Исполнительный секретарь Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) Тибор Тот подтвердил свой оптимизм относительно возможного безъядерного мира на планете. Этим он поделился во время своей лекции в Москве, организованной редакцией журнала «Международная жизнь» совместно с МИД РФ в цикле «Золотая коллекция». «Я очень оптимистически смотрю на будущее Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний: в следующем году мы завершим весь сегмент по размещению мониторинговых станций на планете», - сказал Тибор Тот. Он отметил большой прогресс, который произошел со времени своего последнего визита в Москву в 2006 году. Тогда не было российских станций в международной системе мониторинга.
Напомним, что Подготовительная комиссия Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» (ОДВЗЯИ) была учреждена в 1996 году со штаб-квартирой в Вене. Штат её сотрудников 260 человек из более чем 70 стран. Годовой бюджет составляет 120 000 000 долларов. Необходимость создания Подготовительной комиссии была вызвана тем, что в период с 1945 по 1996 годы, когда ДВЗЯИ был открыт для подписания, было проведено свыше 2000 ядерных испытаний! Не было препятствий к тому со стороны международного права. Поэтому Соединённые Штаты Америки провели за это время более 1000 испытаний, Советский Союз – более 700, Франция – более 200, Великобритания и Китай по 45 испытаний.
После 1996 года три страны нарушили мораторий, проведя испытания ядерного оружия. Это Индия и Пакистан в 1998 году и Корейская Народно-Демократическая Республика в 2006 и в 2009. Договор, который пока не вступил в силу, является практически универсальным. Сегодня Договор подписан 182 странами, из которых 155 ратифицировали его (по состоянию на сентябрь 2011 года), в том числе три ядерные державы - Россия, Великобритания и Франция. Для вступления ДВЗЯИ в силу его должны подписать и ратифицировать ещё 44 государства, обладающих ядерными технологиями. Среди тех, кто не ратифицировал договор, такие государства, как Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Китай, Пакистан, Северная Корея и США. Причём, Индия, Пакистан и Северная Корея его пока даже не подписали.
В чём же универсальность договора? Она заключается в режиме контроля, который проводится с целью обнаружения всех ядерных взрывов и который не оставит ни один ядерный взрыв незамеченным. Этот режим состоит из трёх основных компонентов: Международной системы мониторинга (МСМ), которая по своём завершении, будет включать 337 объектов, расположенных по всему миру, чтобы отслеживать признаки ядерных взрывов на планете. «На сегодняшний день уже созданы и функционируют порядка 80 процентов таких объектов», - подчеркнул в своём выступлении Тибор Тот. Он подробно рассказал о четырёх современных технологиях, которые применяются в МСМ.
Первая из них – сейсмическая. Она применяется на 50-ти первичных и 120 вспомогательных станциях, которые осуществляют мониторинг ударных волн на Земле. Большая часть таких ударных волн - а их ежегодно регистрируется несколько тысяч – вызваны землетрясениями. Однако регистрируются также и техногенные взрывы. Например, взрывы в шахтах или ядерные испытания, которые были проведены в Северной Корее в 2006 и в 2009 годах.
Следующая технология – гидроакустическая. Представьте, что 11 гидроакустических станций «прислушиваются » к звуковым волнам в океанах. Звуковые волны, вызванные взрывами, могут распространяться под водой на сверхдальние расстояния. Третья - инфразвуковая технология мониторинговой системы. Для неё используется 60 станций на поверхности Земли, которые могут регистрировать ультранизкочастотные звуковые волны (неразличимые для человеческого уха). Они возникают в результате крупных взрывов. И, наконец, радионуклидная технология применяется на 80 станциях, которые замеряют количество радиоактивных частиц в атмосфере. 40 из этих станций осуществляют ещё и мониторинг благородных газов. «Это необходимо потому, что только такие измерения позволяют чётко определить: является ли взрыв, выявленный при помощи других технологий, на самом деле ядерным. Поддержку этих станций обеспечивают 16 радионуклидных лабораторий», - пояснил Тибор Тот.
В триаду компонентов, которые осуществляют контроль за каждым взрывом на Земле, входит Международный центр данных, расположенный в штаб-квартире ОДВЗЯИ в Вене. Центр получает данные от станций мониторинга во всём мире. Затем эти данные обрабатываются и распространяются среди государств – членов ОДВЗЯИ как в первичном, так и в обработанном аналитическом виде. Когда в 2006 и в 2009 годах Северная Корея проводила испытания, государства-члены договора в течение двух часов получили информацию о месте, мощности, времени и глубине, на которой проводились испытания.
Третья составляющая контроля за ядерными взрывами на планете, - это Инспекция на месте. Такие инспекции могут быть направлены в районы, где предположительно мог быть произведен ядерный взрыв, если полученные данные МСМ указывают на проведение в этом районе ядерных испытаний. Инспекторы собирают доказательства непосредственно в подозреваемом районе. Такая инспекция может проводиться только по просьбе и с разрешения государств-членов ДВЗЯИ после вступления договора в силу. Например, крупные учения по проведению инспекции на местах проводились в сентябре 2008 года.
Тибор Тот отметил в своем выступлении, что огромное количество данных, собираемых станциями, можно использовать не только для выявления ядерных взрывов. Они позволяют центрам предупреждения о цунами получить информацию о подводных землетрясениях практически в режиме реального времени. Это, в свою очередь, даёт возможность предупреждать об опасности на более раннем этапе, и спасти человеческие жизни. «Так было в случае с Фукусимой-1, когда японские специалисты были заранее предупреждены о надвигающейся катастрофе», - сказал Тибор Тот.
Он ещё раз подчеркнул, что смотрит на будущее Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний с реальной долей оптимизма. Почему важен договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний? «Он препятствует созданию ядерных бомб странами, у которых их ещё нет, а также увеличению мощности таких бомб странами, у которых они есть. Он также предотвращает огромный ущерб, который может нанести людям, животным и растениям радиация в результате ядерных взрывов», - сказал в заключение Исполнительный секретарь Подготовительной комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) Тибор Тот.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs