ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Кризис СвДП, и его последствия для германской политики

00:00 10.06.2011 • Илья Классен, слушатель магистратуры МГИМО (У ) МИД РФ

Свободно-демократическая партия является одной из старейших партий ФРГ. Она принимала участие в первых, после окончания Второй Мировой войны, выборах в Германии. Тогда  она получила 11,9% голосов, образовав правящую коалицию с блоком ХДС/ХСС, и в дальнейшем прочно закрепила за собой звание малой правоцентристской партии. Всего за послевоенную историю Германии она входила в правительство 14 раз, всегда в качестве младшего партнера, при этом, как в коалиции с ХДС/ХСС, так и СДПГ. Зачастую именно от позиции СвДП зависело то, какая из больших партий окажется у власти. Если же взгляды «Либералов» расходились с их старшим партнером, то последний мог неожиданно для себя оказаться в оппозиции, уступив правительственные кресла новой коалиции.

Однако данное монопольное положение Свободно-Демократической партии было подорвано в 1998 году, когда Герхард Шрёдер привел к победе возглавляемую им Социал-демократическую партию и впервые сформировал правительственную коалицию с «Зелеными». Это стало серьезнейшим вызовом для «Либералов». Партия погрузилась в затяжную полосу неудач и поражений, преодолеть которую она смогла благодаря «обновлению» предложенному ее новым председателем Гидо Вестервелле. В течение 10 лет он уверенно вел партию к новым победам и достижениям.

Подъем СвДП, имевший место при Гидо Вестервелле и достигший своего пика к выборам в бундестаг 2009, сменился чередой провалов на земельных выборах, которые спровоцировали заочную отставку председателя Свободных демократов. В начале апреля Гидо Вестервелле заявил, что не станет в очередной раз выдвигать свою кандидатуру на этот пост на предстоящем партийном съезде в Ростоке 13 мая. В связи с этим особую актуальность обретают следующие проблемы: действительно ли имеет место кризис партии, чем он характеризуется, что побудило Г.Вестервелле к отставке и каковы возможные сценарии развития событий в конкурентном противостоянии германских политических партий?

 

Невиданный подъем и неожиданный кризис

Гидо Вестервелле является руководителем СвДП  уже 17 лет. В 2000 году партия добилась первого успеха, набрав 9,8% на выборах в Северной Рейн Вестфалии, под руководством лидера земельного отделения СвДП – Юргена Мёллеманна. Настоящий успех пришел к СвДП и Гидо Вестервелле в сентябре 2009 года, когда по итогам выборов в Бундестаг «Либералы» набрали 14,8%, добившись возможности создания коалиции с ХДС. По мнению многих политобозревателей,  секрет успеха крылся в уникальных личных качествах самого Председателя партии, который считается непревзойденным оратором, способным воодушевлять слушателей и выбранной им тактики популизма. В частности,  он активно продвигал идею снижения налогов, что в условиях мирового экономического кризиса сделать было невозможно. Но до тех пор, пока партия находилась в оппозиции, данная стратегия приносила свои плоды. В итоге, на фоне практического бездействия большой коалиции и относительной растерянности большинства партий, яркие речи Гидо Вестервелле в совокупности с многочисленными обещаниями дали ему рекордно большое для СвДП количество голосов.

 

Кризис «Либералов»?

Однако уже  с начала 2010 года СвДП начинает резко терять популярность, и всего за год ее рейтинг уменьшается до непривычно низких значений в 6-4%[1]. И в результате либералы начинают терпеть поражения на выборах в ландтаги земель, каждый раз балансируя на грани проходного барьера. В частности, они впервые в своей истории не прошли в парламент Рейнланд-Пфальца, где их позиции считались достаточно крепкими (8% на предыдущих выборах).

Не менее значимыми являются выборы в традиционно консервативном и богатом Баден-Вюртемберге, где всегда господствовал ХДС, иногда опираясь на поддержку СвДП. На этих выборах христианские демократы не смогли собрать большинства (39%) и нуждались больше обычного в сильной СвДП, которая, однако, не смогла оправдать их надежд и набрала только 5,3% против 10,7% на прошлых выборах в ландтаг. Неожиданного успеха добились зеленые, которые набрали 24,2% голосов и опередили СДПГ, получившую только 23,1%. В сумме они добились большинства в ландтаге и положили конец почти 60-летнему правлению ХДС. Левая партия набрала только 2,8% голосов и не смогла пройти в Ландтаг.

Политики из ХДС в качестве основной причины своего поражения назвали катастрофу на «Фукусиме I», которая вызвала волну массовых протестов против ядерной энергетики в ФРГ, главным центром которых стал Штутгарт. Это, безусловно, сыграло на руку зеленым. Тем не менее, более значимым фактором стала слабость Свободно-Демократической партии. Кроме того, обе тенденции – ослабление либералов и усиление зеленых -  были выявлены опросам еще до цунами в Японии.

Самым значимым фактором поражения, как бы иронично это не звучало, стал сам Гидо Вестервелле. Пересев со скамьи оппозиционера в кресло вице- канцлера, он не добился практически никаких успехов. Его считают до крайности слабым дипломатом, который не может защитить интересы Германии на международной арене. Справедливости ради, надо сказать, что он никогда особо не интересовался внешнеполитическими вопросами, до занятия поста министра иностранных дел. Впрочем, согласно ряду оценок, он недостаточно глубоко интересовался ими и после назначения, скорее, хотел укрепить свою собственную популярность, так как министры иностранных дел пользуются в ФРГ традиционным уважением. Однако Гидо Вестервелле не удалось повторить успех своих предшественников. Так, согласно опросу проведенного группой «TNS Emnid» по заказу журнала «Spiegel» в марте 2011 года, Вестервелле оказался наименее популярным министром иностранных дел за последние 20 лет. Согласно данным опроса после 2 лет в должности рейтинг Клауса Клинкеля составлял 54%, Йошки Фишера – 67%, Франка-Вальтера Штайнмаера – 62%, а Гидо Вестервелле – только 24%.  

Своей основной темой он сделал разоружение -  подразумевается вывод остатков ядерного оружия из ФРГ. Однако внутри страны этот вопрос не вызвал особого интереса, а союзников ФРГ по НАТО привел в откровенную растерянность. Но крайней точкой недовольства граждан Германии стала его политика в Североафриканском кризисе. Звучали даже прямые обвинения в том, что Германия бросила союзников по НАТО, отказавшись от использования своих ВВС в операции в Ливии, санкционированной СБ ООН.

Теряя очки рейтинга в дискуссиях по всем ключевых вопросам политической повести дня, СвДП с ужасом обнаружило, что ей фактически не на чем отыгрываться. Всего СвДП в правительстве представляют 4 министра: иностранных дел,  юстиций, экономики и технологий, экономической помощи развивающимся странам. Удивительным образом все они не пользуются особой популярностью и поддержкой избирателей.

 Министр развития Дирк Нибель до занятия должности предлагал упразднить это министерство и передать его функции МИД ФРГ, а после занятия поста провел слияние всех агентств экономической помощи в одно и сократил целый ряд программ, что вызвало естественную критику со стороны специалистов из этой области.

Крайне пассивную позицию занимает и министр экономики и технологии Райнер Брдерле. Одной из его ярких инициатив был проект закона о «декартелизации», однако вследствие критики со стороны энергетических компаний он был резко смягчен. Его начинание касательно минимальных размеров оплаты труда так же не было доведено до конца, а решение отложено до 2014 года. К тому же ему приписывают скандальное высказывание, о том, что мораторий на продление сроков эксплуатации устаревающих АЭС, был введен только ввиду предстоящих выборов в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце.

Министр юстиций Сабина Лойтхойсер-Шнарренбергер имеет наилучшую репутацию среди вышеперечисленных, однако данное министерство не является самой яркой площадкой, на которой можно было бы укрепить рейтинг партии.

  Однако даже все вышеназванное не позволило бы утверждать, что кризис СвДП носит системный и затяжной характер. Исторически, ее рейтинг практически всегда снижался, если она находилась в коалиционном правительстве с ХДС (за исключением кабинета Коль-Геншер). Однако на этот раз их положение осложняется как минимум двумя принципиально важными факторами – скоростью оттока избирателей и их направлением. Подавляющее большинство бывших сторонников СвДП перешло на сторону «Зеленых».

 

Внутрипартийная борьба и уход Гидо Вестервелле

Критика в адрес Председателя партии звучит уже давно. Однако Гидо Вестервелле всегда удавалось приглушать ее за счет очередного успеха на выборах. Последняя волна критики поднялась против него в декабре 2010 года, однако тогда не звучали открытые призывы к его отставке. У партии сохранялись надежды на то, что ее главный оратор сможет переломить ситуацию в ходе весенней предвыборной компании. Однако в силу уже названных причин этого не произошло.

Провал на последних земельных выборах привел к открытому протесту председателей региональных отделений партии. Первым открыто потребовал отставки Вестервелле Александр Покорный, представитель правления Берлинского отделения партии. В Берлине выборы состоятся в сентябре, и существуют реальные опасения того, что СвДП не сможет пробиться в городской совет. Это выступление словно выпустило джина из бутылки – в течение нескольких дней большинство политиков из второго эшелона СвДП высказалось против того, чтобы Вестервелле возглавлял партию в дальнейшем. Политики первого эшелона сохраняли молчание, иногда комментируя отдельные моменты, но, не высказываясь, ни за, ни против Гидо Вестервелле. Вероятно, это стало решающим фактором для него. Все они считались его союзниками. Филипа Рёслера и Кристиана Линдера привел на занимаемые посты именно Вестервелле. И хотя они, судя по всему, сохранили ему верность, но их решимости не хватило на многое. В частности, генеральный секретарь Линдер 2 апреля подверг критике стиль дебатов в Кёльне, потребовав «большего уважения к тому, кто так много сделал для партии»[2].  

 На этом фоне признанный лидер партии, вице-канцлер и министр иностранных дел Гидо Вестервелле заявил о своем предстоящем уходе, что было немедленно воспринято, как признание поражения.

Действительно, пройдут выборы в сентябре в Мекленбург передней Померании, Нижней Саксонии и Берлине. В этих регионах «Либералы» традиционно не пользуются значительной поддержкой электората,  и на фоне общего падения популярности партии можно в каждом случае ожидать, что партия не преодолеет проходной барьер. В итоге, если Гидо Вестервелле переизбрался бы еще на один год, то только окончательно испортил бы свою репутацию.

Тем более что шансы его переизбрания после того, как большинство будущих делегатов съезда открыто высказались в пользу его отставки, были приблизительно равны нулю. Идея министра, напротив, состоит в том, что бы сохранить столько власти,  сколько возможно и как можно дольше. Именно поэтому он заявил, что намерен сохранить за собой посты в правительстве, включая должность вице-канцлера, против чего выступили его однопартийцы. Однако ему удалось удержать пост министра иностранных дел  и место в президиуме, так как традиционно все министры входят в состав президиума партии.

Кандидатом номер один на высший пост в партии был выдвинут Филипп Рёслер. В качестве других вероятных кандидатур можно было назвать генерального секретаря партии Кристиана Линднера, председателя фракции СвДП в Бундестаге Бирджит Гомбургер, министра юстиций Сабину Лойтхойсер-Шнарренбергер и вице-президента Европейского парламента Сильвану Кох-Мерин. Все они считаются сторонниками Гидо Вестервелле, однако, политический вес Рёслера, как министра здравоохранения оказался намного больше. А его въетнамское происхождение может помочь укрепить толерантный образ партии.

Реальную конкуренцию Рёслеру мог бы составить только генеральный секретарь Линдер. За его кандидатуру выступали политики левого крыла СвДП, оппоненты Вестервелле, да и сам генеральный секретарь имеет и без того огромное влияние в партии. Кристиан Линдер имеет репутацию целеустремленного человека, с юных лет стремившегося заниматься политикой. Тем не менее, он не выдвинул свою кандидатуру, очевидно, понимая, что это не лучший момент для такого шага. Рёслер хотя и считается не очень властолюбивым политиком, но его политический вес как федерального министра значительно выше, чем у Линдера, поэтому это была бы довольно сложная схватка. Приз тем временем не стоит борьбы, поскольку в предстоящем году СвДП может ждать сразу несколько громких поражений на земельных выборах. Линдеру на данный момент только 32 года, и он вполне может подождать пока Рёслер будет оправдываться за новые неудачи.

Министр юстиций Лойтхойсер-Шнарренбергер уже не молода (59 лет) и ее кандидатура не подходит под лозунг заявленного обновления партии. Председатель фракции в Бундестаге Берджит Хомбургер намного моложе, ей всего 45 лет, но она не пользуется большой популярностью в местных и земельных отделениях партии и периодически подвергается критике с их стороны, поэтому ее шансы были бы весьма не велики.

Вице президент Европарламента Кох-Мерин оказалась скомпрометирована обвинениями в плагиате, аналогично случаю с К.Т.  Гуттенбергом и вынуждена была уйти в отставку со всех занимаемых постов.[3].

В итоге Рёслер победил фактически не имея конкурентов. Он так же укрепил свои позиции  за счет того, что пересел в кресло министра экономики и технологий. Взамен, занимавший его Брюделле, стал председателем фракции СвДП в Бундестаге. Новый партийный лидер многим обязан Вестервелле, и это говорит в пользу того, что последний будет иметь возможность сохранить часть своего влияния во внутрипартийных делах.

 

Будущее черно-желтой коалиции.  

Действующее правительство ФРГ было сформировано по итогам выборов осени 2009 года. Напомню, что на них ХДС получила 33,8%, СДПГ – 23%, СвДП – 14,6, «Левые» – 11,9%, «Зеленые» - 10,5%. В итоге коалицию сформировали ХДС и СвДП под предводительством Ангелы Меркель, имея 48,4%. СДПГ принципиально отказалась блокироваться с Левой партией, но даже вместе с ней и зелеными уступала в соотношении голосов коалиции «консерваторов» и «либералов».

На данный момент, согласно последним опросам общественного мнения, на выборах в федеральный парламент ХДС может набрать 31-35%, СДПГ – 22-26%, «Зеленые» – 22-24%, «Левые» – 7-9%, а СвДП только 4-5%.[4] Несмотря на то, что положение ХДС нисколько не изменилось, и это все еще самая популярная партия в стране, коалицию поддерживают менее 40% избирателей, а за СДПГ и «Зеленых» готовы проголосовать порядка половины. При этом, «Зеленые» практически догнали СДПГ по популярности и могли бы претендовать на практически равное количество министерских портфелей.

Очевидно, что ценность СвДП как младшего партнера ХДС при таком рейтинге практически равна нулю. Это, с одной стороны,  лишает пространства для маневра министров «либералов», которых и так часто критикуют за то, что они не способны защитить партийные ценности в дискуссиях с министрами от ХДС.

Безусловно, Канцлера и министров от ХДС должно радовать, что кадровые потрясения в СвДП подошли к концу. С другой стороны, некоторые «консерваторы» уже сейчас задумываются о том, что на следующих выборах ХДС/ХСС не наберет большинства самостоятельно и остаться у власти сможет только в коалиции с «Зелеными». И хотя на федеральном уровне такая коалиция пока кажется недостижимой, но на уровне земель это вполне возможно. Пример Саара, где зеленые присоединились к черно-желтым, наглядное тому подтверждение. Очевидно поэтому такое раздражение СвДП вызвал комментарий премьер-министра Баварии Хорста Зеехофера (ХСС), данный газете «Süddeutschen Zeitung»: «Союз ХДС/ХСС должен быть обеспокоен тем, что бы СвДП не заразила его своей слабостью»[5]. Острота этого высказывания обусловлена тем, что в Баварии «либералы» входят в коалицию с ХСС, однако сейчас их рейтинг, согласно опросам, -  4%, то есть ниже проходного барьера в ландтаг. Это заставляет ХСС задуматься об альтернативах.

Еще большее раздражение баварских «либералов», вызвало высказывание Зеехофера, сделанное в ходе визита в Москву, о том что председатель фракции «Зеленых» в Баварском ландтаге Маргарита Баузе будет все чаще рассматриваться как возможный партнер ХСС, и ни она, ни он не отрицали возможности такой коалиции[6]. СМИ немедленно написали о том, что баварский премьер-министр  заигрывает с зелеными, а его действующие партнеры по коалиции были вне себя от гнева, называя его изменником и перебежчиком.

Однако единственное, что может сделать СвДП – это вплотную заняться внутренними проблемами – кадровыми вопросами, обновлением программы и имиджа. Если в течение года «Либералы не смогут переломить ситуацию, то у ХДС не останется другого выбора, иначе как добиваться коалиции с зелеными.

В заключение стоит еще раз отметить, что СвДП традиционно играла уникальную роль в политической системе ФРГ, которую, как оказалось, более не в состоянии исполнять. «Либералы» не выдерживают конкуренции с «Зелеными», и могут в любой момент быть выбиты в разряд маргинальных партий. Если они не смогут быстро оправиться от нынешнего кризиса, то это оставит неизгладимый след в расстановке сил на германском политическом поле.

Несмотря на то, что внешне кадровые перемены состоялись, пока рано говорить о переменах в программе и лозунгах партии. От того, сумеет ли новый партийный капитан Филипп Рёслер поймать попутный ветер в паруса СвДП, будет зависеть, разобьется его корабль о рифы забвения, которые как никогда близки, или сумеет вернуть утраченные позиции.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.



[1] Здесь и далее статистические данные о результатах выборов и социологических опросов взяты из источника - www.wahlrecht.de

[2] Welt Online – электронное издание // http://www.welt.de/politik/deutschland/article13048515/FDP-General-Lindner-fordert-Respekt-fuer-Westerwelle.html

[3]Silvana Koch-Mehrin tritt zurück// Zeit.de – http://www.zeit.de/politik/deutschland/2011-05/ruecktritt-koch-mehrin

[4]wahlrecht.de – электронный ресурс, посвященный выборам в ФРГ http://www.wahlrecht.de/umfragen/index.htm

[5] Süddeutschen Zeitung  - электронное издание: http://www.sueddeutsche.de/bayern/csu-chef-seehofer-ueber-die-fdp-jeder-weiss-wie-ernst-die-situation-ist-1.1083131

[6]  Spiegel – электронное издание: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/0,1518,756385,00.htmlhttp: //www.spiegel.de/politik/deutschland/0,1518,756385,00.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати