Некоторые инициативы, поддержанные «Федераций мира и согласия» и другими российскими неправительственными организациями, содействовали корректировке курса и позиций представителей международных НПО в Совете Европы и ООН по таким значимым темам, как укрепление межконфессионального диалога, поиск путей урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве. Совсем немалый итог работы за год!
Да, именно о результатах работы в 2011 году шёл разговор на недавнем заседании Совета Международной общественной организации «Федерация мира и согласия». Читатели постарше помнят её как «Советский комитет защиты мира». Много лет прошло с 1949 года, когда она была создана, и до сих пор бывший Комитет, а ныне неправительственная организация (НПО) выполняет свою важную и благородную роль «Федерации мира и согласия» (ФМС), единственная и главная цель которой – защита мира на Земле.
«По инициативе российских НПО, включая Федерацию мира и согласия, были осуществлены шаги, направленные на продвижение в рамках Совета Европы дискуссии по проблематике фальсификации истории Второй мировой войны и недопущения расовой дискриминации; в рамках сессии Генеральной ассамблеи ООН и сопутствующих мероприятий неправительственных организаций – по проблемам противоракетной обороны, СНВ и безопасности в космическом пространстве», - говорится в её отчете за уходящий год.
Это весьма интересный документ. О чем сейчас пишут в СМИ и показывают по телевидению, знает каждый. И что он там слышит, видит и читает о работе ФМС?.. Поэтому позволю себе познакомить читателей «Международной жизни» с самыми яркими проявлениями работы Федерации, благо, их столько, что ещё и выбирать приходится, чтобы включить самое интересное и важное в один материал.
Итак, сначала немного истории.
«Ты помнишь, как всё начиналось?»
Международная неправительственная организация «Федерация мира и согласия» (ФМС) была учреждена на внеочередной Конференции сторонников мира в 1992 году.
Являясь правопреемницей созданного в 1949 году Советского комитета защиты мира, Федерация сохранила тесное взаимодействие с отечественными и зарубежными общественными объединениями. В 1960-1980-е годы Советский комитет защиты мира (СКЗМ) имел тесные контакты со Всемирным Советом мира и многими международными организациями, занимающимися проблемами миротворчества и разоружения, в том числе, такими как Пагуошский комитет ученых, движения «Врачи против ядерной войны», «Юристы против ядерного оружия», «Кампания за ядерное разоружение».
Кроме того, в Советском Союзе в период 60-80-х годов возникло множество общественных объединений, связанных с миротворческим движением («Комитет советских ученых против ядерной войны», «Генералы и адмиралы за мир», «Мир на морях и океанах»), которые также самым тесным образом сотрудничали с СКЗМ – своеобразным центром «сетевой структуры» общественных организаций в СССР.
В состав ФМС с 1991 года вошли миротворческие, правозащитные, экологические, просветительские и другие общественные организации (как старые, работавшие в свое время с СКЗМ, так и ряд новых) из государств СНГ и дальнего зарубежья.
Главной программной целью ФМС, говорят её руководители, является укрепление «мира в собственном доме и во всем мире». Реализация этой программы нашла свое отражение в предпринятых в начале 1990-х годов усилиях по урегулированию региональных конфликтов на территории бывшего СССР.
В начале 1990-х годов программа ФМС «Примирение» была направлена на содействие разрешению национальных, территориальных и этнополитических конфликтов на территории России и новых независимых государств. В 1992-1994 гг. ФМС провела серию посреднических встреч по урегулированию конфликтов между Северной Осетией и Ингушетией, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. ФМС организовала посреднические миссии в Таджикистан, Молдову и Приднестровье.
Вырабатывая новые формы своей деятельности с учетом изменившихся внешне- и внутриполитических реалий, ФМС сосредоточила внимание на работе трех ключевых программ:
«Международная безопасность, сотрудничество и региональные проблемы»,
«Гражданское общество и права человека»
«Сохранение культуры и гуманитарное сотрудничество».
Одновременно были предприняты усилия по укреплению взаимодействия с рядом ключевых международных организаций по проблематике международной безопасности, развития гражданского общества и прав человека, гуманитарного сотрудничества.
В 1993 году Федерация мира и согласия подтвердила полученный СКЗМ в 1987 году Консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС ООН), а в декабре 2003 года ей был присвоен статус участника Совета Европы.
С 2005 г. начался этап активного сотрудничества Федерации мира и согласия с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Представители ФМС принимали участие в ряде международных конференций в рамках ООН и ОДКБ, в проведении при содействии МИД РФ встреч НПО России и Совета Европы. Участвовали в заседаниях научно-экспертного совета ОДКБ, Комитета по связям МНПО Совета Европы, в сессиях Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Активизируется взаимодействие с ЮНЕСКО. В его рамках в марте 2011 года совместно с Бюро ЮНЕСКО в Москве проведена международная конференция «Молодёжь в социальных преобразованиях: инициативы, участие, взаимопонимание и партнёрство».
Федерация мира и согласия укрепляет связи со многими международными НПО. Речь идет, в частности, о Пагуошском движении ученых, движении «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», Международной ассоциации юристов-демократов, организации «Кампания за ядерное разоружение» (CND), Институтом глобальной безопасности (США).
Федерация мира и согласия поддерживает тесное взаимодействие с российскими органами власти, в первую очередь с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
В числе других партнеров ФМС во властных структурах России – Министерство регионального развития РФ, Министерство образования и науки РФ, ЦИК РФ, ряд комитетов и комиссий московского правительства, Государственной думы РФ и Совета Федерации и др.
При подготовке различных международных форумов и конференций Федерация также активно сотрудничает с институтами Российской академии наук (Институт Европы РАН, ИМЭМО РАН), различными ведомственными институтами (НИИ Генпрокуратуры, Военный университет), а также ведущими российскими вузами (МГУ им. М.В.Ломоносова, МГИМО (У) МИД РФ).
День за днем…
Из чего состоит текущая работа ФМС? Вот примеры.
В рамках программы «Международная безопасность, сотрудничество и региональные проблемы» ФМС провела серию конференций, семинаров и экспертных встреч по обсуждению проблем взаимоотношений России с НАТО, Европейским Союзом, ОДКБ и Шанхайской организацией сотрудничества (по вопросам безопасности), а также России с Советом Европы (по проблематике прав человека).
На регулярной основе Федерация участвует в дискуссиях и круглых столах, в рамках которых обсуждаются ключевые документы в сфере внешней политики и политики безопасности (Концепция внешней политики России, Стратегия национальной безопасности РФ и др.), а также проблемы безопасности в различных регионах мира – Центрально-Азиатском, Черноморском, Средиземноморском и других.
Большое внимание ФМС традиционно уделяет проблемам контроля над вооружениями. Речь идет об организации экспертных встреч и обсуждений на эту тему, принятии обращений и заявлений по проблемам разоружения и контроля над вооружениями, поддержке соответствующих заявлений коллег из зарубежных миротворческих организаций и движений.
Следует отметить в этой связи, что в последние несколько лет (особенно начиная со второго срока нахождения у власти администрации Дж. Буша) в США, европейских странах и во всем мире произошла заметная активизация деятельности миротворческих сил. Они усилили давление на правительства своих стран, добиваясь того, чтобы из ряда стран были выведены либо не строились новые военные базы. Например, мощное движение за вывод военной базы с Окинавы сформировалось в Японии. В 2009 г. организация «Глобальная сеть против вооружений и ядерного оружия в космосе» обратилась к неправительственным организациям с просьбой поддержать призыв об отказе от строительства военно-морской базы США в Южной Корее. ФМС поддержала эту инициативу.
Инициативы Федерации мира и согласия были сконцентрированы на вопросах предотвращения процесса дальнейшего расширения НАТО, противодействия созданию ПРО США и НАТО в Европе, направленного против России. ФМС выступила с рядом заявлений.
В этой связи интересно отметить две инициативы зарубежных миротворческих объединений, которые были поддержаны Федерацией мира и согласия. Во-первых, это инициированное Европейским форумом мира и подписанное в октябре 2008 г. более чем с 60-ю миротворческими организациями из стран Европы и мира обращение «Нет войне - нет НАТО». В дальнейшем эта инициатива получила развитие в виде акций протеста против расширения альянса и укрепления его военной составляющей, прошедших в Страсбурге и Келе в преддверии открытия юбилейного саммита НАТО 2009 года.
Во-вторых, речь идет о научных конференциях и круглых столах, проведенных с участием ФМС в Токио, Москве и Владивостоке в апреле-мае 2008 г. в рамках Всемирной кампании в защиту 9-й статьи Конституции Японии, запрещающей участие страны в войнах.
Стали регулярными и экспертные встречи по различным аспектам противодействия международному терроризму.
Центральным звеном программы ФМС «Гражданское общество и права человека» стала серия круглых столов «Избирательные права граждан России», «Политические партии и права человека». Рассматривались, в том числе, вопросы внесения изменений в избирательное законодательство Российской Федерации (в 2007 г.) и поправок в российское законодательство об НПО (2010 г.).
В число задач, которые ставит перед собой Федерация, вошли, во-первых, содействие принятию законов, которые способствовали бы более плодотворному сотрудничеству государства и гражданского общества, и, во-вторых, «обучение гражданственности» и информирование граждан о принципах и целях законодательных инициатив в области НПО.
Программа ФМС «Сохранение культуры и гуманитарное сотрудничество», проводимая под эгидой Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты в 2001-2010 гг., объявленного ООН и ЮНЕСКО, объединила проекты ФМС и ее партнеров, связанные с сотрудничеством общественности в области культуры, искусства и образования. На постоянной основе проводятся детские музыкальные конкурсы и фестивали, детские фестивали фольклора, проходят заседания молодежных дискуссионных клубов, организуются праздники национальных культур.
Отдельными направлениями своей деятельности Федерация мира и согласия выделяет:
- содействие развитию и преподаванию русского языка на постсоветском пространстве
- противодействие фальсификации истории и итогов Второй мировой войны.
Русский язык рассматривается Федерацией мира и согласия как язык межнационального общения, доступ к которому играет важную роль в получении гражданами новых независимых государств права на достойную работу, получение высшего образовании в российских вузах. ФМС провела ряд мероприятий по проблемам роли и статуса русского языка в современном мире.
Протест со стороны ФМС и многих других российских НПО вызвали имевшие место в Эстонии, Украине, Грузии и ряде других стран факты сноса (переноса) памятников Советским воинам-освободителям, а также оправдания преступлений фашизма в связи с принятием руководством Украины и Эстонии решений о признании карателей из дивизий «СС-Эстония», «СС-Галичина» и националистов из ОУН-УПА «участниками освободительного движения».
ФМС в роли наблюдателя
Федерация мира и согласия как неправительственная организация принимает участие в процессах наблюдения за выборами как в России, так и за рубежом. Самый свежий пример – буквально на следующий день после заседания Совета ФМС его делегация отправилась в Приднестровье. Её участники поехали туда в качестве наблюдателей на президентских выборах 11 декабря.
В последнее время ФМС всё больше внимания уделяет миссиям по наблюдению за выборами за рубежом. В первую очередь речь идет о выборах, происходящих в странах СНГ.
Побывали наблюдатели от ФМС также на выборах в Абхазии и Южной Осетии – странах, провозгласивших независимость после августовского конфликта 2008 года. Цели, которые ставила перед собой ФМС, помимо непосредственной – обеспечения законности и честности выборов, - состояли также в том, чтобы содействовать урегулированию конфликтов между Грузией, Абхазией и Южной Осетией невоенными средствами, повысить легитимность законно избранного руководства Южной Осетии и Абхазии в глазах международной общественности.
Как показывает практика, опыт работы ФМС получает соответствующий отклик в организациях, сотрудничающих с Федерацией мира и согласия. Вот ещё один факт, демонстрирующий отношение к её деятельности.
Президент Федерации мира и согласия Виктор Иванович Камышанов в день проведения Совета ФМС был награжден Орденом Дружбы, который вручил ему Мэр Москвы С.С. Собянин.
Президент Федерации мира и согласия Виктор Иванович Камышанов. Фото Александра Орлова.Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs