В последние месяцы уходящего 2011 года в двух странах Центральной Америки прошли президентские и парламентские выборы. Что они показали?
Кажется, из Центральной Америки ушла, оставшись в прошлом веке, эпоха военных переворотов и кровавых диктатур. И, кажется, что навсегда. Во всяком случае в XXI столетии там проводят вполне цивилизованные выборы, на которых зачастую побеждают левые и левоцентристские кандидаты. Так или иначе, торжествуют демократические принципы. Хотя, конечно, руки кое у кого чешутся. Попробовали в Гондурасе, где силой свергли и изгнали законно избранного президента, и путчистский режим сразу попал в тотальную изоляцию, да и управлять сопротивляющимся народом не получилось. Да и в некоторых соседних странах региона был кое у кого соблазн. Но им вовремя дали по рукам.
Другая мысль, которая приходит в связи с выборами в Центральной Америке, - власть порой сама доводит своих граждан до отчаянного состояния, когда гражданам не остается ничего другого, как взять в руки плакаты или даже оружие. Не надо доводить! Следует чутче прислушиваться к гласу народа. Вот этому вниманию к простым людям и научились, на мой взгляд, в Никарагуа, извлекли уроки из истории XX века. И как ни называй этот режим – «левацким» или «популистским», но если он слышит своих граждан и не экономит на их главных нуждах, то демократическая поддержка масс правящей в Никарагуа партии Сандинистский Фронт Национального Освобождения, скорее всего, и впредь будет обеспечена.
За несколько минувших недель в Центральной Америке состоялись всеобщие выборы президентов и парламентов – в Никарагуа и Гватемале.
Ортега оправдал доверие никарагуанцев
«Никарагуанец – мечтательная, фантастическая личность, которая иногда достигает экстравагантности в стиле барокко…»
(Пабло Антонио Куадра, «Никарагуанец»).
Лидер сандинистов и действующий глава Никарагуа Даниэль Ортега во второй раз вступил на пост президента, который занимал с 2006 года. Он одержал уверенную победу на президентских выборах в Никарагуа, которые прошли в воскресенье, 6 ноября. Согласно официальным данным он получил свыше 63 процентов голосов. Ближайший соперник Ортеги - кандидат от альянса «Независимая либеральная партия» Фабио Гадеа собрал в два раза меньше голосов – около 31 процента.
Одновременно в стране прошли парламентские выборы, победу на которых одержал леворадикальный Сандинистский фронт национального освобождения, который и выдвинул Ортегу в президенты. За сандинистов отдали свои голоса 61 процент никарагуанцев.
Выдвижение Ортеги кандидатом на президентских выборах стало возможным после того как Верховный суд страны по запросу Ортеги изменил конституцию Никарагуа, разрешив президенту повторно без перерыва баллотироваться на высший государственный пост.
Напомню читателям, что Хосе Даниэль Ортега Сааведра (José Daniel Ortega Saavedra) родился 11 ноября 1945 года в небольшом никарагуанском поселке Ла-Либертад в семье интеллектуалов. По окончании средней школы обучался на факультете права престижного Центральноамериканского университета в Манагуа. Революционной деятельностью начал заниматься в пятнадцатилетнем возрасте, тогда же впервые был арестован секретной полицией диктаторского режима Луиса Сомосы (ноябрь 1960 г.). В 1962 году Даниэль вступил в ряды Сандинистского Фронта Национального Освобождения (СФНО).
В 1965-м 20-летний Даниэль Ортега вошёл в состав Национального руководства Фронта. А в 1966-1967 годах он уже командующий Центральным фронтом СФНО.
Как отмечается в энциклопедиях, в 1967-м Ортега был приговорён к тюремному заключению за участие в вооружённом ограблении отделения Bank of America, но в конце 1974 был освобождён вместе с другими заключёнными сандинистами в обмен на взятых партизанами заложников. После освобождения Ортега уехал на Кубу, где несколько месяцев проходил партизанскую подготовку.
В 1976 году нелегально вернулся в Никарагуа, возглавлял вооружённую борьбу против режима тирана Анастасио Сомосы в ряде районов страны. В 1979 году вошёл в Руководящий совет правительства Национального возрождения.
После победы Сандинистской революции Даниэль Ортега возглавил Правительственный совет национальной реконструкции (20 июля 1979 года), которое с 1980-го начало строительство социализма в Никарагуа..
В ноябре 1984 года Ортега был избран президентом Никарагуа и официально вступил на этот пост 10 января 1985 года. В 1987 году правительство Ортеги столкнулось с серьёзными экономическими трудностями и было вынуждено свернуть почти все социальные программы. В феврале-марте 1989, после прекращения поддержки СССР, сандинистские власти начали искать пути примирения с «контрас», которые с помощью ЦРУ развернули в стране гражданскую войну, провели ряд демократических реформ и назначили президентские и парламентские выборы на февраль 1990 года. На прошедших 25 февраля 1990 года выборах блок партий Союз национальной оппозиции во главе с Виолетой Чаморро нанёс поражение сандинистам. Чаморро получила 55 % голосов, тогда как Д. Ортега - 40 %. Ровно через два месяца, 25 апреля, Даниэль Ортега уступил пост президента Виолете Чаморро.
После поражения сандинистов Даниэль Ортега заявил, что «сандинистская революция не стала механической копией советской или кубинской модели», а использовала «смешанную экономику и политический плюрализм для восстановления и развития страны, создания богатств с тем, чтобы впоследствии их обобществить». Баллотировался в президенты на выборах в 1996 и 2001 годов., но оба раза проиграл кандидатам от правых сил. Уже тогда он говорил, что приветствует частную собственность и крупный капитал, пояснив: «Я изменился и извлёк уроки прошлого. … Команданте Ортега больше не существует».
И вот 5 ноября 2006 года Даниэль Ортега, наконец, выиграл президентские выборы, получив 38 % голосов. Основными его соперниками были получившие 29 и 26,2 процента голосов соответственно глава Либерального никарагуанского альянса Эдуардо Монтеалегре и консерватор Хосе Рисо.
По мнению многих экспертов, отношения между Москвой и Манагуа после победы сандинистской революции всегда были хорошими, взаимоуважительными и дружественными. Даниэль Ортега неоднократно посещал Советский Союз. А 18 декабря 2008 года прибыл с официальным визитом в Россию и встретился с президентом Дмитрием Медведевым. В ходе этой встречи был подписан пакет документов о сотрудничестве Никарагуа и России в области исследования космического пространства, использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, энергетики, сельского хозяйства, образования, науки, инноваций. Российские компании поставляют в республику автомобили и автобусы. Была осуществлена поставка гуманитарной пшеницы.
Еще раньше, 2 сентября 2008 года Никарагуа признала независимость Абхазии и Южной Осетии. 4 сентября об этом официально заявил МИД Никарагуа. Таким образом, Даниэль Ортега стал единственным на тот момент, кроме президента России Дмитрия Медведева главой государства, признавшим независимость этих образований…
Недавно вновь избранный глава государства пообещал справедливо и объективно относиться ко всем гражданам, как к своим сторонникам, так и противникам. Мол, не будет какой-либо надменности или превосходства над другими, сандинисты не будут заносчивы по отношению к проигравшим на выборах. Президент Ортега обратился к депутатам недавно избранного парламента с призывом работать в интересах всех никарагуанцев, не разделяя их по политическим, идеологическим или религиозным признакам.
Между тем, после оглашения результатов выборов в Манагуа произошли беспорядки с участием сторонников и противников Ортеги. Несколько сотен человек из разных лагерей столкнулись на юге Манагуа. Были даже жертвы. К счастью, властям удалось погасить конфликт и успокоить несогласных с победой левых.
Даниэль Ортега в своих публичных выступлениях обещает стране постепенно и окончательно сойти с пути дикого капитализма и начать строительство «социально ориентированного, социалистического государства». Иначе говоря, курс Никарагуа на социальную справедливость в интересах всех граждан будет продолжен.
Экс-генерал защитит Гватемалу от криминала?
«Гватемала имеет самый низкий рейтинг индивидуализма во всей Латинской Америке. Это указывает на выраженную коллективистскую культуру, где главное – верность своей группе»
(Терри Моррисон, Уэйн А.Конвэй, «Как вести бизнес в 18 странах Латинской Америки»)
В середине января в Гватемале состоится официальное вступление на пост главы государства бывшего бригадного генерала Отто Переса Молины (Otto Fernando Pérez Molina).
Как и ожидалось, 6 ноября он одержал убедительную победу во втором туре президентских выборов. По мнению экспертов мексиканской газеты «Хорнада», «этот выбор был заранее обусловлен давно существующими в Гватемале проблемами социальной несправедливости, беспрецедентной коррупцией и волной преступности и насилия, вызванного как внешними, так и внутренними факторами, включая войну против наркотрафика…»
Перес Молина набрал более 54% голосов, почти на 10% опередив своего ближайшего соперника, представителя Демократической партии возрождения Мануэля Бальдисона (Manuel Baldizón). В первом туре голосования, состоявшегося 11 сентября, ни один из кандидатов в президенты не смог набрать необходимого количества голосов.
Высокие показатели Переса Молины на этих выборах связывают с его обещанием усилить борьбу с бандитизмом в стране. Гватемала, где множество граждан живут в условиях крайней нищеты, изнывает от деятельности уличных банд и наркоторговцев, а по количеству убийств это государство занимает первое место в Западном полушарии (45 на 100 тысяч смертей).
Многие гватемальцы очень устали от разгула молодежной и нарко-мафиозной преступности, с которой так и не смог справиться леволиберальный президент Альваро Колом. Гватемальцы, многие годы жившие при жестоких диктатурах, а затем и при не менее кровавых вооруженных бандах, чинящих произвол и фактически хозяйничающих во многих района страны и в столице, вынудили граждан обратиться к образу «сильной руки», искать среди кандидатом в президенты такую личность, которая смогла бы жестко пресечь бандитский беспредел в республике, навести элементарный порядок и обеспечить большинству населения спокойную и безопасную жизнь. По опросам, около половины всех гватемальцев считают уличную преступность главной проблемой страны.
Конечно же, в Гватемале существует великое множество других серьезных проблем: и огромное число бедных, и безработица, и множественные нарушения законности, и произвол олигархии, и синдромы длительной гражданской войны... Однако разгул организованной преступности в Гватемале превысил все возможные и невозможные пределы, превратившись в главный тормоз развития страны.
Если недавно переизбранного на президентский пост Даниэля Ортегу у нас в России уже неплохо знают, то Отто Перес Молина – практически никому неизвестен. Поэтому стоит сказать о нем несколько слов.
Сеньор Перес родился в городе Гватемала 1 декабря 1950 года.
В 1980-е, будучи бригадным генералом, командовал армейским подразделением в одном из районов на севере департамента Киче. Там в те времена шли наиболее ожесточенные бои между армией и левыми повстанцами.
Как довольно критично отмечает мексиканская «Хорнада», «биография будущего президента весьма показательна: Отто Перес Молина сделал свою карьеру в армии, координируя карательные акции против крестьянских общин и лично участвуя в пытках и убийствах повстанцев. На имеющихся кинопленках Молина предстает рядом с телами своих жертв, сухо рассуждая об обычных методах грязной войны, которую вел тогдашний военный режим, оставивший после себя более двухсот тысяч погибших».
Позднее в качестве представителя вооруженных сил вел переговоры с лидерами повстанцев из Гватемальского Национального Революционного Единства, которые 19 декабря 1996 года увенчались успехом – подписанием соглашений о мире.
В 2000 году Отто Перес подал прошение об отставке, в следующем создал свою политическую организацию – Патриотическую Партию, которая в ноябре нынешнего года привела его к победе на президентских выборах.
Избранный президент Гватемалы Отто Перес Молина недавно объявил состав своего будущего правительства, которое должно приступить к работе 14 января 2012 года, в день его инаугурации.
Экс-генерал женат на Росе Леаль и является отцом двух детей. Сын, Отто Перес Леаль, недавно избранный алькальдом самого крупного района столицы, и дочь Лиссете.
Сумеет ли отставной гватемальский генерал справиться с криминальным беспределом в родной многострадальной республике? Защитит ли он своих сограждан от мафиозных и молодежных преступных банд? Пока гватемальцев продолжают мучить эти вопросы. Но они проголосовали за него, надеясь на твердую, но справедливую власть. Сможет ли бывший генерал употребить силу против зла, не поранив ростки молодой гватемальской демократии. Ведь в любом случае демократия лучше диктатуры. Вот какой демократии суждено теперь быть при экс-генеральском президентстве в Гватемале? Беззубой и немощной, как при предыдущем президенте социал-демократе Альваро Коломе, или с крепкими кулаками? В интересах большинства или меньшинства? Снисходительной к разбогатевшим ворам и жуликам или строго карающей преступников в рамках закона для всех? Ответы на эти вопросы даст будущее.
…Что смогут сделать избранные президенты в Гватемале и Никарагуа? К Даниэлю Ортеге, как водится, граждане предъявят теперь более жесткие требования, чем в его первый срок правления. Доверие народов следует оправдывать. Такова жизнь! И впервые избранный гватемалец, и переизбранный президент Никарагуа должны будут очень постараться, чтобы заслужить народное признание или даже любовь большинства своих наций. Тогда, может быть, история и граждане сохранят о них добрую память.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs