Россия 21-го века для соотечественников, родившихся и выросших вне своей исторической Родины, остается духовным центром притяжения. Об этом шла речь на первой и уникальной в своем роде встрече в Москве потомков дворянского клана Осоргиных. Они съехались из США и Канады, Европы и Австралии, многие уже связали свою судьбу с Россией, проживая в стране своего постоянного пребывания. Так Александра Михайловна Осоргина- Тутунова, - инициатор и организатор этого мероприятия, родилась и проживает во Франции, в Париже, а в России бывает часто в гостях у родственников и друзей, а также в связи с основной деятельностью. Вместе со своим родным братом Георгием Михайловичем Осоргиным она подготовила большую интересную программу вечера. Воспоминания из жизни членов рода Осоргиных, тесно переплетенных с дворянскими родами Трубецких, Лопухиных, Голицыных, Волконских, Майендорфов, которыми делились все присутствовавшие на этой встрече, сопровождались показом на экране подлинных документов, рисунков, любительских домашних документальных фильмов.
Все воспоминания и впечатления составляли эмоциональный рассказ о родовых духовных ценностях, неразрывно связанных с Родиной. Это было повествование о России, любимой, православной, богатой, притягивающей из далекого-далека с необъяснимой силой. Род Осоргиных ведет свою историю в России с XIV века и известен как богатый, особенно духовно, и богомольный. Ярчайшим его представителем является протоиерей Михаил Михайлович Осоргин, которого называли пастырем добрым, евангельским. Он родился в Москве в середине 19-го века, был крещен в церкви великомученика Никиты на Басманной улице. Крестными его были – генерал, герой войны 1812 года Д.Ахлестышев и княгиня Софья Волконская. Родители его принадлежали к лучшему московскому обществу. Среди предков Осоргиных была святая праведная Иулиания Лазаревская-Осоргина, память которой Русская православная церковь чтит 15 января.
Отец - М.М. Осоргин (старший) – штаб-ротмистр Гусарского Его Величества полка, помещик Симбирской и Калужской губерний. Мать – княгиня М.А.Волконская – дочь надворного советника и кавалера князя А.Д.Волконского. К чести потомков, как и их замечательные предки, они хорошо знают и хранят свою родословную. Подлинными документами они могут подтвердить свое право на запись в 6-ю часть - самое древнее и родовитое дворянство в книге дворянских родов, как по Московской, так и по Калужской губерниям. Среди многочисленных родственников, часто приезжавших без предупреждения в дом дедушки Волконского в Хамовниках, были и Кутузовы, и Загряжские, Небольсины, Бенкендорфы, Жемчужниковы. Летом семья жила в имении Сергиевское Калужской губернии, и название это часто упоминалось весь ноябрьский вечер в одном из Московских домов, где проходила встреча потомков Осоргиных.
Александра Михайловна Осоргина Тутунова, рассказывала, что родившись во французском городе Кламаре, она до семи лет не ощущала, что живет не в России. Все домашние и приходившие в дом гости и родственники говорили только по-русски, службы в церкви объединяли тоже исключительно русских прихожан их эмигрантов; сказки, колыбельные, дошкольное домашнее образование – все только на русском. И когда настала пора идти в школу, для неё было потрясением узнать, что существует другой язык, на котором общаются все её школьные сверстники. Видимо с тех пор возникло неистребимое чувство увидеть Россию, в которой родились её прадедушки и прабабушки, тёти и дяди, где осталось родовое гнездо Осоргиных. «Я хотела непременно, во что бы то ни стало своими глазами увидеть страну, где все говорят по-русски», - призналась на вечере встрече Александра Михайловна. И она осуществила свою детскую мечту уже в юношеском возрасте, заработав себе на дорогу в Россию.
Её родной брат, Георгий Михайлович Осоргин, вместе с ней организовавший эту встречу, рассказал о том, как он раскопал всю историю жизни и гибели своего деда, полным тезкой которого он является – о Георгии Михайловиче Осоргине. Он был вторым сыном Михаила Михайловича. В первые годы революции был арестован по нелепой случайности, а позднее, находясь в ссылке на Соловках, был расстрелян среди 37 человек даже не по статье, а в отместку за побег трех морских офицеров на Запад, которые вырвавшись на свободу, рассказали правду о жизни заключенных в Соловецком концлагере.
Внук Георгия Осоргина - Георгий Михайлович Осоргин - сегодня преуспевающий бизнесмен, в поисках правды о своем деде, неоднократно побывал на Соловках, он показал на диапроекторе массу документов, фотографий, рассказывающих о трагической судьбе того, благодаря кому мог родиться и он. С собой он принес бесценную реликвию – носовой платок, на котором дед чернилами написал прощальное письмо родным, письмо – завещание. Его смог вынести незамеченным кто-то из имевших связь с заключенными. В нем были строки, обращенные к теще, Анне Сергеевне Голицыной: «…я хочу, если мне суждено погибнуть в тюрьме, то чтобы Лина и моя семья узнали, что я умру спокойно, молясь о том, чтобы Лина нашла свое счастье и чтобы ее жизнь на земле не ограничилась бы той цепью страданий и горя, которая ее сковала по выходе замуж за меня. Бедная она, бедная, зачем Вы только разрешили выйти за меня замуж?!» Речь идет о жене Георгия Михайловича – Александре, которая дважды навещала своего мужа в Соловецком лагере. Сын, родившийся впоследствии, Михаил Георгиевич Осоргин, стал священником Русской Православной церкви во Франции.
Это лишь малая часть воспоминаний, которыми делились друг с другом родственники - близкие и далекие, разбросанные в пределах, не ближних от России, но бережно хранящие память о ней, о своем древнем и все еще крепком и процветающем роде Осоргиных, внесших свой неоценимый вклад в духовное развитие родной земли. Связь с ней не прерывалась, благодаря каждому из рода, оставшемуся верным православию, памяти предков и России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs