Подарки высоких государственных лиц становятся артефактами…

00:00 15.06.2011 Ольга Иванова, редактор журнала «Международная жизнь»


В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка «Из дальних стран… Артефакты ХVII – ХХ веков из запасников музея». Все предметы, представленные в экспозиции, были в разное время привезены из разных стран и подарены главам нашего государства к юбилейным и памятным датам.

Эти артефакты долгое время находились в запасниках и никогда не были представлены широкой публике. Как отметил на вернисаже директор ГЦМСИР Сергей Архангелов: «Выставка необычно зародилась и представлена она необычно. Самое главное, что акцент делается не на том, кем и когда сделан подарок российскому государственному лицу, а на  сами предметы». Основную идею выставки он сформулировал так – путешествие и знакомство с зарубежной историей, культурой и искусством. Здесь представлены работы мастеров Китая, Японии, Кореи, Индии, Франции, Италии, Испании, Венгрии, Германии, Польши, Албании, Турции, Иордании, Палестины, Туниса, США.

По мнению Веры Панфиловой, заведующей отделом изобразительных искусств Государственного центрального музея современной истории России, уникальность этой выставки, - помимо того, что здесь собраны артефакты со всего мира, - состоит в том, что на ней  впервые и так полно показаны связи цивилизаций, проникновение их друг в друга и влияние их на нас.

Экспозиция выставки начинается с книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно», Гамбург, 1696 г. Это путешествие относится к разряду распространившихся в 17-м веке «учёных» путешествий.  Немецкий математик, астроном, востоковед, библиотекарь Адам Олеарий был секретарём шлезвиг-гольштейнского посольства в Россию в 1633-1634 гг. и в Персию в 1635-1639 гг. (путь посольства проходил через Россию). Он также посетил Москву в 1643 г. «Олеарий не только вел подробнейшие записи в пути, - рассказала журналу «Международная жизнь» Вера Панфилова, заведующая отделом изобразительных искусств Государственного центрального музея современной истории России, -  но и собственноручно делал зарисовки, которые вошли в текст его книги, впервые изданной на немецком языке в 1647 г. Среди участников внушительного посольства в Персию (около 75 человек) был немецкий поэт Пауль Флеминг (1609-1640). Олеарий включил в «Описание» некоторые стихотворения Флеминга, написанные во время путешествия. Флеминг посвятил Москве три сонета, переведённые в 18-м веке поэтом А.П.Сумароковым. Вот отрывок из перевода, содержащий обращение к Москве:

…Дай небо, чтобы ты была благополучна,

Безбранна, с тишиной своею неразлучна,

Чтоб твой в спокойствии блаженный жил народ!

Прими сии стихи. Когда я возвращуся,

Достойно славу я твою воспеть потщуся,

И Волгу похвалой промчу до Рейнских вод.

Книга «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» - это своеобразный отчёт о поездке Олеария», - подчёркивает Вера Панфилова. 

В этом году проходит перекрестный Год Италии в России и России в Италии. Организаторы выставки сочли правильным и необходимым выставить работы известного итальянского гравёра и архитектора 18-го века Джованни Баттисты Пиранези «Виды Рима».

В течение всей своей жизни Пиранези работает над серией гравюр «Виды Рима», которые сохранили для нас облик Вечного города 18-го века. Как мастер века Просвещения, художник не  мыслил роль памятника архитектуры вне исторического контекста. Он любил сочетать различные временные пласты зодчества Рима, делал это динамично, в духе венецианского «каприччо». Восхищение древней цивилизацией и понимание неизбежности её гибели, когда на фоне величественных зданий современники мастера заняты своими обыденными повседневными делами, - вот основной мотив этих гравюр Пиранези.

Пиранези всю свою творческую жизнь оставался верен жанру ведуты (топографически точный городской пейзаж -  О.И.) «К сожалению, жанр ведуты не прижился, в отличие от марины, - поясняет Вера Панфилова. – С точки зрения развития гравирования, в 17-18 веках развитие этого жанра было вполне оправдано. Работая в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, Пиранези создал «архитектурные фантазии», поражающие грандиозностью пространственных решений и остродраматическими светотеневыми контрастами. В свои видовые гравюры он внёс элемент романтического флёра, придающий архитектурным памятникам особую привлекательность и живописность. Пиронези очень интересовал Рим – но не как место обитания современников, а как исключительно Вечный город. Надо сказать, что Пиронези был очень популярен в России. Начиная с времен  правления Елизаветы Петровны, многие русские отправлялись путешествовать за границу и самой популярной страной была Италия.  Вернуться из Рима и не повесить у себя в библиотеке или кабинете изображение «Вечного города»  Пиронези считалось дурным тоном. Так что наследие Пиронези было достойно представлено в дворянских домах России. Кроме того, графические работы Пиронези повлияли на становление стиля ампир в зарубежном и отечественном искусстве. Мы, отдавая дань этому замечательному гравёру, - отметила заведующая отделом изобразительных искусств, - и рамочки сделали в традиционном зеленом цвете жанра ведуты конца 18-го – начала 19-го веков».

Известность и слава Пиронези в наше время растёт с каждым годом. Последние десятилетия публикуются всё новые книги о его творчестве,  лучшие музеи мира устраивают выставки его работ. В своём творчестве он испытал влияние античного зодчества, а также барочного театрально-декоративного искусства.

На выставке  можно увидеть, помимо книг и гравюр, картины, посуду, скульптуры,  шкатулки, холодное и огнестрельное оружие, макеты, выполненные из редких материалов,– раритеты из разных стран.

«Экспонаты начинают жить своей второй жизнью, когда поднимаются из запасников, - сказала на открытии выставки ведущий научный сотрудник ГЦМСИР, Наталья Карлюченко. -  Они начинают говорить своим языком, они спорят и дружат друг с другом. Предметы  из разных стран выполнены разной техникой, принадлежат к разным историческим эпохам, но их объединяет одно – художественная ценность. Эта выставка – анонсная, я бы сказала, пилотный проект наших будущих фондовых выставок, которые мы планируем проводить в стенах нашего музея. И мы всегда рады посетителям».

Выставка будет открыта до 13 августа нынешнего года. 

 

Фоторепортаж

Версия для печати