ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Книги из-под Мехико

00:00 31.07.2011 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Прогулки по мегаполису

Мексиканская столица с первого же взгляда пленяет приезжего загадками древности и широким размахом. В этом гигантском мегаполисе, в котором живет свыше 22 миллионов человек, находится одна из самых широких центральных площадей в мире – Сóкало. Помню, как однажды, приехав в этот прекрасный город, был поражен: в самом центре площади на период рождественских и новогодних каникул власти соорудили крупнейший в Латинской Америке искусственный ледовый каток (3000 квадратных метров), на котором в жаркие 25-градусные январские дни был установлен рекорд для Книги Гиннесса – свыше 200 любителей катания на коньках в возрасте от 8 до 74 лет выстроились в цепочку и гуськом, взявшись за пояс впереди стоящих, друг за другом некоторое время скользили по кругу…

В Мехико все или почти все устроено по-крупному, широко. Многое в этом городе будит в вас интерес, вызывает здоровое любопытство, привлекает внимание.

«Ничто не может сравниться с прогулкой по нашему городу, - уверяет мексиканская журналистка Гуадалупе Лоаэса (Guadalupe Loaeza), с которой я в принципе согласен. – Мы его любим, но и страдаем от него. Хуже всего то, что мы его не знаем. Мы не знаем, в каком городе мы живем и, не зная его, мы не знаем, кто мы такие. У этого города нет четких границ и ему нет ни конца, ни начала. Много веков назад были построены стены, указывающие на границы города, но сейчас мы можем увидеть развалины этих стен во многих старинных городах. Все это принадлежит прошлому».

Как охарактеризовать Мехико сегодня, сейчас? Влюбленная в свой город журналистка Гаудалупе считает, что это не имеет значения,  самое главное – это наше отношение к нему. 

Для некоторых Мехико – серый и скучный монстр, враждебный человеку, для других – хаос Данте, и только немногие убеждены, что это город предназначен для человека. Есть люди, которые не решаются выйти за пределы своего квартала и хотели бы огородить его стеной. Те, кто живет в его южной части, не хотят ехать в северную. Те, кто живет на севере, говорят, что после пересечения Периферико они стареют на два года.

«Мой город – это мой дом, - делится сокровенным уже знакомая нам «мехиканка» Гуадалупе. – Здесь я родилась, выросла, испытала горести и радости. Здесь я живу, ходила по его улицам, напевая или плача, или даже посвистывая. Мне нравился район Поланко, и я учила наизусть названия всех его улиц, а потом производила сильное впечатление на моих кавалеров, упоминая имена знаменитых писателей и философов…

Гуадалупе Лоаэса с гордостью спрашивает: «В каком городе мира есть памятник Матери? – и сама же отвечает, - только в моем. В каком городе мира есть величественная площадь Сокало возле кафедрального собора? Только в моем. В каком городе мира есть площадь, на которой поют марьячи, как на площади Гарибальди? Только в моем. В каком городе мира есть улица длиной 50 километров – Инсурхентес? Только в моем. А в каком городе есть площадь Трех культур? Только в моем. И в каком городе мира есть Пустыня львов, где нет ни пустыни, ни львов? Только в моем».

А в каком городе мира есть такой гигантский книжный магазин, да еще под землей, между двумя станциями метро? – добавил бы я. Конечно же, в Мехико! Не так давно я прочитал о книжном проекте в местных газетах. И во время очередного посещения мегаполиса решил отправиться за интересующими меня книгами… под Мехико.

Страну ацтеков вряд ли можно назвать «Страной читателей». По статистике, в среднем на человека здесь приходится не более 1,5 прочитанной книги в год. Наверное, чтобы приобщить мексиканцев к чтению власти города и расположили уникальный «Мир книг» в длинном, на целый километр, коридоре между станциями метро Сокало и Пино Суарес. Это крупнейший в стране торгово-консультационный комплекс состоит из более чем 40 магазинов, предлагающих читателям примерно 70 тысяч названий книг на все темы и вкусы. Они представляют 42 национальных и иностранных издательства. Как мне рассказала Нидия Торруко, директор подземного «Перехода с книгами», (именно так называют комплекс официально), каждый год здесь продают до 600 тысяч томов.  Кроме этих магазинов, под улицей Пино Суарес расположен актовый зал для встреч с писателями и проведения конференций на 100 человек, специальные места для чтения и дискуссий, а также кафе, офисы для общественных связей, учета книг и библиографических справок.

По словам Нидии, в «Переходе с книгами» ведется активная работа с читателями, которые постоянно обращаются за консультациями, делают заказы на книги. Этот книжный пассаж работает в метро, от 10 до 20 часов в сутки, приспосабливаясь к часам пик, выходным и праздничным дням. Главное, считают авторы проекта, чтобы любой, даже самый равнодушный пассажир, проходящий по переходу мимо книжных витрин, невольно стал читателем очередной новой книги. Не случайно, что идея подземного «Мира книг» принадлежит группе издателей, стремившихся найти рекламу своих товаров не банальным способом. Похоже, им это удалось. Я, во всяком случае, не удержался и накупил в подземке с десяток заинтересовавших меня книг. И ни разу об этом не пожалел.

Прогуливаясь по Мехико, я встречал немало книжных магазинов на его улицах. Кое-где попадаются и развалы, где торгуют старыми изданиями. В Историческом Центре города, на улице Пино Суарес, в доме 30 я зашел в Музей города Мехико. Здесь компактно и очень обстоятельно рассказаны и показаны все основные вехи истории города. А рядом находится библиотека музея имени Хайме Торреса Бодета, в которой собраны книги и буклеты, в осноном посвященные городу Мехико. Я очень пожалел, что не располагаю временем, чтобы порыться на полках этой книжной сокровищницы. Однако успел пообщаться с Карлосом Баррерой, главным библиотекарем, который снабдил меня электронными адресами своего учреждения. Хочу поделиться ими с читателями «Международной жизни»: biblioteca_mcm@cultura.df.gob.mx; biblioteca_mcm@yahoo.com.mx. Карлос пообещал ответить на вопросы всем тем, кто заинтересуется фондами библиотеки. Жаль, что общаться он может только по-испански и немного по-английски.

Такие персоны, увлеченные книгами и чтением, как Карлос, попадались мне в Мехико довольно часто, хотя специально встреч с ними я не искал. Общаясь с мексиканскими библиофилами, мне постоянно хотелось вслед за Фрейдом повторять: «Без литературы, без книг нет жизни».

В те январские дни, когда я с интересом знакомился с интеллектуальными островками Мехико, местная газета «Реформа» писала, что библиотеки и книжные магазины в Мехико хранят огромное количество историй, которые дали жизнь этим уголкам мексиканской столицы, среди них – Дворец горной индустрии,  Книжная лавка «Порруа» и Дом первой типографии Америки, который расположен на улице Примо Вердад, дом 10 и был основан в 1536 году по указанию первого вице-короля Новой Испании Антонио де Мендосы. 

Я мог бы назвать еще с десяток старинных типографий и книжных лавок Мехико, однако отмечу лишь Типографию Мигеля Риверы Кальдерона на Холме Милосердия, где 1722 году был отпечатан первый номер знаменитой «Гасета де Мехико», выпущенной первым мексиканским журналистом Хуаном Игнасио Мария де Касторена-и-Урсуа.

 

…А с другой стороны улицы 5 Февраля расположена книжная лавка Мариано Гальвана, вошедшего в историю в качестве первого книготорговца Мексики. Сегодня в этом доме находится обувной магазин, а в те стародавние времена там находился центр мексиканского романтизма. 

Книжная лавка «Порруа» занимается в Историческом центре книготорговлей с большой традицией. Братья Порруа начали свой книжный бизнес в 1900 году и в 1910-м открыли магазин еще в доме № 15 на улице Республика Аргентина. 

И судя по статье в газете «Реформа» (5.01.2008), Дворец горной индустрии, возведенный  Мануэлем Толса между 1797 и 1803 годом, а сегодня принадлежащий Национальному Автономному Университету Мексики (UNAM) дворец является местом проведения самой значимой в стране ежегодной Международной книжной ярмарки.

Будучи в Мехико, я, разумеется, не мог не побывать в Национальной библиотеке (la Biblioteca Nacional de México – BNM). Расположена она в студенческом городке Национального автономного университета Мексики. Ее необычное здание с огромной муралью на фасаде, расположено на просторной территории Университетского городка.

Как объяснила координатор библиотеки Роса Мария Гаска, сокровищница книг располагает 1 миллионом 250 тысячами  документов. Кроме того, недавно библиотека открыла консультационный Интернет-центр с более чем 90 тысячами документов.  Процесс этот не быстрый и достаточно дорогостоящий. Однако эта модная сегодня Интернет-тенденция будет развиваться.

Главная библиотека страны была основана 30 ноября 1867 года по указанию национального героя Мексики Бенито Хуареса. Сначала ее фонды, состоявшие из книг, подаренных видными общественными деятелями,  разместились в древнем храме Святого Августина. Библиотека включала в себя главным образом религиозные книжные сокровища, например,  книги Королевского и епископского университета. Следует отметить, что в 1929 году, когда университет получил автономию, в его рамках был образован Институт библиографических исследований, который с 1967 года координирует работу библиотеки и читального зала.

В 1979 году Национальная библиотека переместилась в Университетский городок UNAM. А сейчас ею управляет Генеральная Дирекция Библиотек, параллельно координирующая развитие и деятельность более чем 140 библиотек университетской системы страны.

Огромная мураль на фасаде здания библиотеки создана архитектором Хуаном О' Горманом. Это произведение превратилось в визитную карточку Национальной Библиотеки Мексики в мире.

В залах НБМ с приятным удивлением обнаружил много индейских лиц. И меня порадовало, что в стране так тянутся к знаниям потомки коренных народов. Кстати, в зале периодической печати (la Hemeroteca) прочитал, что индейское население города растет – за один год оно увеличилось на 161 тысячу человек, достигнув 13 миллионов 690 тысяч. В разговоре со студентами, некоторые не раз  вспоминали нашего знаменитого пролетарского поэта Владимира Маяковского. Уже вернувшись из Мексики решил перечитать его известное прозаическое произведение «Мое открытие Америки». Он пишет, что поэзии и поэтов в Мехико много. «В саду Чапультапеке есть целая аллея поэтов – Кальсада де лос поэтас». Вот впечатления, которые записал в своем блокноте Владимир Маяковский во время посещения Мехико в 1925 году:

«… Одинокие мечтательные фигуры скребутся в бумажке. Каждый шестой человек – обязательно поэт. Но все мои вопросы критикам о сегодняшней значительной мексиканской поэзии, о том, есть ли что-либо похожее на советские течения, - остались без ответа… Причина, я думаю, слабое развитие поэзии, слабый социальный заказ. Редактор журнала «Факел» доказывал мне, что платить за стихи нельзя, - какая же это работа! Их можно помещать только как красивую человеческую позу, прежде всего выгодную и интересную одному автору. Интересно, что этот взгляд на поэзию был и в России в предпушкинскую и даже пушкинскую эпоху. Профессионалом, серьезно вставлявшим стихи в бюджет, был, кажется, тогда только один Пушкин… Русскую литературу любят и уважают, хотя больше понаслышке. Сейчас переводятся (!) Лев Толстой, Чехов, а из новых я видел только «Двенадцать» Блока да мой «Левый марш»…

Прошло 85 лет. Сейчас в Мексике издаются в переводе на испанский многие русские классики и современные писатели. А в России можно найти книги мексиканских писателей на русском языке. Взаимопознание наших народов развивается, хотя еще не все возможности для этого мы используем. На помощь нам в первую очередь, как всегда, приходят культура, книги. Как говорят в народе, «много читать – больше друзей приобретать»! 

 

Для справки:

Сайт книжного магазина в метро, под Мехико:

www.unpaseoporloslibros.com

 

Национальная Библиотека Мексики при Университете (BNM de la UNAM):

http://bc.unam.mx

http://dgb.unam.mx

www.bidi.unam.mx

www.bc.unam.mx    

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати