ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Искусство Тропической Африки

00:00 13.05.2011 • Мария Грановская, кандидат философских наук

 

 

В Отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Искусство Тропической Африки из коллекции М.Л. и Л.М.Звягиных». Африканские произведения, столь разнообразные по исполнению и  по времени создания, экспонируются в ГМИИ им. Пушкина впервые.  По мнению И.Антоновой, директора Пушкинского музея, «африканские народы обладают богатой культурой и огромным творческим потенциалом».  Первая коллекция африканского искусства принадлежала С.И. Щукину, но по количеству предметов она в значительной степени уступает частному собранию Звягиных. С.И.Щукин был увлечён живописью французских кубистов, так что несколько африканских  скульптур  были всего лишь небольшим дополнением известной коллекции. Это было «данью уже общепризнанной  роли африканской пластической традиции в становлении авангардного течения европейского искусства»[1]. Ценителем африканской пластики был и Анри Матисс. Своё собрание М.Л.Звягин начал формировать в 80-х гг. прошлого века, приобретая вещи в Европе и США. По словам коллекционера, «профессионального искусства, разделённого на исполнителей и зрителей, на Африканском континенте не существовало. В большинстве регионов Африки все взрослые мужчины (а в некоторых случаях и женщины) были художниками…Мастер видел свою задачу не в выражении своего эго, а в том, чтобы с максимальной доступной ему полнотой выразить общезначимые для племени идеи»[2]. Произведения африканских мастеров и в XXв. остаются целиком архаичными.  

 Религиозные верования являются основой творчества африканских художников. Их «сакральное» искусство служит целям, далёким от  современных европейских представлений. В Пушкинском музее представлено 150 вещей из уникальной коллекции Звягиных. В их числе  древние фигурки  V-IIвв. из терракоты (обожжённая глина), относящиеся к древней культуре Нок (Нигерия), бронзовая и терракотовая пластика так называемого стиля Ифе. Примечательно, что «на посмертные изваяния из благороднейшего материала – бронзы – имели право лишь верховные правители», а  изваяния младшей знати изготавливались из терракоты. Бронзовое литьё было распространено во многих регионах Африки, но особым мастерством исполнения и эстетизмом отличается бенинский стиль, рассвет которого относится к концу XVI – началу XVII. Его «живописует» алтарная голова матери правителя, представленная на выставке. Рельефы для украшения алтарных стен дворца, статуи правителей, военачальников, - свидетельства высокой развитости придворного искусства Великого Бенина. Мастера  из Ифе (юго-запад Нигерии), «культурно-политического центра народа йоруба»[3] научили бенинцев бронзовому литью.   Привлекают внимание не только произведения из «благородной» бронзы, датируемые XII-XXвв., но  и деревянные фигуры плодородия, имеющие глубокий магический смысл (деревянная фигура плодородия гуандусу из Мали, изображающая мать с ребёнком), маски, используемые африканцами в культовых действах.

Экспозиция отражает всё многообразие  художественного творчества народов Африки, почти не испытавшего на себе влияния иных культур.

 

Выставка будет открыта для посетителей до 24 июля 2011.



[1] Африканское искусство. Из собрания Михаила и Леонида Звягиных. В.Арсеньев. «Ценитель, Подвижник, Знаток». С.12.

[2] Африканское искусство. Вместо предисловия.С.7

[3] Африканское искусство, с. 29.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати