Уважаемые дамы и господа,
На очередном заседании Совета Россия-НАТО мы подробно рассмотрели ситуацию в наших отношениях, прежде всего, в контексте реализации договоренностей, которые были закреплены на саммите СРН в Лиссабоне в ноябре 2011 г.
Напомню, там было заявлено о необходимости перехода к новому этапу сотрудничества, а именно – подлинно стратегическому партнерству, основанному на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости.
Все члены Совета Россия-НАТО подтвердили приверженность задаче продолжения движения вперед к созданию общего пространства мира, стабильности и равной безопасности в евроатлантическом регионе – как об этом условились лидеры наших стран в Лиссабоне.
Сегодня мы констатировали, что на отдельных и весьма важных направлениях наше сотрудничество развивается успешно, открываются дополнительные перспективы его развития.
В этой связи особо выделили нашу нацеленность на конкретные усилия по противодействию терроризму. Налаживается взаимодействие в обеспечении безопасности на транспорте. Идет обмен опытом в обеспечении безопасности при проведении крупных международных, в том числе, спортивных мероприятий. Продолжается совместная разработка технических средств дистанционного обнаружения взрывчатых веществ.
В конце марта проведены командно-штабные контртеррористические учения по реагированию на захват круизного лайнера в международных водах. Они помогли выявить целый ряд перспективных направлений, которые позволят сделать антитеррористическое взаимодействие более эффективным.
Продолжается сотрудничество по борьбе с пиратством у берегов Сомали. Там работают корабли ВМФ России и стран-членов НАТО. В декабре 2011 г. на предыдущем министерском заседании СРН мы одобрили консолидированные рекомендации по борьбе с пиратством. Сегодня констатируем, что они успешно претворяются в жизнь.
Много говорили об Афганистане. Это, конечно, наша общая проблема. К сожалению, несмотря на усилия международного сообщества, угрозы терроризма и наркотрафика с территории этой страны не уменьшаются. Нас сильно беспокоит, как будут развиваться события после планируемого вывода из Афганистана контингентов МССБ. Считаем, что вывод должен быть синхронизирован с процессом обеспечения способности афганских сил безопасности самим контролировать ситуацию в своей стране и противодействовать экстремистским группировкам и наркопреступникам.
Мы стремимся обеспечить взаимодействие с партнерами по СРН в сфере подготовки афганских национальных кадров, в том числе в области безопасности. За последние пять лет мы подготовили около 2000 специалистов антинаркотических ведомств из Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии. Заработал Трастовый фонд для обслуживания вертолетной техники российского производства, имеющейся на вооружении афганских сил безопасности. Известно, что эффективно функционирует транзит через российскую территорию различных грузов для МССБ. Видим еще немало возможностей сделать наше сотрудничество по Афганистану более эффективным. В частности, мы вновь привлекли внимание к неоднократным предложениям ОДКБ наладить сотрудничество с натовцами, начиная с борьбы с производством наркотиков и их транспортировкой.
Одновременно, отмечая позитивные моменты, вынуждены констатировать, что между Россией и странами НАТО сохраняются расхождения по некоторым фундаментальным вопросам, затрагивающим безопасность нашей страны и стратегическую стабильность в мире в целом. Прежде всего, речь идет о проблематике противоракетной обороны. Наш приоритет - сохранение стратегической стабильности в условиях, когда США и страны НАТО в одностороннем порядке создают свою глобальную противоракетную оборону. Нам необходимы четкие гарантии, что развертываемые противоракетные средства США и НАТО не будут нацелены против российского стратегического потенциала. Эти гарантии должны базироваться на объективных критериях, позволяющих оценивать соответствие создаваемой ПРО заявленной цели – парирование ракетных вызовов, источники которых находятся за пределами евроатлантического региона.
Сегодня мы подробно об этом говорили. Намерены продолжить разговор. Полагаем, что мы должны выйти на такие решения, которые учитывали бы интересы безопасности всех без исключения стран-членов Совета Россия-НАТО. Именно за такой подход высказались президенты и премьер-министры наших стран. Учет интересов всех членов СРН особенно актуален в отношении проблемы ПРО.
Недавно было проведено компьютерное командно-штабное учение Совета России-НАТО по противоракетной обороне театра военных действий, которое убедительно показало объективные преимущества именно совместной работы по построению ПРО в формате Россия-НАТО. Рассчитываем, что этот вывод – о преимуществах совместной работы - будет использован и в ходе дальнейшего обсуждения будущих рамок взаимодействия России и НАТО по большой противоракетной обороне, по вопросам концепции и архитектуры ПРО в Европе. Надеемся, что те решения, которые планируется принять по проблеме ПРО на саммите в Чикаго, не перечеркнут такую возможность в нашей совместной работе.
Мы, безусловно, говорили о событиях, происходящих в соседних регионах - прежде всего, на Ближнем Востоке и Севере Африки. Я привлек внимание к необходимости извлечь уроки из ливийского кризиса как с точки зрения жертв среди гражданского населения, так и в плане «расползания» наблюдающейся нестабильности с территории Ливии в соседние страны в виде просачивания боевиков и контрабанды оружия. Результаты этой «расползающейся» нестабильности уже ощущаются, в частности, в Мали.
По каким-то причинам мои коллеги говорили о Сирии. Хотя я слышал неоднократные заявления Генерального секретаря НАТО, что эта организация Сирией не занимается.
Мы изложили свой подход по Сирии. Он известен. Я только что дополнительно обсудил эту тему с Госсекретарем США Х.Клинтон. Мы убеждены, что необходимо сделать все для обеспечения прекращения огня в соответствии с планом К.Аннана. Ситуация в этой стране очень нестабильная. Есть желающие ее дестабилизировать еще больше, искусственно спровоцировать возобновление полномасштабного насилия. С такими провокаторами необходимо бороться. Для этого важно в кратчайшие сроки направить в Сирию полноформатную группу наблюдателей, обеспечив их безопасность. Об этом сейчас сирийское правительство ведет консультации с ооновскими экспертами по тексту соответствующего протокола.
В целом, мы убеждены, что искать взаимоприемлемые решения в наших отношениях с НАТО можно по любым вопросам. Нацеленность на такую работу будет укреплять доверие, которого пока хватает не во всех делах, поможет преодолевать стереотипы блокового мышления, выходить на качественно новый уровень взаимодействия, которое лидеры наших стран в Лиссабоне охарактеризовали как подлинное стратегическое партнерство. Перед нами стоит эта цель, ее никто не отменял. Однако необходимо работать на иных принципах, нежели просто повторять, что «у нас есть расхождения, давайте не будем делать их главным в нашей работе». Расхождения нужно преодолевать через большее понимание друг друга. К этому нужно стремиться. Мы к этому готовы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs