ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Центральная Европа и рынок энергоресурсов

16:05 06.12.2011 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Вопросы энергетической безопасности тревожат европейцев не первый год. Одним из активных переговорщиков является Польша, где ведётся разработка собственных запасов сланцевого газа (уже выдано 107 концессий) с целью диверсификации поставок энергоресурсов, которые поступают, преимущественно, из России. В  Болгарии и Венгрии также слышится всё больше голосов в поддержку проектов по добыче сланцевого газа.

Следует отметить слаженность действий между Центрально-Европейскими державами и их главным союзником - Соединёнными Штатами: и те, и другие лоббируют проект увеличения поставок энергоресурсов из бассейна Каспийского моря в страны Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). По данным американских экспертов, внушительными залежами сланцевого газа обладают Франция, Польша, Венгрия, Литва, Украина, Румыния и Болгария (1). Развитие технологии добычи данного ресурса может существенно преобразить энергетический ландшафт в масштабах всей ЦВЕ, однако,  это лишь один из аспектов энергетической стратегии региона, которая включает диверсификацию поставок природного, в т.ч. сжиженного газа, и более тесную интеграцию энергетического рынка Европы. Американские партнёры играют для своих центрально-европейских союзников роль экспертов в области энергетической безопасности и оптимизации процесса разработки залежей сланцевого газа, особенно в Польше. Для этого к процессу привлекаются американские компании с многолетним опытом работы в данной сфере, что влечёт за собой наплыв американских инвестиций и усиление влияния американского бизнеса на энергорынках ЦВЕ. Например, в добыче сланцевого газа в Польше участвуют Exxonmobil, Marathon Oil, Chevron, BNK, Cuadrilla и т.д. Из польских компаний – PKN Orlen и PGNiG.

Первыми успехами в деле добычи может похвастать ирландско-канадская компания San Leon Energy, пробурившая первую скважину вблизи портового Гданьска в северной Польше. Появление первых скважин именно в Польше не случайно. Во-первых, Варшава в стремлении найти замену российскому газу всегда проявляла напористость и рвение. Во-вторых, согласно данным Американского агентства энергетической информации (US energy Information Administration) Польша обладает запасами сланцевого газа в объёме 5.3 трлн куб. м. (2). В то же время текущая добыча природного газа достигает 4 млрд куб. м. при объёмах потребления 14 млрд куб. м. Польские власти уже заявляли, что наложат вето на любую пропозицию ЕС, ограничивающую право государств на добычу сланцевого газа.

Однако технология добычи этого топлива ещё до конца не проработана и в дальнейшем, несомненно, будет нуждаться в поправках и технической шлифовке, что потребует времени. Так, премьер-министр Польши Дональд Туск заявил в сентябре 2011, что его страна сможет добывать сланцевый газ в коммерческих объёмах не ранее 2014 г. Но даже тогда Варшава будет зависима от российского газа, минимум, до 2035 г.(3). Другие страны ЦВЕ смогут приступить к полномасштабной разработке залежей сланцевого газа ещё позже. Очевидно, что бурное развитие рынка сланцевого газа (если таковой всё же будет иметь место) существенное перекроит всю энергетическую конъюнктуру ЦВЕ и приведёт к переделу сфер влияния внутри рынка. Самые большие финансовые потери прочат Газпрому.

Сторонникам замены природного газа сланцевым необходимо будет учесть вопросы экологического характера и сопротивление общественности и оппозиционных политиков как на региональном, так и общеевропейском уровне. Франция пока не решается приступить к добыче сланцевого газа, а в Германии на эту тему до сих пор ведутся жаркие споры. Поскольку в Польше дебаты о целесообразности добычи сланцевого газа ведутся давно, общественное мнение в этой стране данные проекты воспринимает положительно. Чего нельзя сказать о Болгарии, Венгрии или Румынии, где власти не выносят этот вопрос на публичное обсуждение. При этом Польша располагает более чем 50% всех запасов сланцевого газа (на 28% территории страны) в ЦВЕ. При бурной добыче этого топлива местный рынок столкнётся с перенасыщением довольно быстро, и тогда Варшава могла бы подумать о его экспорте в Германию. На данном этапе это не представляется возможным в силу ограниченных возможностей газотранспортной инфраструктуры Польши. Основным пунктом перекачки газа из Польши в Германию будет Ласув, небольшая деревушка на польско-немецкой границе. Польская энергетическая компания Gaz-System к 2012 г. планирует довести объёмы поставок газа в Германии через Ласув до1,5 млрд куб. м. в год. Но этого недостаточно, поскольку для перекачки всего польского сланцевого газа в Германию через Ласув потребовалось бы 3,533 года (4). Но несомненно, что в желаниях европейцев сменить природный газ сланцевым политики больше, чем экономики.

 

1)   “Inside View – Ambassador Richard L. Morningstar  on Central European Energy Security”  (Central Europe Digest, Dec.1, 2011)

2)   P. D. Doran “Central European Energy Horizons – 2012 – Part 1: Headwinds” (Central Europe Digest, Dec.1, 2011)

3)   Slawomir Sowula “Tusk: Exploitation of Shale Gas in Pomerania in 2014” (“Gazeta Wyborcza”, 18. 10.2011)

4)   P. D. Doran “Central European Energy Horizons – 2012 – Part 1: Headwinds” (Central Europe Digest, Dec.1, 2011)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати