Майя Санду, президент Молдавии, уже не в первый раз заявила, что выступает за присоединение Молдавии к Румынии, объясняя такой свой выбор сложной международной обстановкой и трудностями, с которыми, по ее утверждению, республика сталкивается как суверенное государство.
Правда, при этом всегда оговариваясь, что любые изменения статуса государства возможны только на основании волеизъявления граждан. Конституция республики однозначно провозглашает суверенитет и независимость основополагающими принципами. Однако вопрос объединения с Румынией регулярно поднимается нынешними властями в общественно-политических дискуссиях. Создается впечатление, что граждан пытаются приучить к тому, что это возможно в самом недалеком будущем.
“Я бы проголосовала за присоединение к Румынии”, - сказала Санду 11 января в интервью британскому подкасту The Rest Is Politics, добавив, что для этого необходимо провести референдум в республике. О возможности и сроках проведения такого референдума в будущем Санду не уточнила, памятуя, что на недавнем соцопросе, опубликованном молдавским институтом IMAS, более половины жителей страны высказались против её присоединения к Румынии.
Этот опрос общественного мнения в Молдавии показывает, что идея объединения с Румынией особой популярностью не пользуется - её поддерживают лишь 29 процентов опрошенных, тогда как против выступают 54 процента при неопределившихся остальных.
Тем не менее, свою позицию президент Молдавии, у которой, к слову, имеется и румынское гражданство, объяснила “необходимостью противостоять внешним вызовам”.
"Становится все более сложно для такой маленькой страны, как Молдавия, выжить как демократия, как суверенное государство и, конечно, противостоять России", - заявила Санду, обозначив “более реалистичной целью граждан Молдавии интеграцию в ЕС”.
По словам Санду, из 2,6 миллионов молдаван румынским гражданством обладают около одного миллиона.
В 2023 году она подписала указ о признании румынского государственным языком вместо молдавского. Теперь жители страны как бы говорят на одном из официальных языков Евросоюза и “могут направить энергию на построение общего будущего в ЕС”, заявляет она.
Почти сразу, вслед за Санду, со своим заявлением в пользу объединения с Румынией высказался и обладатель паспортов Румынии, США и Молдавии - премьер-министр последней Александр Мунтяну, который ранее называл утверждения о своей работе в интересах Бухареста, Киева или Парижа “теориями заговора”.
“Как гражданин, я бы проголосовал за объединение с Румынией. Но как премьер-министр Молдовы, я обязан выполнить волю большинства граждан нашей страны, которые уже трижды проголосовали за то, что стратегическая цель Молдовы - интеграция в Европейский союз. Я сделаю все, что от меня потребуется, чтобы добиться этой цели”, - заявил Мунтяну 15 января.
Через две недели после заявлении Майи Санду о её желании присоединения к Румынии откликнулся и президент этой страны Никушор Дан. Отвечая на вопрос о возможном объединении с Молдавией, он заявил, что в настоящее время большинство молдавских граждан выступают за интеграцию в ЕС, и Бухарест поддерживает европейский путь соседней страны, подчеркнув, что пока не видит необходимости проводить референдум об объединении с Молдавией. При этом он тем не менее отметил, что сценарий объединения с соседней республикой возможен тогда, когда этого захочет большинство её граждан, но “пока мы к этому не приблизились”.
Оппозиционная Партия социалистов Молдавии (ПСРМ) в сообщении на своем сайте расценила заявление Санду как “открытый акт политического предательства, направленный против молдавской государственности, Конституции, суверенитета и нейтралитета страны”.
По мнению социалистов, Санду “должна немедленно уйти в отставку, поскольку каждый день её пребывания на посту президента - это угроза существованию Республики Молдова как независимого государства”.
ПСРМ потребовала от Генеральной прокуратуры, Службы информации и безопасности и всех компетентных органов “незамедлительно инициировать расследование по факту возможной измены родине, поскольку публичные призывы главы государства к демонтажу страны подпадают под самую жёсткую правовую и политическую оценку”.
Социалисты обратились ко всем патриотическим силам с предложением “отбросить тактические разногласия и объединиться против режима Майи Санду”, который, по их мнению, “ведёт страну к утрате суверенитета, расколу общества и национальной катастрофе”.
Идея объединения Молдавии с Румынией представляет собой “бомбу замедленного действия” и для самого Бухареста, учитывая риски роста требований к расширению автономии со стороны венгерского меньшинства, заявил в интервью РИА Новости бывший президент Молдавии, лидер Партии социалистов Игорь Додон.
“В законе Гагаузии (Гагаузская автономия в составе Молдавии) чётко записано: если Молдова теряет государственность, у Гагаузии есть право на самоопределение. Для самой Румынии подобный проект тоже несёт риски, потому что в стране проживает значительная венгерская община, выступающая за расширение автономии. Для Румынии это тоже „бомба замедленного действия“, которая может спровоцировать новые требования со стороны венгерского меньшинства. Любая попытка запустить такой проект ударит по стабильности всего региона”, - сказал Додон, чья партия ПСРМ в начале февраля запустила кампанию по защите молдавской государственности на фоне провокационных заявлений президента страны Майи Санду.
“Мы, молдаване, сохраняем суверенитет и идентичность. Историческая, патриотическая и моральная обязанность - не отказываться ни от государственности, ни от идентичности”, - сказал он.
В рамках кампании ПСРМ планирует “активное визуальное информирование граждан по всей стране, под лозунгом сохранения суверенитета и национальной идентичности”.
Отвечая на вопросы относительно возможного референдума об объединении Молдавии с Румынией, Додон заявил, что Санду, “исходя из личных политических интересов, вбрасывает эту идею, чтобы отвлечь общество от обсуждения насущных проблем - ситуации в экономике, роста тарифов на энергоносители, сокращения компенсаций для населения”.
Санду хочет объединения Молдавии с Румынией, чтобы возглавить обе страны, уверен Додон.
“Санду проголосует за объединение с Румынией не ради идеала, а из эгоистичной любви к самой себе... Во-первых, с надеждой на то, что осуществится её мечта стать президентом нового румынского государства. Она считает, что румыны наивны и примут её. Во-вторых, она проголосовала бы за объединение, лишь бы после неё больше не было другого президента Молдавии. Чтобы именно она стала последней. Чтобы история молдавского государства закончилась на ней”, - написал Додон в своем Telegram-канале, утверждая при этом, что “руководство Молдавии сворачивает отношения с Россией и СНГ не по объективным причинам, а ради демонстрации лояльности зарубежным кураторам”.
Майя Санду своим заявлением о готовности поддержать объединение республики с Румынией фактически предлагает капитуляцию, причем добровольную, да еще под видом "европейского выбора", заявила депутат молдавского парламента от оппозиционной Партии коммунистов Диана Караман.
“Абсурд ситуации зашкаливает. В нормальных государствах власть борется за суверенитет, даже когда это трудно, даже когда есть давление и риски. У нас же Санду фактически предлагает капитуляцию, причем добровольную, да еще и оформленную как “европейский выбор”. Это подмена понятий в чистом виде”, - сказала Караман, отметив, что Санду нарушила конституцию и президентскую присягу, - “пытаясь убедить, что Молдавия – ошибка истории, слабое и нежизнеспособное государство, от которого лучше избавиться. Ни один президент, уважающий страну и людей, не позволит себе таких рассуждений.”
Там подчеркивают, что именно усилиями властей Молдавии и их западных кураторов страна находится в тяжелой ситуации, поскольку традиционные рынки и связи с Востоком потеряны, а новые еще не налажены. В этих условиях Санду и заявляет о “несостоятельности” Молдавии как государства.
Оппозиция отмечает, что синхронность заявлений Санду, премьер-министра, министра иностранных дел о готовности к объединению с Румынией и начале процедуры выхода страны из СНГ – это не простое совпадение, а элементы финального этапа уничтожения молдавской государственности. Санду намеренно уничтожает экономику республики, чтобы потом передать ее под руководство Румынии, говорится в заявлении Партии.
“Санду со своей “бригадой” доводит страну до банкротства, за этим наверняка последует скупка за бесценок – “передача” Молдавии Румынии. За пафосной риторикой власти о необходимости терпеть ради присоединения к Европейскому Союзу скрывается очевидное намерение обанкротить и ослабить Молдавию, с последующим поглощением ее беднейшей страной Европы Румынией”, - говорится в заявлении.
В экспертном молдавском сообществе есть несколько версий относительно того, почему власти Молдавии вновь активировали тему объединения с Румынией именно сейчас. Там считают, что если не принимать во внимание предположение, что ответ Санду на вопрос ведущего британского подкаста был просто спонтанным, то налицо опасение Кишинёва, что двери ЕС для Молдавии закрыты, а поэтому готовится “запасной аэродром” в виде тесного сближения с Румынией. При этом отмечается опасность такого пути, потому что “непонятно, как на это посмотрит ЕС” и насколько возможны протесты населения в самой Молдавии. Власти, однако, “пытаются удержать эту тему в пространстве, намекая на то, что у них есть запасные варианты” при том, что румынский фактор стал частью повседневной жизни в Молдавии, хотя европейская перспектива Молдавии на сегодня выглядит крайне сомнительно при неурегулированных существующих конфликтах внутри республики.
На протяжении XIX века Молдавия входила в Российскую империю как Бессарабская губерния. После революции, в 1918 году, Бессарабия провозгласила независимость и объединилась с Румынией. Советский Союз, как и некоторые другие страны, суверенитет Румынии над этой территорией не признавал. В 1940 году она стала Молдавской ССР. Пребывание Бессарабии в составе Румынии характеризовалось притеснениями нерумынского населения, жесткой политикой румынизации, насильственными инцидентами и административным давлением. И вот теперь унионизм (или “униря”) предполагает объединение Румынии и Молдавии за счет ликвидации последней как независимого государства.
Сегодня Кишинёв и его кураторы из ЕС продолжают курс на румынизацию Молдавии. Об этом в интервью ТАСС 15 февраля заявил заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин.
Он отметил, что сейчас свыше 70 процентов молдаван не поддерживает идею “унири”, предполагающую объединение Молдавии и Румынии в одно государство. По словам замглавы МИД РФ, такой “антинародный процесс” приводит к осознанному сопротивлению со стороны жителей страны.
“Нет сомнений, что официальный Кишинев и его брюссельские кураторы продолжат курс на ликвидацию молдавской государственности, ее суверенитета, национальной идентичности и культурного кода молдаван”, – сказал Галузин.
Он также рассказал, что постоянные попытки объединения двух стран прозападными силами Молдавии вызывают лишь сожаление, отметив, что “Все руководящие посты в республике заняты обладателями румынских паспортов. Наращиваются инициативы по насильственной подмене морально-ценностных идеалов молдаван на западно-либеральные”, – заявил Галузин.
“Надеюсь, что молдавский народ сможет отстоять свою идентичность”, - завил Михаил Галузин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

13:23 16.02.2026 •
























