ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

О разрушительных дискурсах дипломатии Токио в японо-китайских отношениях

12:05 27.11.2025 • Олег Парамонов, старший научный сотрудник Центра японских исследований ИКСА РАН

В ходе своей предвыборной кампании за пост лидера правящей Либерально-демократической партии Японии (ЛДП) госпожа Санаэ Такаити активно использовала тему недовольства населения поведением иностранцев, число которых в стране значительно возросло из-за туристического бума (этому способствовали удешевление йены и Всемирная выставка EXPO-2025). Похоже, что в последнее время у неё получается «отвадить» значительную часть иностранцев от посещения страны. 14 ноября МИД КНР призвал своих граждан не посещать Японию, а в случае, если они там уже находятся – проявлять осторожность в вопросах личной безопасности. Китайские авиакомпании поддержали правительство, предложив бесплатное аннулирование брони авиабилетов.

Неделей ранее, 7 ноября, новый премьер-министр Японии, в ходе участия в парламентской дискуссии, заявила, что «чрезвычайная ситуация на Тайване» может представлять собой «экзистенциальный кризис» для Японии, при котором может быть применено право на коллективную самооборону», намекая тем самым на возможное военное вмешательство Японии при обострении ситуации в Тайваньском проливе. Впервые с момента капитуляции Японии во Второй мировой войне японский лидер прямо увязал тайваньский вопрос с военным вмешательством Японии. По своему характеру, содержанию и последствиям данное заявление вызвало глубокую озабоченность как в Китае, так и во всем мире[1]. Даже президент США Дональд Трамп в состоявшемся на этой неделе телефонном разговоре с Санаэ Такаити посоветовал проявлять сдержанность в вопросах, связанных с Тайванем, сообщила The Wall Street Journal.

Япония, на самом деле, уже давно рассматривает возможную эскалацию в Тайваньском проливе как событие, которое потребует от японского правительства жёстких действий. Это связано и с причинами, которые рассматривают в Японии как «экзистенциальные»: зависимость внешней торговли Японии, её энергетической безопасности от морских коммуникаций, риски потери суверенитета над «отдалёнными территориями», находящимися близко к Тайваню. Но вместе с тем, в Токио набирают влияние сантименты политических «ястребов» в отношении «судьбы» Тайваня, который японские империалисты до завершения Второй мировой войны считали не просто своей колонией, а фактическим продолжением Японских островов. В ходе нормализации отношений между КНР и США в 1970-х гг. часть руководства ЛДП, её депутатов была недовольна «слишком большими» уступками Вашингтона в адрес Пекина. Именно оттуда растут корни сегодняшнего все более агрессивного крыла (по сути, уже большинства) ЛДП.

Принятие в середине 2010-х годов, в «эпоху Абэ» нового законодательства о коллективной самообороне, сопровождавшееся массовыми протестами в Японии, во многом было направлено на придание Силам самообороны возможности действовать в случае т.н. «тайваньских сценариев». Однако, вслух говорить о подобном в Токио было не принято, поскольку это означало бы демонстративный переход через «красные линии», о которых между странами существовали пусть и несколько «витиеватые» на взгляд Запада, но абсолютно чёткие с точки зрения «конфуцианской» логики договорённости в категориях «сохранения лица» оппонента.

Да и момент для подобных заявлений был выбран крайне неудачно. В Китае ещё недавно серьёзно рассматривали возможность улучшения отношений с Японией в условиях непредсказуемости Дональда Трампа, порождавшей серьёзные риски для обеих стран. Заметным шагом в сторону Токио стало возобновление в начале ноября (буквально накануне заявления Такаити) закупок японских морепродуктов, которые ранее были прекращены из-за сброса в океан технической воды с АЭС «Фукусима-1». Это стало важной уступкой не только с экономической, но и с политической точек зрения. Китай традиционно является крупнейшим рынком для подобных поставок из Японии, а аграрное лобби в Токио имеет очень большой внутриполитический вес. Однако бэкграунд нового премьера выглядел не самым подходящим для возможного сближения. Санаэ Такаити всегда гордилась своими «ястребиными», во многом «реваншистскими» взглядами на сегодняшнюю ситуацию вокруг Японии и историческое прошлое страны. При этом ее первое общение с китайским лидером, состоявшееся по ее просьбе на полях форума АТЭС в Кенджу (Южная Корея), дало некоторый повод для оптимизма. Стороны даже заявили о своем стремлении к построению отношений «стратегической взаимодополняемости». В сеть X (запрещена в России) «главная леди» Японии выложила весьма дружелюбное фото их предварительной беседы, да и у «хозяина» мероприятия, южнокорейского президента Ли Чжэ Мёна, сложилось впечатление, что в роли премьера Санаэ Такаити будет высказываться и действовать более осмотрительно.

Однако последующие события показали, что Си Цзиньпин проявил прозорливость, не направив ей в своё время личное поздравление по поводу избрания премьером. Видимо, при согласовании её кандидатуры в японском политикуме не придали большого значения отсутствию у неё серьёзного опыта в сфере дипломатии. Сегодня Санаэ Такаити оказалась перед дилеммой: взять назад подобные слова уже невозможно, это будет означать подтверждение невмешательства Японии в «тайваньские сценарии», или же окончательно превратиться в «нерукопожатную персону» для Пекина, что может нанести ущерб отношениям Японии и с другими государствами, имеющим с Поднебесной особо тесные экономические связи.

Реакция китайской стороны на высказывание японского премьера, безусловно, последовала незамедлительно, она имела даже подчёркнуто эмоциональный характер. Генеральный консул КНР в Осаке Сюэ Цзин в своём посте в соцсети X (запрещена в России) даже пригрозил госпоже Такаити отрубанием её «поганой головы», если она когда-нибудь решится превратить свои слова в реальность. Большой резонанс вызвало фото одного из моментов общения с китайскими товарищами директора одного из департамента МИД Японии, срочно направленного в Пекин «тушить пожар». На фото японский дипломат стоит с выражением лица «провинившегося школьника младших классов, оказавшегося в кабинете завуча». Подобные сцены могли иметь место и ранее, однако в МИДе КНР не допускали утечек связанной с ними визуализации. Кроме приостановки турпоездок, студенческих обменов и других форм гуманитарного сотрудничества, в Пекине уже приняли решение отказаться от импорта тех самых японских морепродуктов. В качестве более жёсткой меры может быть использовано эмбарго на экспорт редкоземельных металлов в Японию. Также Японии напомнили о её роли во Второй мировой войне и несбыточности её планов по обретению статуса постоянного члена Совета безопасности в новых реалиях[2].

Реакция США на выступление Санаэ Такаити требует отдельного рассмотрения. Американский посол Джордж Гласс после начала кризиса посетил главу японского МИД Тосимицу Мотэги и заявил ему о поддержке со стороны Вашингтона в любом споре с Пекином, включая острова Сэнкаку.[3] Однако, последующие события дали Токио поводы для разочарования.

24 ноября состоялся телефонный разговор Си Цзиньпина и Дональда Трампа, в ходе которого, как сообщает МИД КНР, китайский лидер напомнил американскому президенту, что Китай и США сражались плечом к плечу против фашизма и милитаризма. «Учитывая происходящее, для нас ещё важнее совместно защитить победу во Второй мировой войне», - подчеркнул Си Цзиньпин. В информации в соцсетях о результатах «очень хорошего звонка» Дональд Трамп не упомянул тайваньскую тему вообще, это может усилить опасения в Токио, что американского лидера в общении с Си Цзиньпином больше интересуют вопросы экономики, чем ситуация в Тайваньском проливе. Ранее, 11 ноября, в интервью американским СМИ, на вопросы об обострении японо-китайских отношений и эмоциональной реакции генконсула Китая в Осаке на происходящее, Д. Трамп ответил, что союзники США не являются друзьями Америки, поскольку «использовали её во внешней торговле больше, чем Китай». Впрочем, в Токио могут продолжать надеяться на «глубинное государство» внутри США, в котором постараются повлиять на взгляды очередного хозяина Белого Дома.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://rg.ru/2025/11/21/zaiavleniia-iaponii-o-tajvane-sluzhat-opravdaniem-dlia-vozrozhdeniia-militarizma.html

[2] https://www.ng.ru/news/828577.html

[3] https://www.japantimes.co.jp/news/2025/11/25/japan/trump-xi-taiwan-china-us-japan-analysis/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати