Прагматизм, открытость и многовекторность

16:33 09.05.2012 Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Ключевые направления развития страны и деятельности властных структур намечают более десяти объемных Указов стратегического характера, которые сразу же после инаугурации подписал в Кремле Президент России Владимир Путин.

Документы, в числе которых Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»[i], касаются как внешней, так и внутренней политики – на тех направлениях, которые Глава государства определяет как главные.

Среди Указов:

«О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

«О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

«О долгосрочной государственной экономической политике»;

«Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

«О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации»;

«О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса»;

«Об обеспечении межнационального согласия»;

«О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»;

«О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы».

Характерно, что тематика Указов сфокусирована на принципиальных, системных проблемах развития страны и народа – социальная сфера, экономика, оборона, общественные отношения, наука, образование, здравоохранение, демография, доступное жилье. В ряду этих системных проблем находится и внешняя политика.

Давайте посмотрим, какие ключевые моменты во внешнеполитической работе выделяет Глава Российского государства, как расставляет приоритеты, кого видит партнером, какие ставит задачи? Документ большой и объемный – в нем есть ответы на эти вопросы. Курсив в тексте – от автора.

 

В первых же фразах Указа формулируются три принципа, на которых намечена последовательная реализация внешнеполитического курса Российской Федерации, позволяющего обеспечивать её национальные интересы. Это – принципы прагматизма, открытости и многовекторности «в условиях формирования новой полицентричной системы международных отношений».

Итак: прагматизм, открытость, многовекторность.

Попробуем расшифровать.

Прагматизм – руководствуемся, в первую очередь, российскими интересами.

Открытость – внешняя политика России открыта, ясна, предсказуема.

Многовекторность – Россия готова сотрудничать со всеми странами, со всем регионами мира, со всеми международными организациями и объединениями. Не будем забывать, что на Гербе Российской Федерации орел двуглавый – и на Запад смотрит, и на Восток!

Уже в пункте 1 Указа мотивируется такой подход – подобная внешняя политика должна «содействовать созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития Российской Федерации, модернизации её экономики, укреплению позиций России как равноправного партнёра на мировых рынках».

Другими словами: задача внешней политики России – обеспечить развитие страны и народа, способствовать модернизации экономики.

При этом центральное место уделяется вопросам международного права, без чего невозможно предсказуемое развитие международной жизни. В Указе прямо дается поручение Министерству иностранных дел РФ «добиваться утверждения верховенства права в международных отношениях, твёрдо отстаивать центральную роль ООН в мировых делах, основополагающие принципы Устава ООН, которые требуют развивать дружественные отношения между государствами на основе равноправия, уважения их суверенитета и территориальной целостности».

Специально отмечена главная ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности.

Многовекторность видна уже в положениях Указа, касающихся – и это вынесено на первое место – многосторонней дипломатии:

- «активно задействовать различные формы многосторонней дипломатии, включая БРИКС, «Группу двадцати», «Группу восьми», Шанхайскую организацию сотрудничества;

- содействовать активизации коллективных международных усилий по противодействию глобальным вызовам и угрозам, включая опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, наркотрафик, организованную преступность, региональные конфликты».

Некоторые обозреватели уже отметили порядок, в котором расставлены внешнеполитические приоритеты России:

- Содружество Независимых Государств;

- Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г.;

- Союзное государство с Республикой Белоруссия;

- Таможенный союз и Единое экономическое пространство Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, создание к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза;

- Организация Договора о коллективной безопасности.

В рамках деятельности СНГ особо выделены усилия по урегулированию двух конфликтов – в Приднестровье и в Нагорном Карабахе. Для России это важные задачи.

В Указе четко сформулирована позиция РФ по ещё одной теме: «активно содействовать становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению международных позиций, обеспечению надёжной безопасности и социально-экономическому восстановлению этих республик». Это – ответ тем, кто мечтает на Кавказе о реванше.

 

Целый спектр вопросов связан с отношениями Россия – Европейский союз. Задачи здесь поставлены такие:

- выступать за достижение стратегической цели – создание единого экономического и человеческого пространства от Атлантического до Тихого океана;

- отстаивать принципы равноправия и взаимной выгоды в работе над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Европейским союзом о стратегическом партнёрстве;

- способствовать эффективной реализации программы «Партнёрство для модернизации»;

- развивать взаимовыгодное энергетическое партнёрство в целях создания единого энергетического комплекса Европы, добиваясь строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств».

В целом речь идет о продолжении работы по тем направлениям, которые уже существуют, и диалог по которым идет не первый год. Правда, первая из перечисленных задач – создание единого экономического и человеческого пространства от Атлантического до Тихого океана – представляется сколь амбициозной, столь и перспективной.

В Европе должны помнить идею генерала Де Голля о построении единой Европы от Атлантики до Урала. Сегодня Россия, развивая эту тему, предлагает более широкую её трактовку, которая, несомненно, связана с нашими целями опережающего развития Сибири и Дальнего Востока. Фактически, европейцы получают официальное приглашение к участию в этой великой программе!

 

Столь же акцентирован на развитие российских Восточных регионов и «месседж», который содержится в Указе для наших партнеров и соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Эта часть документа прямо так и сформулирована:

«наращивать участие в региональных интеграционных процессах в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Обратим внимание на то, что в этой части документа впереди всех остальных, весьма важных, задач поставлен именно вопрос российского развития. А уж за ним и иные, среди которых и коллективная безопасность в АТР, и диалог Россия-АСЕАН.

Заметно, что в этой части Указа перечислены поименно практически все страны региона – партнеры России. Три из них – Китайская Народная Республика, Республика Индия и Социалистическая Республика Вьетнам - названы стратегическими партнёрами. А с Японией, Республикой Корея, Австралией, Новой Зеландией и другими ключевыми государствами АТР Россия намерена «развивать взаимовыгодное сотрудничество».

 

Значительный блок в Указе составляют положения, касающиеся подходов Российской Федерации к отношениям с Соединенными Штатами Америки. Показательно, что ряд этих положений свидетельствует о том, что Россия формулирует новые, принципиальные и кое-где более жесткие позиции. 

Первая позиция: в отношениях с Соединёнными Штатами Америки «проводить курс на поддержание стабильного и предсказуемого взаимодействия на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения взаимных интересов, ориентируясь на выведение двустороннего сотрудничества на подлинно стратегический уровень».

Попробуем разобраться по деталям.

Равноправие – роль «младшего партнера» не для России.

Невмешательство во внутренние дела – требование абсолютно законное, «прозрачное», хотя и немного подзабытое…

Уважение взаимных интересов – ещё один «дипломатический намек», который можно расценивать как заявку на защиту интересов России на постсоветском пространстве, где разворачиваются серьезные интеграционные процессы, и где у России присутствуют несомненные интересы.

Россия также ставит перед США целый ряд вопросов по экономическому сотрудничеству, многие из которых ждут своего решения.

В Указе четко сказано: «уделять приоритетное внимание качественному наращиванию торгово-экономического сотрудничества, расширению деятельности Российско-Американской президентской комиссии, обеспечению равноправного, недискриминационного режима в двусторонней торговле на постоянной и безусловной основе;

вести активную работу в целях недопущения введения односторонних экстерриториальных санкций Соединёнными Штатами Америки против российских юридических и физических лиц».

Вот так дело Виктора Бута вызвало официальную, практически, политическую реакцию Москвы, на которую в Вашингтоне, видимо, не рассчитывали. Арест российского гражданина в Тайланде, а потом вывоз его американцами на суд в США возмутил российское общество. И Президент Путин дал оценку этому в своем Указе.

Здесь же, несколько ниже, говорится о том, что Россия будет «содействовать продвижению и защите интересов российского бизнеса на внешних рынках, обеспечивать дипломатическое сопровождение отечественных деловых проектов, противодействовать дискриминации за рубежом российских участников внешнеэкономической деятельности».

Государство выступает за бизнес на мировых рынках.

 

Стратегическая безопасность – давняя сфера сотрудничества РФ и США. Вопрос об американской ПРО вокруг наших границ способен испортить многое в этой сфере. И в Указе прямо формулируются задачи на этом направлении:

«обеспечивать последовательную реализацию Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 г.;

исходить из того, что переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только в контексте учёта всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность;

последовательно отстаивать российские подходы в связи с созданием глобальной системы противоракетной обороны Соединённых Штатов Америки, добиваясь предоставления твердых гарантий её ненаправленности против российских сил ядерного сдерживания».

Сказано абсолютно ясно: «переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только в контексте учёта всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность». Упорство Вашингтона в вопросе о ПРО может подорвать многолетний процесс ядерного разоружения, который начинали ещё СССР и США, заключив первый Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) 26 мая 1972 года. Неужели в Соединенных Штатах хотят нанести ущерб 40-летней совместной работе?

 

С российской стороны цели ставятся ясно и недвусмысленно, особенно в области безопасности. И это понятно, ведь России нужно РАЗВИТИЕ, а для его успеха требуется БЕЗОПАСНОСТЬ.

Поэтому в Указе даются установки на проведение вполне определенной политики в Евро-Атлантическом регионе, где сосредоточены те международные организации и силы, от которых зависит уровень безопасности в мире:

«продолжать работу в целях создания на Евро-Атлантическом пространстве системы равной и неделимой безопасности на международно-правовой основе;

развивать отношения с Организацией Североатлантического договора (НАТО – С.Ф.) соразмерно её готовности учитывать интересы Российской Федерации в сфере безопасности и стратегической стабильности и уважать основополагающие принципы международного права;

продвигать инициативы по реформированию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ – С.Ф.) в целях превращения её в эффективный механизм коллективного взаимодействия в интересах всех государств-участников».

В трех фразах трижды звучит слово «безопасность»…

 

Дружеские отношения России со странами Латинской Америки и Африки также не обойдены в Указе. Вместе с этими партнерами России надо «консолидировать позиции по повестке дня международных форумов, обеспечивать реализацию мер, направленных на использование потенциала растущих рынков Латинской Америки для закрепления российских компаний в динамично развивающихся секторах промышленности, энергетики, связи и транспорта, а также расширять сотрудничество с многосторонними объединениями в регионе;

развивать традиционно дружественные связи со странами Африки в целях дальнейшего продвижения геополитических и экономических интересов Российской Федерации на базе многогранного взаимовыгодного сотрудничества, расширять контакты с Африканским союзом и субрегиональными объединениями в решении проблем развития Африки».

 

Упоминание целого ряда международных конфликтов и формулирование подходов России к их разрешению – одна из ключевых частей Указа. Здесь говорится о том, что Россия намерена:

«отстаивать безальтернативность политико-дипломатического урегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества путём вовлечения всех заинтересованных сторон в переговоры;

содействовать всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой базе;

поддерживать создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки;

выступать за преодоление внутригосударственных кризисов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки путём прекращения насилия, откуда бы оно ни исходило, и проведения общенационального диалога без предварительных условий, на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств и невмешательства в их внутренние дела;

добиваться урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы исключительно политико-дипломатическими средствами, через налаживание диалога, на основе поэтапности и взаимности;

способствовать мирному урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова в рамках шестистороннего переговорного процесса и продолжению работы по формированию механизма мира и безопасности в Северо-Восточной Азии».

Интересен подход к афганской проблеме. В Указе подчеркнута наша позиция: «на двусторонней основе и во взаимодействии с партнёрами по Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества, а также в рамках проектов по линии Совета Россия-НАТО, оказывать содействие Исламской Республике Афганистан в деле построения мирного, независимого, демократического государства, способного самостоятельно решать проблемы борьбы с терроризмом, наркотиками и организованной преступностью». Россия протягивает руку Афганистану!

 

Новым моментом можно назвать усилия России на Арктическом и Антарктическом направлениях. Два полюса планеты Земля – Северный и Южный – становятся в наши дни площадкой борьбы за контроль над их территориями, на которых уже разведаны гигантские запасы углеводородов. Тема выходит на уровень забот высшего политического руководства. Термин «континентальный шельф» из учебников и энциклопедий переходит на страницы государственных документов:

«продолжать целенаправленную работу по надлежащему международно-правовому оформлению внешних границ Российской Федерации, включая внешние границы континентального шельфа, и разграничению прилегающих морских пространств при безусловном обеспечении национальных интересов России, прежде всего, в сфере безопасности и экономики, исходя из задачи укрепления доверия и сотрудничества с сопредельными государствами;

проводить конструктивную линию на укрепление разноформатного сотрудничества в Арктике при уважении суверенитета и юрисдикции арктических государств;

продолжать работу по сохранению и расширению присутствия Российской Федерации в Антарктике, в том числе, на основе эффективного использования механизмов и процедур, предусмотренных системой Договора об Антарктике».

 

В тексте Указа акцентируется внимание на нескольких гуманитарных вопросах в международных отношениях. Это и облегчение визового режима между Россией и Европой, Россией и США; и защита прав, свобод и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; и усилия по созданию юридической базы и механизмов для эффективной защиты прав и законных интересов российских детей, усыновляемых (удочеряемых) за рубежом; и расширение российского культурного присутствия за рубежом; и укрепление позиций русского языка в мире.

Важным представляется прямое указание «принять меры к расширению заграничных консульских учреждений Российской Федерации и к увеличению бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующие проекты по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и некоммерческой организации «Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом».

Тема соотечественников выходит на первый план.

 

В Указе также содержится прямой призыв «эффективнее использовать ресурс публичной дипломатии, вовлекать гражданское общество во внешнеполитический процесс»; «совершенствовать информационное сопровождение внешнеполитической деятельности в интересах объективного восприятия Российской Федерации на международной арене».

В лице хорошо поставленной информационной и гражданской поддержки российская дипломатия, несомненно, получит новые возможности для отстаивания своих позиций во многих вопросах разнообразной и разноплановой международной жизни.

 

«Путин определил внешнеполитический курс России» - так озаглавило свой комментарий одно из российских изданий. Наверно, согласившись с такой оценкой в целом, надо уточнить: президент В.В. Путин расставил акценты в нашей внешней политике, которые соответствуют целям и задачам страны во втором десятилетии XXI века.

 

Ключевые слова: МИД РФ президент России Владимир Путин

Версия для печати