Простые смертные, далекие от сверкающих высот фундаментальных наук, всегда смотрели на лауреатов Нобелевской премии в области физики как на небожителей. Лауреаты последней Нобелевской премии - Андре Гейм и наш соотечественник Константин Новоселов, на первый взгляд, только подтвердили такое отношение обывателя. К.Новоселов стал самым молодым Нобелевским лауреатом в мире. Одним из важнейших результатов открытий могут стать новые знания о строении материи. Но зачем потребителям материи знать ее строение?
По сути дела, ученые открыли для нас новый класс материалов, а именно графен – полупроводник толщиной всего в один атом. «Материал обладает отличной электропроводностью, хорошей теплопроводностью, высокой прочностью и практически полностью прозрачен. Проводимость полученного материала сопоставима с проводимостью лучших из металлических проводников – меди». Эти качества графена: его нанометровая толщина и высокая подвижность электронов способны сделать его главным материалом, применяющимся в электронике, в том числе в быстродействующих компьютерах нового поколения. Он может с успехом заменить в этом плане кремний, который уже не удовлетворяет нынешний уровень требований.
Графен может дать старт производству так называемых «гибких» компьютеров, которые можно будет свернуть в трубочку, как газету.
В принципе графеновая пленка может послужить материалом для высокочувствительного газового сенсора, «способного реагировать даже на одну единственную молекулу, оказавшуюся на ее поверхности». Такое устройство может быть использовано для обеспечения безопасности в шахтах и на производствах, а также в технологических помещениях, где существует риск утечки газа.
Широким может быть применение графена в авиации, в космосе, в производстве солнечных батарей. Прозрачность графена делает его практически незаменимым для создания сенсорных экранов.
С точки зрения фундаментальной науки открываются также широкие горизонты для нового направления исследовательской деятельности. В журнале «Успехи физических наук» ученый-физик Сергей Морозов пишет, что «фактически графен открыл новую научную парадигму, в которой квантовые явления, не реализуемые даже в физике высоких энергий, теперь могут быть исследованы в обычных лабораторных условиях. Впервые в твердотельном эксперименте можно исследовать все нюансы и многообразия квантовой электродинамики».
В свою очередь кандидат химических наук Татьяна Зимина назвала «фантастической» ценность нового материала для развития физических исследований. По ее мнению, «многие явления, для изучения которых требовалось строительство огромных ускорителей элементарных частиц, теперь можно исследовать, вооружившись гораздо более простым инструментом – тончайшим в мире материалом».
Андре Гейм и Константин Новоселов работают в Манчестерском университете и оба – выпускники Московского физико-технического института. Примечательно, что кандидатскую диссертацию Андре Гейм защитил в Институте физики твердого тела (г. Черноголовка). Можно было бы сказать и так: «Сколково по ним плачет!» - и в прямом и в переносном смысле этого слова. Впрочем, нельзя исключить, что столь инновационное направление фундаментальной науки, тесно связанной с перспективой создания новейших технологий, имеющих к тому же потенциально высокую экономическую отдачу, не станет в какой-то момент одной из приоритетных программ сколковского проекта.
По материалам российской и зарубежной печати.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs