Военный бюджет США от Рейгана до Обамы


 «Впервые с 1940 года американская внешняя политика сталкивается с ситуацией недостатка финансовых средств для осуществления глобальной политики». Об этом красноречиво говорит само название книги Михаэля Мандельбаума «Оскудевающая сверхдержава: глобальное лидерство Америки в условиях безденежья» 1.

По мнению автора, современная геополитика США отныне будет неизбежно сдерживаться в своих далеко идущих амбициях, благодаря нехватке ресурсной базы, что окажет существенное влияние не только на США, но и на глобальную расстановку сил в мире. В результате может возобновиться противостояние США с другими великими державами, в частности, с Китаем, Россией, которые захотят заполнить образующийся вакуум.

Для многих такая постановка вопроса звучит более чем актуально. США приблизились к красной линии допустимых заимствований госбюджета, которые достигли к концу 2010 года суммы в 14 триллионов долларов, тогда как определенный конгрессом предел – 14, 3 триллиона долларов. Обозреватели подозревают, что Обама будет вынужден запросить конгресс о возможностях увеличить долг государства, в котором существенную долю занимают расходы на внешнюю политику, оборону и разведку. Особым бременем, увеличивающим дефицит бюджета остаются военные операции в Афганистане и Ираке.

Журнал «Foreign Affairs» назвал книгу Мандельбаума «маленькой провокационной книгой», которая, тем не менее, не отвечает на вопрос, от каких своих глобальных обязательств Соединенным Штатам следует отказаться». Во всяком случае, последнее решение правительства только увеличили расходы на поддержку госдепартамента и американской «мягкой силы», делая особый акцент на поддержку нетрадиционных форм дипломатии и усиление роли неправительственных организаций.

Почти одновременно с выходом в свет книги Мандельбаума были опубликованы сразу две монографии - Даниэля Уирлса «Иррациональная безопасность: военная политика от Рейгана до Обамы»2, Гордона Адамса и Синди Уильямса «Покупая национальную безопасность, как Америка планирует и платит за свою глобальную роль и внутреннюю безопасность»3. Они развивают тему экономической целесообразности внешней политики США.

Уирлс подверг критике поведение США на мировой арене после окончания «холодной войны». Вместо того, чтобы извлечь максимум выгоды, и прежде всего экономической, в условиях отсутствия глобальных вызовов, ни Бил Клинтон, ни Джордж Буш по сути не пересмотрели рейгановских установок на безудержный и ничем не оправданный рост военных расходов. В настоящее время США тратят на вооружение больше, чем все страны мира вместе взятые. Автор особо подчеркивает, что все это происходит вне серьезных дебатов относительно оправданности и целесообразности подобных затрат.

Со своей стороны, Адамс и Уильямс анализируют расходы США на оборону, дипломатию, финансовую поддержку иностранных государств, разведку и другие спецслужбы в их взаимосвязях и пересечениях. Это настоящие «джунгли». Так, например, Департамент национальной безопасности (Department of Homeland Security) некоторое время назад объединил 22 отдельно существовавших агентства, каждый со своими особыми подходами и практикой. До сих пор это объединение напоминает «бродильный чан», в котором может утонуть любая попытка реформирования и экономии бюджетных средств.

1 Michael Mandelbaum “The Frugal Superpower America’s Global Leadership in a Cash-Strapped Era ”, PublicAffairs, 2010, 224 pp.

2 Daniel Wirls “Irrational Security of defense From Reagan to Obama”, John Hopkins University Press, 2010, 256 pp.

3 Gordon Adams and Cindy Williams “Buying National Security: How America Plans and Pays for its Global Role and Safety at Home ”, Routlenge, 2009, 348 pp.


Версия для печати