Пекин, 21.01.11.
Завершился один из важнейших саммитов года – председатель КНР Ху Цзиньтао посетил с государственным четырехдневным визитом США. Сам факт этой поездки расценивается экспертами как серьезный знаковый момент в контактах между Соединенными Штатами и Китаем. Достаточно вспомнить то количество противоречий, которые накопились в диалоге Пекина и Вашингтона за последнее время и наиболее выпукло проявились в 2010 году. Некоторые скептики до самой посадки китайского «борта №1» на военно-воздушной базе Эндрюс не верили, что встреча на американской земле лидеров двух крупнейших экономик мира состоится. Но нет, все прошло по плану, и пресса, по большей части в КНР, в освещении саммита предпочла использовать позитивную палитру. Вместе с тем, в экспертной среде высказываются мнения, что в результате визита кардинальной ревизии двусторонних отношений не произошло. На общем положительном фоне витавшие в воздухе и тревожащие и Белый дом, и Чжунаньхай (так называется квартал Пекина, где расположен ЦК КПК и принимаются самые важные для КНР решения), проблемы не утратили свою актуальность, оттеняя ряд важных, прежде всего торгово-экономических, договоренностей.
Встреча Ху Цзиньтао на военно-воздушной базе Эндрюс
Программа государственного, это слово китайскими СМИ подчеркивается особо, визита Ху Цзиньтао в США оказалась более чем насыщенной. Готовиться к ней стороны начали заблаговременно. Так, в начале января в Соединенных Штатах побывал китайский министр иностранных дел Ян Цзечи, который, по некоторым данным, сверил часы с американскими коллегами по ключевым вопросам двусторонних отношений и международной повестки дня. Спустя короткий промежуток времени в Поднебесную отправился глава Пентагона Роберт Гейтс. Шефу оборонного ведомства удалось провести в КНР весьма содержательные переговоры, в результате которых и в Пекине, и в Вашингтоне стали осторожно поговаривать о скором восстановлении военного диалога, замороженного в январе 2010 года из-за планов американцев поставить на Тайвань вооружений на сумму почти в 7 миллиардов долларов США.
Всё это, можно сказать, видимые, практические стороны подготовительного процесса к визиту столь высокого уровня, однако были и другие, программные шаги с обеих сторон. Так, накануне отлета в США председатель КНР Ху Цзиньтао в интервью американским СМИ поделился своим видением главных, магистральных направлений взаимодействия: «Я хотел бы подчеркнуть четыре аспекта. Первое - мы должны развивать диалог и контакты, укрепляя стратегическое доверие. Второе - необходимо отказаться от мышления времен «холодной войны» и «игры с нулевой суммой», каждому надо объективно и трезво смотреть на развитие друг друга, уважать выбор пути развития, стремиться к общему взаимовыгодному прогрессу. Третье - мы должны уважать суверенитет, территориальную целостность и интересы развития друг друга, надлежащим образом урегулировать взаимные озабоченности. И четвертое, важно постоянно прикладывать усилия для увеличения точек совпадения наших интересов, чтобы расширить арену партнерства между Китаем и США».
Примечательно, что в китайской прессе в преддверии визита о недавнем сопернике – США – говорилось большей частью в примирительной тональности. А вот на другом берегу Тихого океана общий контекст звучавших из уст местных политиков и общественных деятелей комментариев увиделся совсем иным. Так, в прессе активно муссировалась тематика нарушения в Китае прав человека, ряд СМИ информировал аудиторию о том, что накануне визита Ху Цзиньтао в Соединенные Штаты стало известно о решении Пекина инвестировать 2 миллиарда долларов США в экономику опальной Северной Кореи. Данный шаг многие американские эксперты сразу же окрестили очередным вызовом политике Вашингтона по изоляции северокорейского режима. СМИ с долей скептицизма описывали предваряющие визит лидера Поднебесной мероприятия, инициированные китайской стороной, по улучшению имиджа КНР в глазах американского народа.
В целом атмосфера перед саммитом сложилась несколько противоречивая, что, впрочем, не помешало переговорам лидеров двух стран. Как водится, в повестке дня значились как приятные темы для обсуждения, так и те, разговор по которым Пекин и Вашингтон в последнее время вели на повышенных тонах. К последним, вне всяких сомнений, можно отнести перманентно звучащую из США критику по поводу нарушения прав человека в Китае. И хотя на подобные вызовы в Поднебесной научились давать достойный ответ, тем не менее, акцентирование этой тематики, да еще на столь высоком уровне, было способно омрачить общий фон диалога Обамы с Ху Цзиньтао. Словно по заказу первый вопрос на совместной пресс-конференции двух лидеров касался именно этой злополучной темы, на него, кстати, лидер Поднебесной не ответил, как потом объяснили, из-за технической накладки. Позже по «болевой точке» прошлись и конгрессмены, раскритиковав политику КНР в этой области в пух и прах. А лидер сенатского большинства Гарри Рид сравнил руководителя Китая с диктатором, позднее, правда, оговорившись, что сожалеет о сказанном.
По прогнозам, еще одной темой, где Пекин и Вашингтон не всегда находят понимание друг друга, должна была стать проблема ревальвации юаня. Она изо дня в день поднимается по обе стороны Тихого океана, причем американцы демонстрируют завидное упорство по ее выдвижению, а китайские партнеры столь же настойчиво гнут свою линию. Как и ожидалось, достигнуть компромисса не удалось и в ходе встреч двух лидеров в этот раз. Таким образом, вопрос об обменном курсе валюты КНР, считают многие специалисты, продолжит подобно мячику от пинг-понга перелетать из Вашингтона в Пекин и обратно.
Кроме этого, к числу утраченных возможностей в ходе переговоров некоторые специалисты относят отсутствие прорывных договоренностей по ряду злободневных международных проблем, как, например, Иран, Корейский полуостров, Южно-Китайское море. Разумеется, все эти темы поднимались, но кардинального сближения позиций ни Китай, ни США продемонстрировать не смогли. По мнению местных экспертов, подходы Пекина и Вашингтона слишком сильно разнятся, чтобы в одночасье сойтись.
Ху Цзиньтао и Б.Обама на встрече с ведущими бизнесменами США и КНР
В практическом смысле можно отметить заключение новых контрактов на общую сумму 45 миллиардов долларов США, которые затрагивают широкий спектр двусторонних торгово-экономических отношений. Еще одно несомненное достижение – подписание Совместного коммюнике. В этом документе нашли отражения намерения сторон по развитию диалога в важнейших сферах, таких как региональная безопасность, экономика, экология, энергетика, космос, подчеркнута важность расширения военных, политических, экономических и культурных связей между Китаем и Соединенными Штатами, выражена позиция Пекина и Вашингтона по поводу ключевых аспектов двустороннего диалога. Вместе с тем в коммюнике отмечается наличие и разногласий, которые обе стороны планируют активно преодолевать.
Некоторые специалисты выдвигают версию, что пути Пекина и Вашингтона стали расходиться после того, как в Китае, мягко говоря, сдержанно отнеслись к прозвучавшей из США идее о возможном создании группы G-2 – союза двух экономических и военно-политических гигантов. Неготовность КНР выступать с единых позиций вместе с Соединенными Штатами заставила политические элиты двух стран с опаской воспринимать глобальные шаги друг друга на международной и региональной аренах. Будь то военно-морские учения флота США в Желтом море или неподдающийся кризису рост китайской экономики.
По мнению ряда местных экспертов, в отношениях между странами продолжает наблюдаться серьезный дефицит взаимного доверия, который волей-неволей девальвирует любые успехи двустороннего диалога. Без насыщения двусторонней повестки дня конкретными мерами по укреплению добрых намерений в отношении друг друга объявлять о начале эры всеобъемлющего, в прямом смысле слова, сотрудничества и политического взаимопонимания между Пекином и Вашингтоном преждевременно – отмечают специалисты.
Визит завершился без громких скандалов, разногласий и перебранок, что уже можно занести в плюс на фоне событий конца прошлого года. Председатель Ху Цзиньтао, возможно, совершив свою последнюю поездку в США в качестве первого лица Поднебесной, выполнил всю запланированную программу. Более того, как сообщают СМИ, он даже успел перекинуться парой фраз на китайском языке с дочерью американского президента Сашей. Сохранившийся же на повестке дня комплекс противоречий и недопониманий в рутинном порядке предначертано решать дипломатам, военным и ученым двух стран. Что касается глобальных вопросов, то их обсуждать с лидером США будет уже другой руководитель КНР, который в 2012 году придет на смену нынешнему.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs