стали рисовать коней еще на стенах пещер, на сводах пирамид. Ваяли коней полководцев и императоров великие греческие и римские скульпторы. Тщательно выписывали напряженные конские мышцы художники Возрождения.

Первое достоверно известное конное соединение было создано в древней Ассирии в IX столетии до рождества Христова. Ужас на соседей наводили боевые колесницы древнего Египта. Всадники с пиками и мечами, боевые колесницы составляли значительную часть армий древней Греции, непобедимого войска Александра Македонского.

Римляне поплатились за отсутствие интереса к кавалерии тяжелыми поражениями в битвах с Карфагеном, в первую очередь в легендарной битве при Каннах, в которой значительную роль сыграли нумидийские и испанские конники Ганнибала. Много неприятностей доставляли Римской Империи и всадники многочисленных кочевых народов, набегавших на границы с севера и северо-востока. Кочевники шли по южным степям – через Предкавказье и Черноморье народ за народом – скифы, сарматы, авары, готы – позже хазары, печенеги и половцы – и наконец, многотысячная татаро-монгольская конница, чуть не затопившая своими волнами Европу.

Конные рыцари стали творцами новой Европы. Именно рыцарские дружины – копья создали современные государства, дух и характер европейской культуры. И боевые кони стали частью этой культуры. Барды воспели великих рыцарей Европы – Роланда и Сида – и их верных друзей - коней Вельянтифа и Бабьеку.

Древние русы вышли впервые в конные походы при Святославе Игоревиче. В постоянных боях со степняками, в столкновениях с европейскими рыцарями воспитывались княжеские конные дружины. Новгородские конные дружинники Александра Невского разгромили шведов, рыцарей сильнейшего в Европе Тевтонского ордена. Именно конница засадных полков решила и судьбу Руси в Куликовской битве, нанеся первый могучий удар по татаро-монгольской орде.

Русским конникам – поместному конному ополчению пришлось держать южные границы Руси, воевать с Польшей, Швецией, Ливонией. Петр I создал новую кавалерию Российской Империи. Ее составляли блестящие кирасиры, драгуны, легкие и быстрые уланы и гусары, конные пионеры (саперы), егеря и артиллеристы и, конечно, «глаза и уши» русской армии – казаки.

 К началу ХХ столетия кавалерия стала драгунской, сохранив в память о доблести дедов названия старых полков и блестящую парадную форму. В Гражданскую войну кавалерийские армии стали главными творцами побед – как у «белых», так и у «красных».

Славой русской кавалерии стала Великая Отечественная война. Корпуса Белова, Доватора, Кириченко совершали рейды во вражеских тылах.

Сегодня техника вытеснила лошадей из армии. Лишь на дальних пограничных заставах седлают коней наряды, уходящие в дежурство. Поддерживает память о доблести дедов блестящий конный эскадрон Президентского полка.

Отдельно была выделена, специально приуроченная к юбилею победы в Отечественной войне 1812 года, тема роли лошади в наполеоновский период («Лошади Наполеона»).

 

На выставке представлены работы художников советской России, посвятивших свое творчество исторической и военной тематике, в частности, бойцам-кавалеристам, их верным спутникам – лошадям. Посетители смогут увидеть такие работы, как: «Красные казаки на маневрах» (художник Н. Шестопалов), «Трубачи» (художник М. Греков), «Даешь Варшаву!» (художник П. Соколов – Скаля), «Въезд сибирских партизан в Красноярск», 1920 г.» (художник Н. Никонов). 

 

Выставка открыта для посетителей по 13 января 2013 г.

Ключевые слова: Франция Государственный центральный музей современной истории России

Версия для печати