Караваджо в Москве

00:00 29.11.2011 Мария Грановская, обозреватель журнала «Международная жизнь»


В ГМИИ имени А.С.Пушкина открылась выставка Караваджо, завершающая перекрёстный год Италии в России. Эта экспозиция не имеет себе равных и несомненно войдёт в историю выставочного дела, так как некоторые из представленных полотен Караваджо никогда не покидали Италию. Нужно сказать, что в Москву привезли самые прославленные картины. В их числе даже произведение «Положение во гроб» 1606 года, исполненное художником для церкви Санта Мария ин Валличелла в Риме. Караваджо никогда не показывали в столице даже несмотря на то, что в Эрмитаже хранится одна из работ Мастера.  По словам Посла Италии в России Антонио Дзанарди Ланди: «Это самая крупная выставка Каравджо, проходящая  за рубежом. Она знаменует собой подлинный праздник итальянского искусства».

«Неукротимый по характеру»[1], Караваджо осуществил переворот в живописи. Работая на рубеже веков, он отразил в своём творчестве веяния Нового времени. Его произведения уже довольно далеки от «волшебных» канонов Возрождения, но Караваджо нельзя не назвать наследником великой эпохи.  Их реалистичность напоминает о характерном для Нового времени активном научном познании. Рассматривая в качестве примера новоевропейского искусства картину художника «Обращение Савла», исполненную в 1600 году, Умберто Эко пишет: «Когда авторитет классических форм и иконографии перестаёт тяготеть над живописью, мужчина может быть сброшен лошадью с седла и приобрести реалистичные, а то и простонародные черты, как апостол Павел у Караваджо»[2]. Необычайный драматизм прозрения Савла, будущего апостола Павла,  мастерски передан Караваджо с помощью контраста света и тени. Именно к божественному свету Савл из тьмы простирает свои руки. Это произведение великого Мастера, постоянно находящееся в римской церкви Санта Мария дель Пополо, представлено в Пушкинском Музее в числе 11 привезённых полотен. 

Большая часть произведений Караваджо, представленных в Москве, посвящены христианским сюжетам. И это не случайно, так как для Караваджо основным источником творчества служил Новый завет в силу того, что многие работы он создавал на заказ для римских церквей. В последние годы своей жизни Караваджо достигает пика мастерства.

Знаменательно то, что в ГМИИ им. Пушкина представлена одна из ранних работ художника – «Юноша с корзиной фруктов» (1593) из римской  галереи Боргезе, а также последнее его произведение – «Мученичество св. Урсулы»(1610) из собрания итальянского Банка Интеза. Если раннее произведение символизирует пир жизни и физическую красоту всего сущего, то «Мученичество Св. Урсулы» с чрезвычайной болезненностью передаёт последнее страдание человека, принявшего мученическую смерть. Здесь снова Караваджо использует приём светотени, который в несколько раз усиливает переживание зрителя.

По мнению известного русского искусствоведа П.П. Гнедича, «тот пышный расцвет искусств, который в эпоху Возрождения доставил Италии первенство среди прочих стран Европы, как бы истощил народный гений… Мельчание искусства, после короткой эпохи да Винчи, Микеланджело и Рафаэля делается резко заметным…Тем не менее можно отметить и в этот период много первоклассных талантов»[3]. Среди них возвышается бунтарь и реформатор Караваджо.

Выставка открыта для посетителей с 26-го ноября 2011 года по 19 февраля 2012 года.



[1] П.П. Гнедич. История искусств. Т.3. С.-Петербург.Изд-во А.Ф.Маркса. с. 69.

[2] Умберто Эко. История красоты.Милан. Слово/Slovo. с. 205.

[3]П.П. Гнедич. Там же.

 

Фоторепортаж

Версия для печати