ПИР-Центр провел в Москве Международный семинар «Конференция 2012 по созданию зоны, свободной от ОМУ, на Ближнем Востоке – в поиске конструктивных решений».
Хорошо известно, что в декабре 2012 года на основании решения Обзорной конференции 2010 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в Хельсинки (Финляндия) планируется провести Международную конференцию по вопросу создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов ОМУ (ЗСОМУ). Российская Федерация, наряду с США и Великобританией, является одним из ключевых игроков по подготовке данной конференции, поскольку является ко-спонсором ближневосточной резолюции Конференции ДНЯО 1995 года. Однако до сих пор на международном уровне конструктивных развязок, которые позволили бы обеспечить успех Международной конференции 2012 года, не найдено. В этой связи международный семинар ПИР-Центра в Москве был призван способствовать нахождению путей конструктивного диалога между ключевыми участниками обсуждения перспектив ЗСОМУ на Ближнем Востоке.
Первую сессию международного семинара открыл заместитель Министра иностранных дел России С.Рябков. В своем выступлении заместитель главы дипломатического ведомства заявил, что российская сторона приветствует процесс создания зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО) считая это важной и эффективной мерой укрепления международного режима ядерного нераспространения. Россия является принципиальным сторонником создания новых ЗСЯО, активно содействуя этому процессу. За последнее время Россия ратифицировала Протоколы I и II к Договору Пелиндаба (договоры о зонах, свободных от ядерного оружия, в Африке – прим. Ред.). Совместными усилиями с государствами-членами АСЕАН и партнерами по ядерной «пятерке», подчеркнул заместитель министра, удалось добиться существенного прогресса на пути международно-правового оформления ЗСЯО в Юго-Восточной Азии. Не так давно, 17 сентября с.г. в Нью-Йорке состоялось подписание представителями стран ядерной «пятерки» и Монголии встречных деклараций по поводу безъядерного статуса последней. Россия, отметил С.Рябков, активно содействует «созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и всех других видов ОМУ, а также средств его доставки (ЗСОМУ)».
До настоящего момента в регионе, по мнению заместителя министра, «есть государства, которые не поставили под гарантии МАГАТЭ свою ядерную деятельность и не участвуют в ДНЯО». Ряд стран остается вне конвенций по запрещению химического и биологического оружия, остаются и вопросы у МАГАТЭ к некоторым странам региона - участницам ДНЯО в отношении характера их ядерной деятельности.
На обзорной Конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО были найдены и единогласно приняты важнейшие для начала процесса решения, поставлены основополагающие задачи, подчеркнул С.А.Рябков, отметив при этом, что ближайшая задача - проведение в 2012 году в Хельсинки Конференции по созданию ЗСОМУ на Ближнем Востоке, в организации которой Россия как «соучредитель» Конференции принимает активное участие.
Участники международного семинара за работой
По мнению заместителя главы российского дипломатического ведомства, развитие поступательного диалога по ЗСОМУ на Ближнем Востоке, в свою очередь, может служить интересам достижения ближневосточного урегулирования, создавая для этого более благоприятную атмосферу. «Региональные аспекты безопасности могли бы стать предметом обсуждения в ходе Конференции 2012 года и в постконференционный период при том, естественно, понимании, что основное внимание должно все-таки фокусироваться непосредственно на проблематике ЗСОМУ», - подчеркнул заместитель министра.
Российская Федерация приложила значительные усилия для того, чтобы реализация резолюции 1995 года по Ближнему Востоку сдвинулась с мертвой точки. «Вклад в субстантивное развитие данного процесса способен внести и данный семинар, учитывая состав его участников, их квалификацию и способность к незашоренному взгляду на имеющиеся проблемы», - отметил С.Рябков. Выступление заместителя Министра иностранных дел России было выслушано участниками семинара с большим вниманием.
Затем слово было предоставлено заместителю генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии, послу Н.Спасскому. Заместитель руководителя «Росатома» остановился на вопросах укрепления региональной безопасности, которые открываются при развитии атомной энергетики. По мнению посла Н.Спасского, начавшееся мощное развитие ядерной энергетики, в том числе и в таких высоко конфликтных регионах, как Ближний Восток, объективно создает условия для размывания режима ядерного нераспространения в его нынешнем виде. И это необходимо учитывать. В своем выступлении заместитель руководителя «Росатома» остановился также на той роли, которую может сыграть Россия в удовлетворении запроса ряда государств региона на развитие атомной энергетики. Быстрое развитие экономик государств Ближневосточного региона ставит перед руководством этих стран задачу обеспечения энергетической безопасности, отметил он. В современном конкурентном мире решающее значение приобретает обладание надежными и долгосрочными источниками энергии. Единственной реальной альтернативой использованию углеводородного сырья на сегодняшний день является атомная энергетика. Однако политическая ситуация в регионе ставит особые задачи перед теми правительствами, которые стремятся развивать атомную энергетику. Существуют и опасения международного сообщества относительно ядерной программы некоторых государств, которые проявляют себя в решениях МАГАТЭ по Ближневосточному региону.
Как отметил в своем выступлении посол Н.Спасский, с учетом долгосрочных интересов России по выходу на атомный энергетический рынок стран Ближнего Востока и многолетнего опыта сооружения и безопасной эксплуатации атомных электростанций, участие России, участие Росатома в ближневосточном проекте ПИР-Центра («Россия и государства Ближнего Востока: продвигая стратегические интересы») могло бы одновременно способствовать формированию позитивного имиджа современных российских ядерных энергетических технологий. Заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии подчеркнул, что со стороны государств региона к участию в реализации проекта уже выразили интерес исследовательские центры ОАЭ, Саудовской Аравии, Египта, Катара, Кувейта и Бахрейна.
С обстоятельным докладом «Зона, свободная от ОМУ, на Ближнем Востоке: не откладывать поиск развязок» выступил президент ПИР-Центра В.Орлов. По мнению руководителя ПИР-Центра, нет сомнений в том, что конференция в 2012 году будет бесполезным упражнением, если на нее не будут приглашены - точнее, если не примут приглашения - Израиль и Иран, два единственных неарабских государства региона. К каждому из них есть вопросы, без ответа на которые невозможно продвигаться в сторону формирования ЗСОМУ. На сегодняшний момент Иран, насколько известно, готов участвовать в конференции, в то время как вопрос, будет ли в ней участвовать Израиль, до конца не прояснен. Очевидно, что вопрос о степени вовлечения Израиля в процесс ликвидации ОМУ на Ближнем Востоке является ключевым.
Как считает В.Орлов, задачи Конференции-2012 - это ключевой вопрос. Прежде всего, участники конференции должны будут договориться об ограничении предмета рассмотрения. Многих дипломатов и экспертов настораживает, что говорить придется не только о ядерном оружии, но и о других видах ОМУ, а также, возможно, и о средствах его доставки. Действительно, опыта такого широкого подхода к зонам в мире не имеется. Велик риск «утонуть». Однако, как полагает руководитель ПИР-Центра, сложность и объемность задачи преувеличена. По его мнению, конференция должна будет принять несколько решений, указывающих путь вперед. Эти решения стали бы комбинацией формирования региональных мер доверия и подготовкой «черновика» будущего договора по ЗСОМУ или ЗСЯО:
- первым таким решением могло бы стать совместное заявление всех участников конференции воздерживаться от атак на все задекларированные ядерные объекты друг друга, равно как и от угрозы таких атак;
- вторым могло бы стать решение о формировании постоянно действующего регионального механизма по мерам доверия в ядерной области, а также в области химического и биологического оружия и отдельных типов средств доставки;
- третьим решением могла бы стать «дорожная карта», указывающая путь к постепенной постановки всех объектов ядерной инфраструктуры региона под гарантии МАГАТЭ;
- четвертым решением могли бы стать односторонние параллельные заявления Израиля, Египта и Ирана о готовности ратифицировать ДВЗЯИ в ближайшее время;
- пятым могло бы стать решение конференции - ее венец - о формировании межгосударственной комиссии по выработке текста договора о ЗСЯО на Ближнем Востоке.
Позитивный поворот, как считает В.Орлов, возможен при наличии ряда условий:
государства региона должны предпринять серьезнейшие усилия по выстраиванию мер доверия на Ближнем Востоке, чтобы снизить конфликтный потенциал;
вместо растаскивания «мирного атома» по «национальным квартирам», используя здесь стандартные механизмы прошлого века, странам региона следует посмотреть вперед, на возможности, которые открывают многосторонние подходы к развитию ядерного топливного цикла (ЯТЦ);
необходимо усиливать институциональное сотрудничество в атомной области в регионе.
Россия, заключил президент ПИР-Центра В.Орлов, активно подключилась к подготовке Конференции 2012 года, при этом государственные структуры работают во взаимодействии с российскими неправительственными организациями, занимающимися проблематикой ядерного нераспространения.
С большим интересом участники международного семинара встретили выступление директора Департамента по вопросам безопасности и разоружения (ДВБР) МИД России М.Ульянова. По мнению высокопоставленного российского дипломата, пикантность ситуации в отношении Конференции 2012 года состоит в том, что пока нет подтверждения от всех стран региона, что они будут участвовать. Две страны не говорят ни «да» ни «нет»: это Иран и Израиль, две ключевые страны хранят молчание. Участие именно этих государств в конференции имеет во многом решающее значение, и, как считает директор ДВБР МИД России, было бы полезно, чтобы израильские и иранские представители вступили по данной проблематике в неофициальный контакт. Важно подготовить заранее и согласовать с основными участниками итоговый документ, подчеркнул М.Ульянов. По его мнению, соображения, представленные ПИР-Центром, кажутся несколько амбициозными. Российский дипломат считает, что нужно ориентироваться на очень краткий итоговый документ предстоящей Конференции, очень не амбициозный, в котором бы содержались бы два основных положения: во-первых, подтверждение готовности работать в направлении достижения долгосрочной цели создания зоны и, во-вторых, решение о создании соответствующего механизма. Это мог бы быть комитет или нескольких рабочих групп, с тем, чтобы прописать договор. Все субстантивные вопросы, по мнению М.Ульянова, следует откладывать на потом с целью их проработки. Главная задача, по мысли директора Департамента по вопросам безопасности и разоружения, состоит в том, чтобы «запустить рабочий механизм».
С большим вниманием участники международного семинара ожидали его сессию под названием «Есть ли будущее у безъядерного Ближнего Востока?», на которой выступала заместитель государственного секретаря США Роуз Готемюллер. Сессию провел главный редактор журнала «Международная жизнь» А.Оганесян.
Р. Готемюллер и А.Оганесян на семинаре ПИР-Центра
Как подчеркнула в своем выступлении заместитель государственного секретаря США, несмотря на объединенные усилия международного сообщества, только страны Ближневосточного региона могут определить успех запланированной на декабрь этого года конференции в Хельсинки по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. «США вне Ближневосточного региона не могут предопределить успех проведения этой конференции. США также не могут повлиять на ее результаты. Успешное проведение этой конференции станет возможным только в том случае, если сами страны региона станут участниками этого мероприятия», - сказала Р.Готемюллер. По словам заместителя госсекретаря США, важно, чтобы государства Ближнего Востока вели подготовку к конференции в Хельсинки совместно, проводя работу на разных уровнях. Она выразила надежду, что диалог в Хельсинки будет конструктивным.
Примечательно, что в своем выступлении, заместитель госсекретаря США выразила обеспокоенность вопросами осуществления контроля за химическим оружием в Сирии. «Ответственность за обеспечение достаточного контроля в отношении химического оружия ложится на руководство Сирии. Пока оно находится под достаточным контролем. Нас беспокоит, что будет в будущем, пока мы продолжаем рассматривать это как серьезную проблему», - подчеркнула Р.Готемюллер. По ее словам, данная проблема требует постоянного внимания.
«Мы будем работать со всеми заинтересованными сторонами как в регионе, так и за пределами региона, одна из которых - это Российская Федерация», - сказала заместитель госсекретаря США.
В рамках последовавшей дискуссии модератор сессии, главный редактор журнала «Международная жизнь» А.Оганесян, обращаясь к заместителю главы государственного департамента США, задал вопрос, касающийся проблемы учета обычных систем вооружений при выведении баланса ядерных уравнений в стратегических договоренностях. «Скептики относительно создания безъядерной зоны на Ближнем Востоке часто говорят, что нельзя построить отдельные безъядерные зоны в ядерном мире, - отметил А.Оганесян, - и это довольно сомнительный тезис, но есть еще один аспект, чисто разоруженческий. Обычные вооружения по своей разрушительной силе приближаются к ядерным. Этот факт уже начал сказываться на позиции в наших двусторонних российско-американских переговорах. А на региональном уровне можно ли не учитывать баланс обычных вооружений? Мы знаем, что некоторые страны накопили «smart weapons» (так называемое «умное» оружие), которое потенциально может быть очень разрушительными. Можно ли, не учитывая этой составляющей, говорить о безъядерном мире, безъядерной зоне, например, о безъядерной зоне на Ближнем Востоке?»
Заместитель госсекретаря США Р.Готемюллер таким образом сформулировала свою точку зрения по этому вопросу: «Вы затронули одну из самых значимых для меня тем. Многие знают, что я так сказать, «неравнодушна» к теме контроля над обычными вооружениями. Вопрос Ваш интересен и он поднимает еще более широкий вопрос, который мы должны рассматривать. Существуют серьезные проблемы региональной безопасности, которые заставляют страны приобретать современные системы вооружений. Мы это должны учитывать. Ранее я говорила о взглядах президента Б.Обамы, о его пражской инициативе, о том, что в наш век ядерное оружие представляет особую угрозу, если попадет в руки террористов или если одновременно будет иметь место широкое распространение. И если мы будем двигаться только в направлении ядерного разоружения, то мы тем самым будем лишь признавать, что в какой-то момент в будущем оружие будет использоваться. У нас 60-летний мораторий на использование ядерного оружия, и, с моей точки зрения и с точки зрения президента США, мы хотели бы, чтобы этот мораторий стал постоянным. По этой причине мы считаем, что особое внимание надо уделять ядерному оружию и вопросу о том, каким образом избавиться от ядерного оружия. Но если посмотреть на баланс обычных вооружений в ближневосточном регионе мира и в других регионах мира, то я вижу тесную взаимосвязь ситуации и целесообразности. Отсюда вытекает необходимость решения вопросов и безопасности и того, какие вопросы надо решать, если мы занимаемся обычными вооружениями. Не важно, к каким видам оружия мы применяем контроль, это не может решить всей проблемы. Эти проблемы предстоит решать по-разному, через экономические отношения между странами, через отношения безопасности, через политический диалог и т.д. Здесь у нас универсальный подход. Я думаю, что Вы, г-н Оганесян, поступили мудро, подняв этот вопрос. Я считаю, что это часть комплексной проблемы, которая касается решения вопросов безопасности на Ближнем Востоке в целом. Спасибо большое за этот вопрос».
В ходе семинара выступили высокие представители Финляндии, Израиля, Египта, Ирана, Египта, Марокко, Иордании, ОАЭ, Турции, Лиги арабских государств (ЛАГ), МАГАТЭ, в числе которых: координатор Конференции 2012 г. по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов ОМУ, Я.Лааява, директор по вопросам разоружения и международным связям ЛАГ В.Аль-Ассад, постоянный представитель Ирана при ООН и других международных организациях в Вене А.Солтани, заместитель генерального директора по стратегическим вопросам МИД Израиля Дж.Иссахарофф, председатель Египетского совета по международным отношениям М.Шакер, другие. По мнению дипломатов и экспертов, состоявшийся обмен мнениями был в высшей степени полезен и продуктивен, и, без сомнения, сыграет свою позитивную роль в вопросе проведения Конференции по созданию зоны, свободной от ОМУ, на Ближнем Востоке.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs