Запретный город Гугун. Путевые заметки о поездке в Китай

00:00 27.01.2011 Екатерина Родина, редактор журнала «Международная жизнь»

Пекин, 3- 5 января 2011.

В этом году исполняется 50 лет, как Запретный город Гугун стал памятником культуры Китая. Он расположен в самом сердце Пекина, рядом с площадью Тяньаньмэнь. Удивляет необычное соседство – Гугун как архитектурное сооружение XV века и современная историческая площадь с красными транспарантами и портретом Мао Цзэдуна.

Приехав на восходе солнца на гигантскую площадь, можно понаблюдать за церемонией поднятия Государственного флага. Место на площади найдется каждому, так как пространство вмещает в себя до миллиона человек. Впечатляющее и завораживающее зрелище.

 

Но больше всего поражает то, что, попав в ворота Запретного города, как в «машине времени», оказываешься на территории бывшей резиденции императоров династий Мин и Цин. Современность остается где-то, а ты сам - в древнем Китае. Сейчас этот город стал самым посещаемым местом, но еще до недавнего времени был недоступен. Для самих китайцев он являлся как бы центром всего мира.

Раньше его называли Цзыцзиньчэн, что в переводе означает «Пурпурный Запретный город». Старое название даже больше подходит, ведь в архитектуре преобладает красный цвет, что для китайцев символизирует надежду на счастье и процветание.

Упиваешься красотами: величественные павильоны, изящные терема, беседки, пруды, каменные статуи и уникальные сады с необычными кипарисами. Уникальность их в том, что у них один соединенный ствол и два корня - символ вечной любви.

Привлекает внимание искусственная горка, сложенная из массивных каменных глыб. По древним сказаниям, каждый год император со своими наложницами поднимался на эту горку любоваться окружающим пейзажем. И немудрено, потому как все, что там находится и сохранилось по сей день, вызывает бурю эмоций и восторга, наслаждение от того, что тебе удалось ощутить и вдохнуть ту древнюю эпоху.

Конечно, многие павильоны уже требуют реставрации, и их облик несколько тускловатый, но чувствуется, сколько сил и души было вложено в их построение, роспись и резьбу.

 

Кстати, о резьбе. Несмотря на разнообразие множества красивых, мощных и величественных дворцов, похожих друг на друга, как братья-близнецы, их объединяет одно: практически у всех на кровле можно насчитать до десяти фигурок. Одни – олицетворяют благополучие, другие - храбрость, третьи – суровую непреклонность. Каждая мелкая деталь очень четко выделана, имеет свой тайный смысл и дает ощущение целостности всего города.

 

У китайцев, как показалось, привита любовь ко всему большому и мощному, несмотря на то, что сами они – роста невысокого. И эту мощь они могли выразить, например, в сооружении трех главных дворцов Гугуна. За одним из главных павильонов Баохэдянь расположена гигантская каменная плита. Подойдя к ней, поражаешься, насколько четко и ровно высечены фигуры летающих и извивающихся девяти драконов, каждый их которых держит в пасти большой жемчужный шар. Словно эту плиту привезли с конвейера, где тонким лазером поработала машина. Но это в прямом смысле рукотворные творения,в которых сохранились память и дух прошлых лет. Практически все люди, приближаясь к этой плите, произносят на разных языках что-то типа: «Ух, ты! Вот это да!..». И понимаешь, что, несмотря на отсутствие инструментов и приспособлений - люди сотворили уникальные произведения искусства, которые и через века говорят о таланте их исполнителей.

Фигуры бронзовых львов тоже как сказочные мифические персонажи. Они, тем не менее, представляют собой гармоничную пару – льва и львицу. Нам объяснили, что лев – это тот зверь, у которого под правой лапой – бронзовый шарик, а у львицы под правой лапой – маленький львенок. Все как и в жизни: лев добывает и охраняет богатство, а львица – рождает и оберегает детеныша.

Чтобы увидеть все красоты Запретного города, впечатлиться до глубины души разнообразием архитектуры древнего Китая, проникнуться духом фэншуя и разными философскими течениями, не хватит и долгих лет. Поэтому однодневное знакомство ограничилось восприятием самых ярких впечатлений. Одним из таких был павильон Тайхэдянь.

Его интерьер великолепен и блестящ. В центре шесть позолоченных колонн с изображением дракона. На постаменте установлен трон с изображением дракона и ширма, покрытая золотым лаком. Перед ними стоят изящные бронзовые слоны, журавли и треножные сосуды. При династиях Мин и Цин в Тайхэдяне часто происходили торжественные мероприятия, такие как вступление императора на трон, свадьба императора и так далее…

По лабиринту переходим из дворика в дворик. Почти в каждом стояли огромные медные чаны.

Они казались большими котлами для приготовления еды.

Как поведали экскурсоводы, в них, оказывается, должна была всегда находиться вода на случай пожара. Также дворики украшали медные статуи животных – журавлей, черепах, драконов или львов.

И каждая из них несла в себе глубокий смысл, символизируя собой такие вечные понятия, как мудрость, счастье, удачу и долголетие…

Версия для печати