ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

В Гавану пришел Карнавал

00:00 11.08.2011 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Всю эту неделю, с 8 по 14 августа, начиная с 9 вечера, в кубинской столице до утра гремит музыка, танцуют ярко одетые мужчины и женщины, веселится молодежь. В главном городе острова начались ежегодные «летние гуляния», а по старинке говоря, грянул Карнавал.

Знаменитая фиеста в Гаване! О ней написано многими и немало. Гаванский карнавал превозносят и критикуют. Ученые пытаются раскрыть тайны его истории и мистику карнавальной притягательности. О фиесте продолжают спорить и сегодня, но выразить суть его удается немногим. Карнавал в Гаване нужно хотя бы раз увидеть своими глазами, услышать собственными ушами, почувствовать кожей! 

Откуда взялся этот искрометный праздник?

У индейцев Кубы до прибытия каравелл Колумба тоже были свои радости. Три племени, которые обитали на острове – сибонеи, гуанахабибес и таинос, устраивали ритуальные песнопения, славя богов, поклоняясь им и празднуя успехи вместе с племенем или поселением, например, обильный урожай юкки или удачную охоту. Они пели и танцевали, радуясь природе, морю и солнцу. Когда испанские конкистадоры приступили к завоеванию Кубы, они были жестоки и беспощадны. До наших дней не сохранилось достоверных сведений о тех празднествах, которые устраивали индейцы. Последние туземцы ушли в мир иной вместе со своей культурой. О них известно лишь обрывочно из скупых строк писем и докладов конкистадоров на родину и научных предположений кубинских антропологов и этнографов.

Первое письменное упоминание о карнавале в Гаване находим в книге «Путешествие вокруг света» итальянца Франческо Джиамелли, опубликованной в Неаполе в конце XVII века. В одной из глав он сообщает: «В воскресенье 9 февраля 1698 года в Гаване негры и мулаты, облаченные в живописные одежды, образовали группу, чтобы развлечься на карнавале». 

Европейцы привезли на Кубу свои традиции и праздники. А черные невольники из Африки чуть позже – свои. Но прошло много времени, пока они соединились и стали общими. Почему? Испанские колонисты, начиная с XVI века, прибывали на Кубу из различных областей страны – Кастилии, Арагона, Галисии, Андалусии, Страны Басков и других. К ним следует добавить португальцев и евреев. Трудно представить себе, чтобы из стольких источников культуры мог быстро сложиться общий фольклор.

На смену уничтожавшимся индейцам на остров довольно скоро для работы на плантациях испанские землевладельцы стали завозить африканских рабов, гораздо более выносливых и работоспособных.  

Так что африканцы прибывали на Кубу не в качестве завоевателей и новых хозяев, а в качестве рабов. Но они также были носителями разных культур, так как происходили из различных районов Африки, таких, как Берег Слоновой Кости, Золотой Берег, Дагомея, Нигерия, Испанская Гвинея, Бельгийское  Конго, Ангола. С 1517 года, когда король Испании Карл I выдал авантюристам «лицензию» на отлов невольников (тем самым легализовав работорговлю) по 1880-й – год отмены рабства на Кубе. По сведениям из авторитетных источников, на остров было доставлено, по меньшей мере, 1 200 000 африканцев.

Они были носителями различных племенных культур, которые и привезли с собой на чужбину. Их «переплавка» и «соединение» тоже потребовали немало времени.

Так или иначе, белые и черные жители Кубы долгое время проводили свои карнавалы отдельно друг от друга. Прошли многие десятилетия, прежде чем карнавал на Кубе, и особенно Гаванский, стал общенациональным фольклорным праздником.

 

…Итак, каждое лето колорит и по-карибски беззаботное веселье на неделю воцарялись в Гаване и других городах острова. Его ждали, к нему готовились.

Традиционным выстрелом старинной испанской пушки в крепости Ла Кабанья в 9 часов вечера и красочным фейерверком обычно и начинался Гаванский карнавал. Время выстрела – это тоже традиция: в давние времена он оповещал жителей столицы, обнесенной высокой каменной стеной, о закрытии городских ворот. Бульвар Прадо и Набережная Малекон – северная граница Гаваны по вечерам превращалась в место буйного, но хорошо контролируемого веселья и массовых народных гуляний до рассвета.

Под зажигательные мелодии румбы, гуарачи,  конги, ча-ча-ча движутся ярко, как рождественские елки, расцвеченные карросы, затейливо украшенные машины с платформами вместо кузовов, на которых выступают ансамбли и пританцовывают гаванские красавицы всех цветов и оттенков. За ними, будто в наступление за тяжелой техникой, идут пешие компарсы участников карнавала, которые, представляя различные районы и предприятия столицы, соревнуются в оригинальности костюмов и мастерстве танцевального искусства. Это – карнавальный парад-дефиле. Они движутся не торопясь, вереницей, друг за другом, шествуют, пританцовывая и распевая песни, большие группы мужчин и женщин, представляющих на карнавале соперничающие городские кварталы, районы или организации. Каждая группа-компарса имеет свои символы и образы, свои музыку, песни и танцы.  И каждая компарса стремится быть лучше и ярче всех других.

Как мы выяснили, своим происхождением популярная фиеста на Кубе во многом обязана и европейцам, и черным выходцам из Африки, привезенным для работы на плантациях сахарного тростника. Раз в году хозяева разрешали черным невольникам погулять на своей фиесте. Начинался он тогда, как правило, 6 января, когда трудовые общины африканцев устраивали ритуальные танцы на улицах и площадях Гаваны. Целые сутки в бешеном и оглушительном ритме гремели барабаны, будоража кровь танцоров (и зрителей!), доводя их почти до исступления.   

Африканские танцы смешались с испанскими. Однако важнейшей составной частью оркестров по-прежнему остаются барабаны-тамборы, трещотки и палочки из звонкого красного дерева.

По словам национального поэта Кубы Николаса Гильена, весь фольклор острова пронизан обычаями рабов. Они заметны в разговорном языке, песнях, в религии и даже в любви. «Акцент, с которым мы произносим испанские слова, - говорил Гильен, - полон ритмов джунглей, христианская вера переплетается с воспеванием духов, белые боги – с черными дьяволами. За каждым сыном нашей земли молчаливо стоят тени его черных предков. Невозможно проникнуть в тайны народного духа Кубы, не поняв его негритянского происхождения»…

 

Надо видеть, как кубинцы танцуют! Специалисты справедливо считают, что они танцоры от природы, с самого рождения. Их почти никто не учит. А музыка у кубинцев в крови, в генах, в душе. «Очень разные этнические элементы повлияли как на формирование кубинской нации, так и на ее музыкальные традиции, - отмечал журналист Валерий Волков. –Лиризм и сентиментальность испанских мотивов тесно переплелись с африканскими ритмами, что породили единственный в своем роде так называемый афро-кубинский синтез».

Примечательно, что в 1920-е годы генерал Херардо Мачадо-и-Моралес, которого за упертость и жестокость называли «ослом с когтями», отменил проведение карнавалов, усмотрев в них «призыв к бунту». Однако  народные традиции оказались сильнее гонений и запретов. Кубинская фиеста пережила всех диктаторов и запретителей.

Гаванский карнавал и сегодня – настоящее зеркало фольклора, отражающее фантазию и народное искусство, самобытные традиции полузабытой старины и многое другое. Крупный знаток кубинских народных традиций дон Фернандо Ортис в свое время пояснял в этнографических заметках: «Карнавал – это дохристианский праздник, чувственный и всеобщий. Под другим названием он наблюдается во всех древних и средневековых народах, и в наши дни его сохранил фольклор (...) Кубинский карнавал, как и другие, основан на ритуалах летнего равноденствия  в честь земледелия и плодородия различных культур, которые аккумулировались здесь и создали кубинский народ. Это – как хороший кубинский суп «ахиако» – вкусный, горячий и острый, сдобренный  специями  в этом американском котле (...). В Гаване с колониальных времен карнавалы праздновались в дни, указанные в религиозных календарях. Время их проведения колебалось от первого дня великого поста до пасхи, которая всегда падает на следующее за мартовским равноденствием полнолунием, то есть, в первое полнолуние начала весны».

В последние десятилетия карнавалы стали проводиться в жаркие дни лета, чтобы не нарушать график и ритм сафры – сезона уборки и переработки сахарного тростника. Писатели, этнологи, журналисты, социологи и историки много строк посвятили этому народному празднику в кубинской столице. Это – шумное прощанье с удовольствиями накануне дней раздумья, суровости и ухода в себя, характерные для великого поста и Святой недели.

В сущности, полная история гаванских карнавалов еще не написана. Задача нелегка, но когда-нибудь она будет выполнена. Эта история так же сложна, богата и привлекательна, как сам праздник. «Она теряется в долгой ночи завоевания и колонизации самого большого Антильского острова, – считает один из исследователей карнавальной традиции Кубы Хесус Абаскаль. От искусства и праздников наших аборигенов следов не осталось. Нет ни их наследия, ни потомков... Во время колониального владычества католическая церковь устраивала праздники Тела Господня, в которых танцы, показы драм, процессии и публичные увеселения представляются многим нашим специалистам зачатками театральных представлений на Кубе. Кроме этих празднеств и церковных торжеств, общих для всех христианских народов,  и так называемых больших праздников, мы находим знаменитый День волхвов или «негритянский карнавал», запрещенный колониальным декретом в 1884 года. Он явно повлиял на гаванские компарсы, такие популярные и известные. День волхвов гаванских негров был отдушиной для африканцев на Кубе и к их безудержному веселью присоединялись с большим энтузиазмом и негры-креолы. Они составляли живописные сцены  колониальной жизни».

Великолепные балы в театре Такон, который давала столичная аристократия, начиная с 1838 г., стали типичными для этих «праздников белых» балами-маскарадами в закрытом помещении. Постепенно они теряли свою эксклюзивность в собраниях, союзах и братствах среднего класса. Наконец, начался конкурс компарс и на улицы вышли живописные персонажи, типичные для гаванских карнавалов – фонарщики, чертенята, кучера, танцующие мулатки, знаменщики, карлики, ходули, продавцы, пираты, танцовщики, барабанщики, гигантские куклы...

Как при генерале Мачадо отменялись карнавалы, так еще раньше, в 1918 году, запрещались и компарсы. Правда, тогда причиной стали драки между конкурирующими кварталами – Лос Ситиос и Хесус Мария, а не страх диктатора перед организованной, единой толпой. И только благодаря ходатайству гаванского мэра  и Общества афрокубинских исследований, столичные компарсы были разрешены и вновь появились в 1937 году. Они существуют до сих пор, по прошествии семи десятилетий, как традиционные (Скорпион,  Султанша, Лас Болльерас, Лос Компонедорес де Батеа, Садовница, Маркизы Атареса), так и современные (Хунта Дня волхвов, Лос Гуарачерос де Регла, Львиный танец, «компарса» Федерации университетских студентов и другие). Однако, они уже не относятся, как раньше, к какому-нибудь кварталу, «который их поддерживал с любовью и преданностью».

Какой  гаванский карнавал может обойтись без парада-дефиле вдоль набережной и по старинному бульвару Прадо. Конечно, должны присутствовать компарсы. И разноцветные фонари на высоких шестах, карросы с яркими огнями, ритмом, колоритом, звуками и... красавицами. Также площадки для танцев на открытом воздухе, бесчисленные киоски с традиционными блюдами, пивом, прохладительными напитками и ромом. Эти традиционные празднества, самые многочисленные в столице и стране, сопровождаются ритуалами и древними плясками. Это – прекрасная возможность для краткого развлечения, которое с помощью веселья освободит нас от груза повседневной жизни, рутины и работы.

Нет, никакими словами не выразить подлинного духа гаванского карнавала!

После победы революции 1959 года, как считают местные историки,  карнавал приобрел некие демократические черты в рамках кубинской социалистической модели. Глубокие социально-экономические перемены привели к более тесному сближению культур белых, мулатов и негров. Всеобщее веселье, как правило, длится одну неделю. Причем еще в самом начале революционные власти решили перенести народную фиесту с января на июль – ближе к празднованию 26 июля Дня Национального восстания. Ведь зима и весна на Кубе – самый разгар напряженной сафры – поры уборки и переработки сахарного тростника: многим кубинцам не до гуляний. К тому же июль – самый жаркий кубинский месяц, время массовых отпусков, да и сафра уже позади, можно отдохнуть и повеселиться. В последние годы фиесту стали проводить в первую половину августа.

  Гаванские карнавалы временно приостанавливались и социалистическими властями. Это случалось в 1960-е и в 1990-е, и в 2000-е годы. Но причины были не идеологические, не политические, а экономические.

В последнее время вокруг гаванских карнавалов на Кубе ведутся жаркие дискуссии. Одни считают, что фиеста обветшала, утратила истинную народность, искренность и массовость. Другие сетуют на то, что карнавал слишком заорганизован. Третьи, наоборот, хотели бы видеть этот праздник четко выстроенным, регламентированным. Многие призывают вернуться к традиции далекого прошлого, к историческим корням…

Мнения на сей счет самые разные, учесть все упреки и замечания  организаторам карнавалов вряд ли удастся. Хотя они и сами бы хотели раскрепостить изрядно «зарегламентированный» народный праздник. Но, увы, ни финансы не позволяют, ни идеологические рамки дозволения. (Хотя надо признать, что в последние годы, за исключением кризисных лет «особого периода», когда власти приостанавливали карнавальные празднества, и отмены фиесты в 2006 году из-за тяжелой болезни Фиделя Кастро, ныне больше стало на улицах киосков, торгующих напитками и закусками, больше стало хорошо оборудованных танц-площадок).

Сожалеют и о том, что парад каррос и компарс на набережной включает меньше красочных спектаклей, чем раньше. Но главное, считает большинство гаванцев, что карнавалы хотя и заорганизованы властями, но не поблекли, как утверждают отчаянные скептики, а такие же красочные и жизнерадостные. И несмотря ни на что, Гаванскому карнавалу местные знатоки из оптимистов пророчат долгую жизнь.

Однако есть и трезвые реалисты. «Карнавал нуждается в мерах по его спасению», - бьет тревогу руководитель оргкомитета Гаванского карнавала Альберто Мир Медина, напомнив о его ежегодном неудачном планировании и скудном финансировании.

«Гаванский карнавал – мирило того, что происходит в кубинском обществе», - считает одна из самых авторитетных специалистов по карнавалам исследовательница Виртудес Фельу. Она полагает, что карнавал должен быть доступным всему населению, хотя и не верит, что это возможно. А почему? Из-за административных мер, которые с каждым годом сокращают пространство фиесты, уменьшают количество входных билетов для жителей столицы, поэтому многие гаванцы не могут попасть на свой народный праздник, не могут даже увидеть парад каррос. «Карнавал теперь в основном сориентирован на иностранных туристов», - сетуют наиболее критично настроенные горожане.

«В любом случае, наш карнавал, - убеждает та же эксперт Виртудес Фельу, - должен стать показом всех этнических компонентов кубинской нации. В столице имеется много сообществ – испанское, афрокубинские, арабское, китайское и другие. Раньше все они были представлены на карнавале. Почему бы не вернуть эту практику? Наша задача омолодить карнавал и в то же время вернуть его забытые традиции».       

…Но проходит год, наступает новый, и летом (теперь уже в августе) Гавана вновь традиционно превращается в ночное феерическое шоу.

Обычно открывали карнавал дети. А потом он «взрослел» на глазах –  начинался парад гаванской полиции на мотоциклах и пожарных. Вдоль набережной работали лотки и палатки, которые торгуют дешевыми бутербродами-бокадильос, ромом и пивом, прохладительными напитками. Все танцуют, поют, пьют, жуют, радуются жизни, на время забыв о своих проблемах.

Обычно, помимо десятков тысяч гаванцев, в карнавале принимают участие пять-шесть тысяч профессиональных и самодеятельных артистов.

Для них это не только праздник, но и радость самовыражения, счастливая возможность показать публике свои таланты, красоту, индивидуальность.

Среди них всегда узнаешь солистов и танцовщиков кордебалетов из знаменитых гаванских кабаре «Тропикана» и «Паризьен».

Нынешняя карнавальная неделя «совпала» с 85-летним юбилеем легендарного команданте Фиделя Кастро, который Куба скромно отметит 13 августа. Сам лидер кубинской революции просил руководителей всех уровней не раздувать его личный праздник. И к юбилею официально приурочили лишь открытие совместной выставки работ известного художника Нельсона Домингеса и знаменитого фотомастера Алекса Кастро. Экспозиция разворачивается в зале мемориала Хосе Марти на гаванской площади Революции…

…Столичная фиеста быстро набирает темп. В ее вихре, как в огромном торнадо, кружатся, входят в ритм все – вездесущие гаванские мальчишки, подвыпившие мачо, привлекательные мулатки, от которых трудно оторвать глаза. Гаванцы гуляют на всю катушку. Кто как хочет и кто как может. Это – знаменитый Гаванский карнавал!

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати