Перспективы расширения сети Российских центров науки и культуры, разработка концепции «Русская школа за рубежом»

14:17 13.07.2012


Тезисы выступления К.И.Косачева на Cовещании послов и постоянных представителей Российской Федерации
11 июля 2012 г. 

Мне предложено поговорить сегодня о двух конкретных темах российской внешней политики на гуманитарном направлении – о развитии сети Российских центров науки и культуры (РЦНК) и о разработке концепции «Русская школа за рубежом».

Прежде, чем говорить о каждом из этих важнейших и заслуживающих отдельного разговора вопросов конкретно, хотел бы напомнить собравшимся, что теперь реализация стратегических целей государства, в том числе и во внешнеполитической сфере, осуществляется – прежде всего с точки зрения бюджетного финансирования – на основании государственных программ. МИД России проделал очень серьезную работу по подготовке государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность». Россотрудничество внесло свой вклад в эту работу, подготовив Подпрограмму 3 «Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию».

Расширение сети и модернизация Российских центров науки и культуры за рубежом значится в Подпрограмме как «Основное мероприятие 3.1.». Оно предусматривает как количественный рост инфраструктуры по продвижению российских гуманитарных интересов за рубежом, так и выведение действующих загранпредставительств Россотрудничества на современный уровень требований к содержательному и технологическому наполнению их деятельности. Разработанную как Аналитическую программу ведомства «Модернизация сети Российских центров науки и культуры за рубежом» предстоит преобразовать в Концепцию и на этой основе представить на утверждение в установленном порядке перспективный план расширения географии загранпредставительств Россотрудничества.

В текстовой части Подпрограммы дается и характеристика ситуации с РЦНК – безусловно, каждый из вас хорошо знает, как обстоит дело с работой РЦНК/представительств Россотрудничества в стране вашей деятельности, однако хотел бы поговорить о картине в целом. До сих пор сказывается провал на этом направлении, образовавшийся в 90-е годы, когда вопреки общемировой тенденции, начиная с 1992 года, Россия значительно сократила свою информационно-культурную сеть за рубежом. В период до 2004 года были закрыты РЦНК и представительства в 65 странах, объем бюджетного финансирования упал в 4 раза. К 2011 г. физический и моральный износ материально-технической базы сети РЦНК (по данным представителей Россотрудничества) составил более 80%, что требует отдельных – комплексных или точечных - решений на основе специального обследования.

Между тем сеть РЦНК и зарубежных представительств является нашей главной опорой и инструментом продвижения российского гуманитарного присутствия в мире. Сегодня мы представлены в 74 странах: в 55 странах функционируют 62 Российских центра науки и культуры, в 19 странах работают 24 представительства в составе посольств.

Задача развития сети Российских центров науки и культуры поставлена в Указе Президента «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» No 605 от 7 мая 2012 г., который поручает также Правительству РФ разработать концепцию усиления ресурсного и кадрового потенциала Россотрудничества.

На наш взгляд, расстановка внешнеполитических приоритетов России должна найти свое отражение и в логике  дальнейшего расширения сети РЦНК. Они должны открываться там, где это больше всего нужно России и где они будут максимально востребованы, а, значит, полезны. Безусловно, сегодня это направление СНГ, где

а) планомерно развиваются интеграционные проекты с нашим инициативным участием, б) сконцентрированы интересы России во всех сферах – от безопасности до образования и в) проживают миллионы соотечественников.

Так, в соответствии с перспективным планом расширения сети представительств на 2013-2015 гг., в случае соответствующего бюджетного финансирования планируется открыть:

- в 2013 году три РЦНК в Республике Беларусь (в городах Брест, Витебск, Гомель),

- три РЦНК на Украине (в Симферополе, Одессе и Харькове), - два РЦНК в Казахстане (в Алма-Ате и Уральске),
- РЦНК в Приднестровье (в Тирасполе),

- в 2014 году РЦНК начнут работу  в Азербайджане (г.Гянджа), в Армении (г.Гюмри), Киргизии (г.Ош), Таджикистане (г.Худжанд).

С 2010 года в Южной Осетии действует представительство Россотрудничества, а уже в сентябре текущего года ко Дню независимости республики запланировано открытие полноценного Российского центра в Цхинвале.

Если говорить о других странах, то здесь одним из ключевых направлений становится Азиатско-Тихоокеанский регион. Необходимо закреплять долгосрочное российское культурное присутствие в Австралии, Лаосе, Сингапуре, Южной Корее, Японии путем открытия полноценных Российских центров науки и культуры.

В активной фазе находится работа по созданию условий для открытия РЦНК в Румынии, Турции, ОАЭ. Ведется обсуждение проектов соглашений об учреждении культурных центров в Иране, Македонии, Хорватии, Никарагуа, в странах Балтии - Латвии, Эстонии, а также в ряде африканских государств: Мали, Алжире, Кении, Гвинее, Судане. В ближайшей перспективе предусматриваем направление представителей в Канаду и Нидерланды. Таким образом, к 2018 году география нашего присутствия будет охватывать 87 стран, а к 2020 году – до 100 стран.

Очевидно, что расширение и модернизация зарубежной инфраструктуры требует корректировки и развития законодательной базы. Это касается как законодательных актов, регламентирующих деятельность самого Россотрудничества, так и подписания соответствующих межправительственных соглашений по учреждению культурных центров. Нами уже направлены предложения по внесению изменений в Указ Президента No 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества». Также с точки зрения перспективной работы по открытию РЦНК за рубежом важно наладить более скооперированную работу по согласованию проектов межправсоглашений с российскими посольствами в странах пребывания. В этом вопросе мы очень рассчитываем на содействие коллег-послов и на помощь квалифицированных юристов-международников МИДа России. Сейчас на различных стадиях разработки находятся 27 проектов соглашений.

Особую важность имеет вопрос о зданиях, в которых работают наши центры и представительства. Многие помещения взяты в аренду на несколько лет. Но для планомерной и долгосрочной работы, конечно, целесообразнее приобретать здания в собственность или использовать уже имеющуюся за рубежом российскую недвижимость. В этой связи ожидаем поддержки Министерства иностранных дел и предложений со стороны роспосольств в создании условий для работы наших представителей, в том числе и в пустующих российских объектах, а также на содействие МИД России в проведении в случае необходимости их капитальных ремонтов.

По концепции «Русская школа за рубежом».

Во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации Россотрудничество совместно с МИД России, Минобрнауки России и другими российскими ведомствами и научным сообществом подготовило проект концепции «Русская школа за рубежом». Документ прошел первое согласование с российскими федеральными органами исполнительной власти, ответственными за исполнение этих поручений.

В настоящее время проект с учетом замечаний и предложений Минкультуры России, Минфина России, Минэкономразвития России направлен через МИД России на повторное согласование для последующего его внесения в установленном порядке на рассмотрение Президенту и Правительству Российской Федерации.

Проект Концепции получил поддержку на Всемирной тематической конференции соотечественников «О статусе русского языка в зарубежных странах», которая состоялась в октябре 2011 года в Москве.

Концепция направлена на формирование и поддержку типовых моделей российских образовательных учреждений за рубежом, которые будут осуществлять свою деятельность по отечественным образовательным программам. Она определяет приоритетные цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общеобразовательных учреждений с преподаванием на русском языке в зарубежных странах, а также название, основные критерии организации, типы таких учреждений и виды их государственной поддержки.

Критериями организации русских школ за рубежом являются: обучение на русском языке; соответствие структуры и содержания основных образовательных программ российским государственным образовательным стандартам; конкурентоспособность общего образования на русском языке на зарубежном образовательном рынке.

Для определения статуса русской школы за рубежом вводятся следующие ее типы.

Русская школа за рубежом (I тип) – это российское государственное общеобразовательное учреждение, где преподавание ведется на русском языке в соответствии с российскими государственными образовательными стандартами. Школы находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Выпускникам выдается документ об образовании (аттестат) государственного образца.

Русская школа за рубежом (II тип) – это общеобразовательное учреждение, где преподавание ведется на русском языке по интегрированным образовательным программам в соответствии с российскими и национальными государственными образовательными стандартами. К ним относятся школы, созданные за рубежом при участии Российской Федерации, деятельность которых регулируется межправительственными (межгосударственными) соглашениями. Выпускникам этих школ выдается документ об образовании страны ее месторасположения, а также дополнительно российский документ об образовании (аттестат) государственного образца.

Русская школа за рубежом (III тип) – это государственные и негосударственные национальные общеобразовательные учреждения, где преподавание ведется на русском языке или имеются отдельные классы с преподаванием на русском языке. Их деятельность регулируется национальным законодательством страны месторасположения. Эти школы реализуют национальные программы обучения, при этом уровень освоения в них образовательных программ в целом и/или по отдельным предметам соответствует требованиям российских государственных образовательных стандартов. Выпускникам выдается документ об образовании страны месторасположения школы и предоставляется возможность дополнительно получить российский документ об образовании (аттестат) государственного образца.

Русская школа за рубежом (IV тип) – это учреждения дополнительного образования (курсы, школы выходного дня, воскресные школы и др.). Они реализуют отдельные образовательные программы, соответствующие требованиям российских государственных образовательных стандартов общего образования. Школы функционируют в соответствии с национальным законодательством.

Образовательные учреждения с преподаванием на русском языке в зарубежных странах, соответствующие одному, нескольким или всем критериям, смогут на основе добровольной регистрации в Россотрудничестве получить сертификат о статусе русской школы за рубежом определенного типа. Наличие сертификата дает им возможность получения государственной поддержки, соответствующей типу школ.

Государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

– информационная поддержка (комплекс мероприятий, которые обеспечивают школы информацией нормативного правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера);

–методическая поддержка (комплекс мероприятий, которые содействуют организации и осуществлению образовательного процесса в школах на основе современных методических разработок российских педагогов);

– материально-техническая поддержка (комплекс мероприятий, позволяющий организовать обучение в школах на современном уровне);

– профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров (комплекс мероприятий, направленный на непрерывное образование педагогических кадров школ, включающий очные, заочные и дистанционные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации).

Концепция «Русская школа за рубежом» послужит основой для разработки специальной подпрограммы «Русская школа за рубежом» Государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность».

Работа по приему в оперативное управление российских школ в странах СНГ

В соответствии с Указом Президента России ведется работа по передаче в ведение Россотрудничества 14 федеральных государственных общеобразовательных учреждений – средних общеобразовательных школ Минобороны России и ФСБ России, расположенных в 5 странах СНГ: Армении, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Украине.

На заседаниях Межведомственной рабочей группы (МВРГ) по передаче школ обсуждались имущественно-финансовые вопросы приема-передачи их движимого и недвижимого имущества, их статус и условия дальнейшего функционирования за рубежом, подготовка и заключение новых межправительственных соглашении между Российской Федерацией и государствами СНГ.

В апреле с.г. разработанный Россотрудничеством проект нового Межправительственного соглашения «О продлении деятельности российских общеобразовательных школ на территории Республики Армения» направлен на согласование в профильные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации – МИД России, Минобрнауки России, Минобороны России, ФСБ России и Росимущество.

По представлению МИД России Правительство Российской Федерации приняло решение от 13 января 2012 года NoИШ-П2-107 продлить срок передачи до завершения и решения всех юридических формальностей приема-передачи школ Минобороны России и ФСБ России в ведение Россотрудничества. 

Ключевые слова: русская школа за рубежом

Версия для печати