Книга об исламе в СССР

11:23 15.12.2011 Мария Рыбина, научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций ИМИ МГИМО (У) МИД РФ, специально для журнала «Международная


Сегодня в научных, политических кругах на уровне массового сознания очевиден рост интереса к исламскому фактору и его месту в мировой политике и международных отношениях. Он вызван усилением влияния этой мировой религией, второй по числу своих приверженцев после христианства, ее идеологии и культуры как в традиционно мусульманских странах, так и в местах, где она появилась недавно (Западная Европы, Экваториальная Африка, другие уголки мира).

В этом отношении привлекает внимание вышедшая книга научного сотрудника Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО Ю.Н. Зинина «Реалии и судьбы мусульман: взгляд из советского прошлого». Она отсылает читателя в недавнюю историю нашей страны, когда ислам, впрочем как и любая другая религия, считался «тормозом прогресса, духовным пособником эксплуататоров, порочным наследием прошлого».

В тоже время с середины XX века, когда СССР установил и стал наращивать разнообразные отношения с недавно освободившимися от колониализма странами Азии и Африки, руководство страны не могло не учитывать факт огромного влияния ислама в этом регионе. Москва была вынуждена вести информационно-пропагандистскую кампанию в ответ на потоки обвинений в «притеснениях коммунизмом советских мусульман», идущих как с Запада, так и из стран ислама. В этой кампании активно участвовало Агентство печати Новости (с 1991 года РИА Новости), в котором автор вышедшей книги проработал несколько десятков лет.

В основу книги «Реалии и судьбы мусульман: взгляд из советского прошлого» легла серия материалов, написанных Ю.Н. Зининым в 70-80-е годы прошлого века, по итогам журналистских командировок в районы распространения ислама, прежде всего в Среднюю Азию. Эти очерки печатались в изданиях АПН, выходивших за рубежом – в условиях господства государственного атеизма их публикация внутри СССР не представлялась возможной.

Книга вводит читателя в мир верующих: крестьянина одного из коллективных хозяйств неподалеку от Самарканда, имама мечети Мирза-Юсеф в Ташкенте, мастеров-умельцев, реставрирующие памятники исламского искусства в Средней Азии.

Автор знакомит нас с историей двух существовавших в те годы в огромном Советском Союзе учебных заведений по подготовке кадров исламских священнослужителей – медресе «Мир-Араб» в Бухаре и Высшего исламского института имама Аль-Бухари в Ташкенте. Особый интерес вызывает рассказ о том, кто учился и преподавал в стенах этих заведений, описание их распорядка дня (как проходили занятия и свободное время).

Отдельный сюжет посвящен советским гражданам – выпускникам старейших центров исламского образования в арабском мире: университетов Аль-Азхар (Египет) и Аль-Карауин в Фесе, их роли в передаче и сохранении духовных идеалов и традиций ислама в Средней Азии.

Автор не скрывает, что его очерки несут определенный общепринятый штамп прошлой эпохи с господствовавшей тогда идеологией. Тем не менее они высвечивают реалии жизни мусульман страны в годы, когда многие факты либо вообще замалчивались, либо игнорировались.

В книге подчеркивается, что, несмотря на десятилетия атеизма и секуляризации, ислам продолжал оставаться нравственным стержнем и ориентиром для миллионов людей, живших на территории СССР.

Книга содержит массу подробностей, бытовых деталей, живых сцен. Ее отличает личное участие автора, который проводит время, беседует или просто наблюдает за героями своих очерков во время семейного ужина, свадебного торжества, работы в мастерской.

Освященные им многие самобытные традиции и обычаи показали свою жизнестойкость, вплетаясь в канву бытия, мотивируя взаимоотношения людей. Среди них – внутрисемейная и родовая солидарность, сплоченность, уважение к старшим, особая роль и авторитет образованных людей в обществе и т.д.

Очевидно, что ситуацию тех лет в сфере ислама трудно сопоставить с нынешней, когда сняты в стране проблемы свободы вероисповедания. Но история учит, что настоящее, так или иначе, является продолжением прошлого.

К примеру, выпускники учебных заведений в Бухаре и Ташкенте ныне занимают высокие посты в исламской умме России и СНГ. Среди них – шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин – председатель Центрального Духовного Управления мусульман России, Верховный муфтий Ахмат Кадыров – трагически погибший президент и муфтий Чеченской республики, муфтий Равиль Гайнутдин – председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части РФ, шейх-уль-ислам Аллах-шукюр Пашаев – муфтий Азербайджана, другие авторитетные деятели мусульманского культа.

Вышедшая книга содержит множество фотографий, документально передающих атмосферу того времени. Они иллюстрируют судьбы персонажей очерков в их окружении, демонстрируют величие памятников исламской архитектуры и искусства, наконец, передают дух времени, ускользающего от нас в быстротечности современности. 

Наблюдения автора, посвятившего многие годы своей жизни познанию мира ислама и, безусловно, увлеченного восточной культурой, не оставят равнодушными читателей самых разных поколений и культур. Для одних она, без сомнения, станет, ностальгическим воспоминанием о долгой эпохи совместной жизни народов советского государства, для других – своего рода окном в пусть недалекое, но уже прошлое, открывающим малоизвестный мир последователей исламской веры в СССР.

 

Зинин Ю.Н. «Реалии и судьбы мусульман: взгляд из советского прошлого», М., 2011.

Ключевые слова: Ю.Н.Зинина

Версия для печати