Россия и африканское искусство

14:38 16.01.2012 Валерий Егошкин, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ


Уникальное искусство африканского континента в последние годы становится все более востребованным. Оно неизменно привлекает интерес зрителей, тем более что внимание к Африке в целом постоянно растёт.

В крупнейших европейских и американских городах существуют хорошо оборудованные музеи, художественные галереи, регулярно организуются многочисленные выставки, издаются богато иллюстрированные каталоги публичных и частных коллекций. Интерес проявляется не только к традиционному, т.н. «примитивному», искусству племен и народов Африки, но и к современным работам самобытных африканских авторов.

Всему миру известны коллекции африканских артефактов из Музея Метрополитен в Нью-Йорке, Британского музея в Лондоне, Музея на набережной Бранли в Париже, Музея Тервюрен в Брюсселе. Крупные коллекции и музеи африканского искусства создаются на Ближнем Востоке, в Южной Америке, в азиатских странах. Все большее внимание к изобразительному искусству Африканского континента проявляют в Китае, где заниматься собирательством африканских артефактов становится не только модным, но и прибыльным.

В отличие от западноевропейских стран, где первые коллекции были созданы за счет колонизации Африки, Россия никогда не присутствовала на континенте в качестве колониальной державы. И, тем не менее, российские исследователи и путешественники всегда интересовались культурой и искусством народов Африки. Достаточно вспомнить африканские экспедиции замечательного русского поэта Николая Гумилева, существенно пополнившего коллекции петербургского Музея антропологии и этнографии РАН им. Петра Великого (Кунсткамера) в начале XX века.

Знаменательно, что первая серьёзная работа по искусству Африканского континента была написана именно в России. Это – монография «Искусство негров» русского художника и искусствоведа Владимира Ивановича Маркова (В.И. Матвей), законченная в год его смерти в 1914 году и опубликованная в Петербурге в 1919, в тяжелый для страны период гражданской войны и разрухи. Она по праву рассматривается крупнейшими мировыми экспертами как ключевое исследование, заложившее основы научного подхода к искусству Африки.

У российской африканистики замечательные традиции. В советские времена работы отечественных ученых снискали уважение коллег как на Западе, так и в африканских странах. В то же время вопросам африканского искусства в советский период у нас уделялось относительно немного внимания. Из солидных трудов по этой проблематике известна, пожалуй, лишь работа Анатолия Громыко, в то время директора Института Африки, «Маски и скульптура Тропической Африки», изданная в 1984 году в Москве издательством «Искусство».

Поддержка, оказанная Советским Союзом народам Африки в годы борьбы за независимость и в ходе становления национальной государственности, подготовка десятков тысяч африканских специалистов, направление в страны континента тысяч и тысяч наших врачей, преподавателей, инженеров, работавших в самых удаленных точках Африки, создали условия для лучшего понимания нами африканцев, их уникальных культурных и художественных традиций. Уже в те годы многие в нашей стране начали интересоваться африканским искусством и создавать свои, пусть не очень богатые, коллекции.

Сейчас интерес к Африке в России растет. Об этом говорят и первые в нашей новой истории визиты главы Российского государства в столицы ряда ключевых стран континента.

Заметный интерес проявляется у нас и к африканской культуре. Видные представители делового мира и политического истеблишмента занимаются собирательством африканского изобразительного искусства как традиционного, так и современного. Эти коллекции пока не стали публичными, но со временем, благодаря таким собраниям, российская африканистика сможет внести свой вклад в изучение искусства Африканского континента, полнее раскрыть для мира его значимость и уникальность.

Африканцы весьма чувствительны ко всему, что помогает им лучше узнать историю собственных стран, изучить свою материальную культуру, в значительной части утраченную за годы работорговли и колониального угнетения. Многие исторические и культурные ценности оказались уничтоженными или вывезенными в бывшие метрополии, и африканские исследователи немало делают для того, чтобы, по возможности, восстановить утраченное.

Подписание по нашей инициативе документа о сотрудничестве между Музейными службами Кении и петербургской Кунсткамерой (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого), которое состоялось в ходе первого в истории российско-кенийских отношений визита министра иностранных дел России в Найроби в ноябре 2010 года, имело большой резонанс. И не только у специалистов, но и среди простых кенийцев, которые надеются, что с помощью российских музеев удастся восстановить недостающие звенья в кенийской истории. Особенно высоко была оценена передача Найробийскому музею коллекции уникальных фотографий, приобретенных Кунсткамерой у Стокгольмского музея в 1913 году, и издание на их основе в Санкт-Петербурге каталога «В Зеркале Времени». Таких документальных свидетельств о повседневной жизни своих предков в начале прошлого столетия в Кении мало кто видел.

Выставка с огромным успехом прошла во всех кенийских музеях и явилась свидетельством того, что у России есть, что показать Африке, есть экспонаты, помогающие открыть страницы истории как для мира науки, так и для африканских народов, жаждущих полного восстановления своей культурной идентичности.

В России африканское искусство на сегодняшний день представлено в нескольких музеях: в Санкт-Петербурге - в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН и Государственном Эрмитаже; в Москве - в Музее искусства народов Востока, в Институте - Музее антропологии при Московском университете, в Институте этнологии и антропологии РАН, а также в ряде частных коллекций. Несколько деревянных скульптур хранятся в фондах Государственного Музея изобразительного искусства им. А.С.Пушкина.

Большая часть этих артефактов пока недоступна не только для широкой публики, но и для исследователей. Основанная в XIX веке коллекция Московского университета, например, все последние годы хранится в запечатанных ящиках, и о её нынешнем состоянии, похоже, ничего неизвестно даже её хранителям. Не исключено, что коллекции, формировавшиеся в России на протяжении многих десятилетий, могли бы разрушить некоторые стереотипы, существующие в мировой науке, в частности, опровергнуть сложившееся среди искусствоведов мнение о том, что в отличии от Западной и Центральной Африки, изобиловавших скульптурными изображениями, Восточная и Южная Африка практически не производили масок и ритуальных фигур .

28 мая 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поддержал выдвинутое его спецпредставителем по Африке М.В. Маргеловым совместно со спецпредставителем Президента по мировой культуре М.Е. Швыдким предложение о создании в Москве масштабного и перспективного проекта – Центра африканской культуры (№ Пр-1512 от 28 мая 2011 г.).

Этот проект призван стимулировать интерес в России к Африке и активизировать процессы культурного, гуманитарного и образовательного взаимодействия с этим континентом. Поставлена задача использовать Центр как «катализатор» контактов с африканскими представителями и экспертами-африканистами.

Центр должен включать музеи традиционной и современной африканской культуры, залы для проведения выставок из зарубежных и отечественных собраний. На его базе могут проводиться научные конференции, встречи с африканскими делегациями. Есть намерение создать Международный клуб африканистов. Благодаря Центру может быть поддержана подготовка квалифицированных специалистов по искусству Африки. Предполагается использовать опыт музеев мира, имеющих разветвлённую сеть научных центров, а также привлекать иностранных экспертов для работы по программам Центра.

Осуществлять научное руководство будет Попечительский совет, в состав которого должны войти видные российские общественные деятели и специалисты по Африке.

Площадка для организационной работы по созданию Центра и проведению первых выставок найдена. К организации Центра уже подключены сотрудники Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Института Африки РАН, Института этнологии и антропологии РАН.

Директор музея им. Пушкина И.А. Антонова проявляет активный интерес к размещению африканских коллекций в своем музее. С большим успехом прошла организованная ею летом 2011 года выставка «Искусство Тропической Африки из коллекции М.Л. и Л.М. Звягиных».

В настоящее время разрабатывается архитектурно-градостроительная концепция создания «Музейного городка». Согласно проекту, комплекс зданий музея должен быть преобразован в многофункциональный центр культуры национального и мирового масштаба, интеллектуального досуга москвичей и гостей столицы, в котором достойное место призваны занять шедевры африканского искусства.

Одна из проблем – фактическое отсутствие в России дипломированных экспертов по африканскому искусству. Такие специалисты у нас никогда не готовились. Это не позволяет, подчас, установить подлинность имеющихся артефактов, определить их возраст, происхождение и ценность.

Проведенные нами предварительные контакты с руководством музеев Тервюрен (Бельгия), Кэ Бранли (Франция), Афричке Уметности (Сербия), с ведущими независимыми экспертами из Бельгии и США показывают, что идея создания Центра африканской культуры в Москве получает международную поддержку специалистов, которые практически на безвозмездной основе готовы оказать содействие в её реализации, предоставив экспертное сопровождение, необходимые материалы и экспонаты, выделив квалифицированных преподавателей и организовав стажировки для российских музейщиков, в т.ч., с возможным привлечением финансовых средств своих государств и организаций.

Хотелось бы надеяться, что со временем в Москве, как и в других крупнейших столицах мира, появится Центр африканского искусства, готовящий экспертов-искусствоведов, и включающий в себя помимо музеев залы для выступлений африканских художественных коллективов, демонстрации фильмов об  Африке, помещения для просветительской работы со школьной аудиторией, библиотеку, «африканскую лавку» с книгами и сувенирами и т.п.

В основу музеев могут быть положены личные коллекции, собранные нашими дипломатами и другими специалистами по Африке. В большинстве своем эти интереснейшие собрания пылятся сейчас на чердаках дач, в чуланах и других неподходящих для произведений искусства местах.

Прекрасный пример дает нам Сербия. В Белграде с 1977 г. существует Музей африканского искусства, созданный на базе коллекций югославского посла Здравко Печара, работавшего в странах Западной Африки. Несмотря на развал большой Югославии, этот признанный ЮНЕСКО искусствоведческий центр, для которого государство в свое время выделило отдельное строение в престижном квартале столицы, продолжает бережно сохраняться и ведет активную научную работу.

Характерно, что уже сейчас готовность безвозмездно поделиться с московским Центром африканской культуры своими коллекциями выражают многие ветераны дипломатической службы и их наследники, а также известные люди современной России, увлекшиеся Африкой в последние годы.

Идея создания Центра африканской культуры в Москве получила поддержку участников ежегодной девятой сессии Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций», проходившего на острове Родос, Греция, 6-10 октября 2011 года.

Директор Службы Национальных Музеев Кении, в течение многих лет являвшийся куратором восточноафриканских коллекций Британского Музея, заявил, что само появление такой инициативы свидетельствует об уважении к культурному наследию народов африканского континента и выразил готовность оказать российской стороне все необходимое экспертное содействие.

О намерении принять участие в учебных семинарах для российских специалистов по африканскому искусству сообщила Бояна Рогель Скафф, директор Словенского этнографического музея, в котором имеется богатое собрание африканских артефактов еще со времен Австро-Венгрии.

На пленарном заседании Форума «Диалог цивилизаций» Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, руководивший работой секции «Цивилизационное пространство межккультурного диалога», подчеркнул в своем выступлении, что обсуждение темы создания Центра африканской культуры в Москве стало одним из наиболее реальных проектов затронутой проблематики, и выразил уверенность в том, что на следующей сессии можно уже будет обсуждать конкретную работу Центра.

В настоящее время вплотную прорабатывается вопрос проведения презентации Центра африканской культуры на базе Дома культуры ГлавУпДК. Имеется в виду развернуть там экспозицию из имеющих в Москве и Петербурге частных собраний и пригласить представителей всех заинтересованных ведомств, музеев, научно-исследовательских и учебных заведений, просветительских организаций, средств массовой информации, а также зарубежных партнеров и дипкорпус. Презентация дала бы старт организационному оформлению Центра и проведению под его эгидой серии лекций по африканскому искусству в Москве и Петербурге.

Московский Центр африканской культуры, несомненно, сыграл бы важную роль в воспитании нашего подрастающего поколения в духе уважения к культурным ценностям других народов.

 

Фотогалерея

Ключевые слова: Артефакты Африка Москва

Версия для печати