ГЛАВНАЯ > Год России в Испании и Испании в России

Первое обращение Испании к Советскому Союзу по вопросу о взаимодействии в борьбе с терроризмом, чуть было не обернулось большим конфузом...

00:00 04.03.2011 • Игорь Гущин, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Дипломат, Посланник 1 класса, директор Института международных исследований Московского государственного института международных отношений МИД России, профессор А.А.Орлов написал книгу: «Проблема терроризма в Испании: ЭТА – «ударный отряд» баскского национализма» (Москва, «Русская панорама», 2010. – 192 с.). Тема заявленная автором интересна и в сегодняшних реалиях крайне актуальна. Терроризм, во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам, бесчеловечности и жестокости превратился в одну из самых острых и злободневных проблем современного мира. Его проявления влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп и организаций терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту. Терроризм как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.

На примере испанской террористической организации профессор Александр Орлов коснулся одной из острейших проблем современной Испании – политического терроризма, главным идеологом, а также организатором и исполнителем преступных деяний которого выступает экстремистская организация ЭТА[i], выражающая интересы наиболее радикального сегмента баскского национализма. Раскрывая исторические корни баскского экстремизма, автор уделяет в своей работе первостепенное внимание анализу попытке правительства Испании урегулировать проблему терроризма в стране политическим путем.

Перед началом беседы Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина с министром торговли и туризма Испании Х.А.Гарсия Диесом 28 ноября 1978 г. в Кремле, в ходе которой с испанской стороны впервые был поставлен вопрос о сотрудничестве в вопросах борьбы с терроризмом. Крайний слева - посол Испании в СССР Х.А. Самаранч. Рядом с А.Н.Косыгиным – А.А.Орлов.

Фото из газеты «АВС»


В книге Александр Орлов затрагивает весьма любопытный эпизод из истории советско-испанских отношений, одним из участников которого являлся он сам как сотрудник Первого Европейского отдела МИД СССР по испанскому направлению и переводчик испанского языка на высшем уровне:

«В рамках линии на развитие международного сотрудничества в борьбе с терроризмом испанцы обращались за возможным содействием не только к Франции, но и к другим государствам, среди которых был и Советский Союз. Хотелось бы в этой связи поделиться воспоминаниями о первом их подобном заходе. Было это в ноябре 1978 года. В Москве тогда проводилась первая испанская промышленная выставка, для участия в открытии которой прибыл министр торговли и туризма Испании Х.А.Гарсия Диес (Juan Antonio Garcia Diez), входивший в число ближайших соратников главного «архитектора» испанских демократических реформ тогдашнего премьера Адольфо Суареса. Вечером 28 ноября он был принят в Кремле Председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгиным. Это был первый контакт советского руководителя уровня главы правительства с официальным представителем постфранкистской Испании. Тем более удивительно, что после традиционного выражения удовлетворения по поводу установления дипломатических отношений между двумя странами и поступательного развития в последующий период советско-испанских экономических, научно-технических и культурных связей, Гарсия Диес совершенно неожиданно резко сменил тему и, сославшись на поручение руко­водства своей страны, по сути дела без всяких предисловий, обратился к Москве с просьбой о предоставлении, возможно, имеющейся у нее информации о деятельности баскских террористов. Объяснить подобный «тактический ход» испанца можно разве что его неопытностью и неумением вести беседы на высшем уровне. Все, что ему было поручено довести до советского руководства, вероятно, можно было сделать более дипломатично, правильно выстроив разговор и умело подведя собеседника к этой теме. На деле же сложилась следующая ситуация: А.Н. Косыгин оказался явно не готов к столь радикальной перемене сюжетной линии бесе­ды. Действительно, было странно, что министр «экономического блока» вдруг затронул настолько деликатную тему, о возможности постановки которой испанцами никто из тех, кто в МИД СССР готовил к беседе материалы, даже не предполагал. На реакции А.Н. Косыгина, возможно, сказалось и его самочувствие: выглядел он в тот вечер очень утомленным и нездоровым. Так или иначе, но слова Гарсия Диеса советский премьер воспринял как некий упрек Советскому Союзу по поводу его отношения к баскским террористам.

При этом надо учитывать, что в тот период испанская пресса была буквально наполнена всякими спекуляциями по двум вопросам двусторонних отношений: проблеме «испанского золота» и мнимым связям советских спецслужб с ЭТА. А.Н.Косыгин решительно заявил о том, что Москва не имеет никакого отношения к деятельности террористов в Испании и тем более не оказывает им никакой поддержки. Гарсия Диес в свою очередь оказался весьма озадачен подобной реакцией, поскольку он и не пытался в чем-то нас обвинять, а лишь поставил вопрос об обмене соответствующей информацией. Но когда он снова «заикнулся» о террористах, то вновь получил с нашей стороны «железобетонный» ответ. Беседа становилась все более жесткой и нервозной. Назревал серьезный дипломатический скандал. Посол Испании в Советском Союзе Х.А.Самаранч, будущий многолетний Президент Международного Олимпийского Комитета, вжался в кресло и явно не знал, что делать. Так ладно развивавшиеся отношения между СССР и Испанией могли на ровном месте пойти «под откос». При этом для меня, в ту пору еще совсем молодого дипломата, которому было поручено переводить эту беседу, было очевидно, что Алексей Николаевич, прежде всего в силу, как я чувствовал, крайней усталости, не совсем правильно воспринимал смысл слов собеседника. Надо было срочно что-то делать. В конце концов я набрался смелости и, как бы переводя сказанное испанцем, объяснил действительный смысл обращения собеседника. А.Н.Косыгин к моему удовлетворению и облегчению все воспринял правильно, умело перестроил беседу, после чего она снова вошла в теплое и дружественное русло. Конечно, с нашей стороны испанцам каких-то конкретных обещаний по части содействия в борьбе с терроризмом дано не было, поскольку этот вопрос нуждался в соответствующей проработке, но и никакого осадка недоговоренности и двусмысленности у наших собеседников не осталось. Таким было первое обращение испанцев еще к Советскому Союзу по вопросу о взаимодействии в противодействии терроризму, которое чуть было не обернулось большим конфузом. Кстати, после беседы А.Н. Косыгин меня тепло поблагодарил за перевод. На душе сразу стало легче. Через полтора месяца после описанных событий, в первой половине января 1979 года, в Москву прибыл другой высокопоставленный эмиссар новых демократических властей Испании - министр иностранных дел Марселино Ореха Агирре (Marcelino Oreja Aguirre). В материалы для бесед с ним был включен заблаговременно подготовленный пассаж по проблемам терроризма. Однако испанцы тему терроризма в тот раз не затронули.»

Необходимо отметить, что в последующие годы сотрудничество России и Испании в вопросах противодействия терроризму получило реальное наполнение. Из последних документов на этот счет можно упомянуть Заявление о совместном противодействии терроризму, принятое в 2006 году во время пребывания в Мадриде президента России В.В.Путина. Решительно осудив терроризм «во всех его формах и проявлениях как преступление, не имеющее оправдания, вне зависимости от того, чем мотивированы, когда, где и кем совершаются террористические акты», Россия и Испания заявили о том, что «едины в понимании приоритетности международных усилий в борьбе против терроризма» и выразили общую и неизменную готовность продолжать совместную работу в духе открытости, взаимного доверия и сотрудничества в интересах углубления международного взаимодействия как на двусторонней, так и многосторонней основе по пути искоренения этой угрозы. Наглядным свидетельством такой готовности стало создание Российско-испанской межведомственной рабочей группы по борьбе с терроризмом в качестве инструмента для диалога, выработки договоренностей и подготовки совместных инициатив. Совместная работа в этом направлении идет и сегодня, в том числе и по линии МИДов двух государств а также на европейских и других международных форумах.

Книга Александра Арсеньевича Орлова читается с интересом, на одном дыхании. С удовольствием прочтет ее и человек интересующийся жизнью в зарубежных странах, и историк, и специалист-международник. Автора книги можно поздравить с настоящей удачей!


[i] Справка журнала «Международная жизнь»:

ЭТА – ЕТА, Euskadi Ta Askatasuna — «Страна басков и свобода»)— баскская леворадикальная, националистическая организация сепаратистов, выступающая за независимость Страны басков— региона, расположенного на севере Испании и юго-западе Франции. Создана в 1959 году. На начальном этапе идеология базировалась на принципах марксизма. С начала 1960-х годов члены ЭТА приступают к практике покушений на чиновников и жандармов, а также начинают осуществлять взрывы полицейских участков, казарм и железнодорожных путей. После осуществлённых в 1962 году репрессий авторитарного франкистского режима «Страна басков и свобода» была вынуждена на некоторое время воздержаться от активных действий. Восстановительный период был окончен в 1964 году, после чего вооружённые акции ЭТА приобрели систематический характер. В сентябре 2010 года ЭТА выступила с заявлением об отказе вооружённой борьбы, в рамках борьбы за независимость Страны Басков организация будет придерживаться мирных средств. Однако представители основных испанских политических партий назвали очередное заявление сепаратистской группировки ЭТА о прекращении огня «недостаточным»10 января 2011 года ЭТА объявила о прекращении вооружённой борьбы

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати