«От Давоса до Куршавеля. Где решаются судьбы мира?» - так называется новая книга известного политолога, журналиста, профессора МГИМО, ведущего телепрограммы «Постскриптум» Алексея Пушкова. Она вышла в издательстве ЭКСМО – Алгоритм в цикле «Политические тайны XXI века». Автор хорошо знает своего читателя, и, доверяя ему, может позволить себе ставить неудобные вопросы, предлагает выбирать ответы, а их у Пушкова всегда в запасе несколько. Размышления автора, накопленные им в поездках по стране, по миру, собранные из общения и многочисленных интервью с людьми, делающими большую политику, с крупными экономистами, политологами, владельцами СМИ, напоминают пазлы. Эти фрагменты событий, впечатлений, размышлений, выводы тем или иным образом касаются проблем геополитики, но «заземлены» на российские национальные интересы. Когда книга прочитана и закрыта, у читателя складывается вполне законченная картина, когда все пазлы собраны и показывают, что есть что и кто есть кто в мировой системе координат. Например, «перезагрузка» в отношениях Москвы и Вашингтона – состоялась ли? Тактика это или стратегия? Чего ждали от «перезагрузки» США и что получили, и получили ли? И какое содержание в этот термин вкладывала Россия, надеется ли на ожидаемый результат?
«С одной стороны, - полагает автор книги, - «перезагрузка» - это насущная потребность в координации политики и согласовании национальных интересов сторон перед лицом новых вызовов глобализации, а также необходимости решения острых международных кризисов. Именно так представляет «перезагрузку» в отношениях с Россией внешнеполитическая доктрина Барака Обамы». Значит, «перезагрузка» – неизбежность. Вместе с тем, размышляет Алексей Пушков, администрация Обамы нуждается в поддержке со стороны России, учитывая глубокие процессы, происходящие в современном мире. Так, с политическим поражением США в Ираке, мир вступил в эпоху «многополярности». Возникновение сразу нескольких полюсов политической и экономической мощи - США, Евросоюз, Китай, Россия, Бразилия, Индия - в условиях глобализации лишает их возможности жёсткой конкуренции, но обрекает на необходимость глубокого взаимодействия.
Фактически, рассуждает автор, разные «полюса» не могут обеспечить выполнение ряда своих национальных интересов, действуя независимо от других «полюсов». И это новое качество современного мира требует новых форм согласования политики. В своей аргументации Алексей Пушков использует богатый библиографический материал. Так, относительное ослабление США и Запада в целом в 21 веке и возрастание удельного веса новых центров силы было предсказано несколькими теоретиками. Алексей Пушков обращается к логике наиболее известного среди «предсказателей» - Самюэля Хантингтона, автора книги «Столкновение цивилизаций» (Samuel Huntington. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order.New York, 1996). В этой связи, полагает Алексей Пушков, избрание Барака Обамы есть подтверждение тому, что национальный инстинкт США сработал правильно – он сработал на сохранение американского лидерства в новую эпоху. Но даже после избрания Обамы президентом США не начались серьёзные дебаты относительно характера и целей американской внешней политики. Таким образом, делает вывод автор, мирровая система изменилась, но идея американской гегемонии по-прежнему жива. Сам Обама, пишет Алексей Пушков, ощущая это противоречие, настойчиво пытается изобразить Америку как лидера среди партнёров. Но американская политическая элита по-прежнему думает о гегемонии.
Далее автор книги «От Давоса до Куршавеля» в главе «Медведев – Обама: особые отношения» рассматривает потенциал ресурса обоих лидеров в национальных интересах своих стран, а также в системе международного сотрудничества. И, надо отдать должное Алексею Пушкову, он честно называет упущенные возможности каждого из них, просчёты и вместе с тем удачи.
Интересна глава «Парадоксы Обамы», в которой автор показывает, как, намереваясь прийти в Белый дом «президентом мира», Обама вслед за Джорджем Бушем превратился в президента войны. Доказательством тому: он продолжает вести военные действия в Ираке и наращивает военные действия в Афганистане. И это президент, которому в 2009 году была вручена Нобелевская премия мира! В таком же тупике находится ближневосточный вопрос, который Барак Обама пытался решить одномоментно, желая возобновить переговоры между Палестиной и Израилем, для чего Тель-Авив должен был прекратить строительство новых поселений на палестинских территориях. Но, как известно, премьер Израиля Беньямин Нетаньяху отверг эту инициативу Обамы, заявив во время встречи с вице--президентом США Джозефом Байденом, что намерен возобновить строительство 1600 новых домов в восточном Иерусалиме.
О проблемах глобального кризиса, как долго и кто, какие страны и народы ещё будут испытывать на себе его тяжелейшие последствия, Алексей Пушков пишет в главе «Три лика эпохи «финансовых пузырей». «Мы не раз слышали восторги по поводу глобализации как исключительно позитивного процесса. Однако совершенных систем и процессов не бывает. И кризис 2008 года лишний раз это доказал. В 2007 году в Давосе замглавы Федеральной резервной системы США (ФРС) Роджер Фергюсон утверждал: «Создана идеальная модель, о которой все мечтали. В результате глобализации риски распределяются по разным рынкам – если обрушится один из них, то другие сохранятся. Глобального обвала не будет – он невозможен»! Бурные аплодисменты. Но через полгода именно это и произошло.
Далее очень эффектно начинается следующая глава. «Мы будем перестраивать капитализм», - заявил 17 февраля 2009 года французский президент Николя Саркози. В неолиберальных кругах и, прежде всего, в цитадели современного капитализма – Америке – забеспокоились. «Он что, с ума сошёл?» - возмущались те, кто все эти годы доказывал, что свободный рынок даёт ответы на все вопросы, стоящие перед человечеством. Однако, успокаивает автор, Саркози – умелый демагог. Он умеет говорить то, чего от него ждут. Вряд ли любитель роскоши и друг миллиардеров Николя Саркози имел в виду что-либо серьёзное. Улыбаться не приходится, как бы предупреждает автор и переходит к примерам иного толка. Классический капитализм действовал по принципу «товар-деньги-товар». Новый капитализм нашёл свою формулу стремительного обогащения: «деньги-ценные бумаги-деньги». В этой системе координат главный критерий успеха – сверхприбыль. Ещё недавно, пишет Алексей Пушков, на Западе смеялись, что в России никто не хочет работать менее чем за 100 процентов прибыли, а теперь выясняется, что такова логика и лидеров западного, якобы добропорядочного и приличного бизнеса. Пример? Пожалуйста. Адольф Меркле ещё недавно занимал пятое место среди самых богатых людей Германии. В 2007 году его состояние оценивалось журналом «Форбс» в 12,8 млрд. долларов. 5 января 2009 года он бросился под скорый поезд Нойштадт -Ульм. Причина: его фармакологическая империя «Феникс Фармхандель» потерпела финансовый крах. Перенести банкротства 74-летний Меркле не мог…и позора.
Половину своей книги Алексей Пушков уделяет проблемам, которые он назвал «болевые точки России». И здесь начинается самое интересное. Какой капитализм построен в России? Почему за 20 лет (!) в стране победившего капитализма рост ВВП составил всего 0,1 процента? В своё время Егор Гайдар подробно описывал экономические причины падения Советского Союза, но почему-то не задался вопросом: почему «новая» Россия 20 лет стоит на месте? По темпам роста после кризиса 2008 года мы уже выпали из «четвёрки» локомотивов мировой экономики, как называли в 2005-2007 годах Китай, Бразилию, Россию и Индию. Если нынешние тенденции сохранятся, то у России не будет возможности пополнить число мировых лидеров. Здесь мысли автора перекликаются с книгой итальянского журналиста, известного друга нашей страны Джульетто Кьезы «Прощай, Россия!». Но не столь пессимистичен вывод автора – у читателя остаётся надежда и повод к размышлению.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs