Московская конференция по сирийскому процессу призвана оказать содействие реализации Плана Кофи Аннана к мирному, а ненасильственному урегулированию в Сирии, альтернативы которому нет. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, собрав оперативный брифинг 9 июня в пресс-центре МИД на Смоленской площади. Глава внешнеполитического ведомства России выступил перед журналистами в связи с тем, что накануне на заседании Генеральной Ассамблеи ООН была озвучена российская инициатива собрать в Москве международную конференцию по проблемам Сирии в связи с тем, что План мирного урегулирования Кофи Аннана начал «пробуксовывать» - такой термин используют дипломаты. А для того чтобы многосторонний диалог состоялся, необходима площадка, которую и предложила Москва.
Сергей Лавров неоднократно подчеркнул в беседе с журналистами, что позиция России неизменна – конфликт в Сирии решать только через мирное урегулирование, а не через насильственную смену режима, не через масштабную конфронтацию, с массовыми жертвами среди мирного населения. «Насилие среди мирных людей мы не можем допустить, и мы должны сделать всё, чтобы в качестве первейшей задачи это насилие остановить. План Аннана даёт такую возможность. Но самое главное: чтобы он выполнялся в полной мере и всеми, без исключения, включая внешних игроков», - подчеркнул министр.
Сергей Лавров полагает, что План нуждается в конкретизации, чтобы понять как, каким образом всем сторонам конфликта прекратить военные действия и прийти к началу политического диалога. По мнению министра, обсудить все эти вопросы и призвана Московская конференция, о сроках которой пока говорить рано, но она будет созываться в оперативном порядке. «Конференция затеяна не для того, чтобы предрешить параметры политического урегулирования, а создать условия для того, чтобы сирийцы сами этим занялись. Не навязывать сирийцам решения, а подталкивать их к поиску компромиссов», - подчеркнул Сергей Лавров. Он отметил, что сам Кофи Аннан исходит из того, что договариваться должны сами сирийцы.
При этом министр опроверг многочисленные заявления о том, что План Аннана якобы себя не оправдал. Сергей Лавров называл по пунктам те результаты, которые были достигнуты в процессе реализации Плана, принятого в апреле этого года. Первый пункт Плана о необходимости сирийского правительства активно работать с командой Кофи Аннана по налаживанию политического процесса: контакты с правительством Сирии у команды Кофи Аннана есть, это отмечает в своих рапортах Глава наблюдательной миссии ООН норвежский генерал Мут.
Далее. Пункт о прекращении боевых действий и об обеспечении перемирия. Как отметил Сергей Лавров, поначалу сирийские войска уходили из населённых пунктов, но города, которые покидали правительственные войска, сразу же занимали оппозиционные части. Поэтому, уточнил министр, и нужен механизм, чтобы этого не происходило. Оппозиция не выполняет пункт о прекращении насилия.
Третий Пункт касается обеспечения гуманитарной помощью мирного населения Сирии: состоялся форум с сирийским правительством – помощь доставляется.
Пункт по освобождению заключённых: были освобождены сотни заключённых из сирийских тюрем.
Пункт относительно допуска СМИ на территорию Сирии: российская сторона настояла на том, чтобы сирийские власти открыли границы для журналистов. Министр предостерёг тех, кто действует в собственных интересах, руководствуясь принципом «чем хуже, тем лучше» для того, чтобы оправдать интервенцию. Лишь в этом Сергей Лавров усматривает «пробуксовывание» Плана Кофи Аннана.
Между тем люди в Сирии продолжают гибнуть, и во многом это происходит потому, что внешние игроки подталкивают вооружённую оппозицию на непримиримые подходы, на продолжение военных действий, что создаёт надежду у оппозиционеров на повторение ливийского сценария. «Всё это очень опасная игра, и наша позиция на этот счёт неизменна – мы не пойдём на то, чтобы санкционировать в Совете Безопасности ООН применение силы, это привело бы к тяжелейшим последствиям для всего Ближневосточного региона», - сказал на брифинге Сергей Лавров. «К тому же не нужно создавать серьёзные проблемы в Ливане, которые уже начинают там проявляться. Другие страны не останутся не задетыми сценарием применения внешней силы для решения сирийской проблемы. Всё это чревато созданием большой «дуги нестабильности» от Средиземного моря до Персидского залива. Надеюсь, что грамотные люди это понимают, как понимают и угрозу сунито-шиитского противостояния в регионе. Это не то будущее, которого мы все желали для этого региона, который называют ещё регионом Большого Ближнего Востока. Мы все хотим, чтобы народы этого важнейшего в геополитическом отношении региона жили мирно и сами определяли свою судьбу», - заявил российский министр.
Внешние игроки – кто они? Сергей Лавров созвал брифинг ещё и за тем, чтобы обратить особое внимание на ситуацию в Сирии, которая приобретает всё более тревожный характер. Внешние игроки в открытую оказывают поддержку вооружённым формированиям оппозиции, но в то же время требуют от мирового сообщества решительных действий по поводу смены режима в Сирийской Арабской Республике. Впервые за всё время кризиса остро и эмоционально ставится вопрос об иностранной интервенции. Россия же продолжает придерживаться того принципа, что государство любой страны несёт главную ответственность за то, что происходит на территории соответствующего государства. Власти Сирии не исключение. Однако нельзя обвинять во всём сирийские власти, возложив исключительно на них всю вину и ответственность за происходящее.
Силы извне оказывают моральную и финансовую поддержку сирийской вооружённой оппозиции. «Трагедии в Хуле, Кубэре, другие многочисленные акты насилия, включая громкие теракты в Дамаске, Алеппо, других городах, которые получили осуждение Совета Безопасности ООН, - всё это результат конфронтации, которая поддерживается силами извне. Это и снабжение оппозиции оружием, деньгами, содействие трафику боевиков из соседних стран в Сирию», - сказал Сергей Лавров. Он привёл ряд фактов, когда 8.06. 2012 года из подствольного гранатомёта в Дамаске было обстреляно здание, в котором проживают российские специалисты. 09.06.2012 на западе Дамаска был обстрелян автобус с российскими специалистами. Осенью прошлого года был обстрелян офис российской компании «Стройтрансгаз» в Хомсе. На днях СМИ сообщали о столкновениях близ города Алхеффо в провинции Латтакия в ходе попытки захвата его боевиками «Сирийской свободной армии», были уничтожены две машины «скорой помощи». Это борьба за свободу для народа?
По словам главы российского внешнеполитического ведомства, Москва располагает достаточной информацией о том, что операции сирийской оппозиции проходят под командованием внешних сил. «Данных достаточно о том, что происходит снабжение вооруженной оппозиции оружием, другими необходимыми средствами поддержания боеспособности, информацией помогают «Сирийской свободной армии», - сказал он. Сергей Лавров подчеркнул, что в Москве даже есть информация о том, кто является командирами различных вооружённых групп сирийской оппозиции. Министр привёл данные статистики за период конфликта, во время которого были убиты 34 врача, 42 медицинских работника тяжело ранены, некоторых вырезали вместе с семьями. Нападениям и разграблениям подверглись 24 больницы, 84 поликлиники, частично или полностью выведены из строя 200 машин «скорой помощи». В прошлые годы в многоконфессиональной Сирии не были известны случаи гонения или убийства на религиозной почве. Сейчас это уже не редкость и такое случается всё чаще. Жертвами стали и десятки христиан, многие из них вынуждены покидать страну, в которой их предки жили два тысячелетия. Подверглись обстрелам ряд монастырей, среди которых знаменитый монастырь в Сейднае, где хранится икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой. Нападениям подверглась и церковь Омасзинар в Хомсе, куда приходили люди разных конфессий поклониться поясу Пресвятой Богородицы.
От журналистов и работающих в Сирии международных специалистов известны многочисленные случаи преследования жителей, сочувствующих властям, вплоть до физической расправы – об этом тоже говорил на брифинге Сергей Лавров. В этой связи он сделал упрёк некоторым ангажированным журналистам, подающим в медийное пространство неверные сигналы о действиях вооружённой оппозиции в Сирии, представляя её боевиков как защитников мирного населения. Однако интересно узнать, как боевики относятся к журналистам, в том числе за проявляемое к ним (боевикам) сочувствие. В Интернете британский журналист телеканала «Chanel for news» Алекс Томпсон рассказал, как он побывал в городе Пуссейр на ливанской границе в расположении боевиков, а потом поехал обратно, боевики посоветовали ему ехать по дороге, которая неминуемо должна была попасть под пули сирийских военных. Журналист считает, что это не было ошибкой, это было намеренными действиями боевиков, так называемых революционеров. Его ожидаемую смерть (которой он по счастью избежал) боевики намеревались использовать как антиассадовскую пропаганду.
Глава российского внешнеполитического ведомства также затронул тему свободы слова в Сирии: «Мы все хотим свободы слова, но когда в Евросоюзе, в Лиге арабских государств принимается авторитарное решение, чтобы блокировать вещание сирийских и частных телеканалов, наверное, это не очень вписывается в свободу слова», - заявил глава МИД России Сергей Лавров. Он отметил, что сразу вспоминается, как (США в 1999 году) бомбили телецентр в Белграде, как силы иностранной коалиции в 2011 году бомбили телецентр в Триполи. Но не все журналисты поступаются своей профессиональной честью: в знак протеста против редакционной (ангажированной) политики «Аль-Джазиры» уволилась группа журналистов.
«Так что из приведённых фактов видно, что ответственность за происходящее несёт не только сирийское правительство, во многом то, что происходит, является следствием действий тех, кто не прекращает финансирование незаконных вооружённых формирований, вербует наёмников, помогает их переправке через границу и заигрывает со всякого рода экстремистами ради собственных геополитических целей. Мы обеспокоены ростом активности террористических и экстремистских сетей в Сирии», - сказал министр на брифинге. И не только этим: тема беженцев разыгрывается всё теми же внешними игроками. «Кстати, говоря о применении двойных стандартов в той или иной ситуации, всё чаще в качестве оправдания применения внешней силы для Сирии, указывают на проблему беженцев». На щит поднимаются цифры в 80 тысяч беженцев из Сирии, причём, по данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в Ливане 28 тысяч беженцев из Сирии, в Иране - 5 тысяч, в Иордании - 21, 5 тысячи, в Турции - 25 тысяч человек. Но при этом никто не вспоминает о тех беженцах из Ирака, которые проживают на территории Сирии, а их около миллиона. Кто-нибудь слышал о них? Кто-нибудь вспоминает о сотнях тысяч сербских беженцев из Косова и Восточной Славонии? Что это: забывчивость или двойные стандарты в подходах?
Журналисты просили у министра оценок угрозы нарастающего конфликта. Сергей Лавров сказал: «Создается ощущение, что мы находимся на краю полномасштабного гражданского конфликта в Сирии. То, как разрешится сирийский кризис, будет играть огромную роль в том, каким будет мир дальше, будет ли он опираться на Устав ООН или он будет рассматриваться как место, где действует право сильного. Могу сказать, каковы наши ощущения, к чему это может привести: к грубейшему нарушению стабильности, последствия будут непредсказуемы, они затронут огромное количество стран региона, сердцевиной этого процесса будет разлом внутри исламского мира – суннитов и шиитов. Наши оценки говорят о том, что такой сценарий вероятен, если мы вместе не предпримем скоординированных шагов по воздействию на все сирийские стороны, чтобы они прекратили друг с другом воевать и сели за стол переговоров». Подвести их к этому и призвана Московская конференция.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs