Президент России Дмитрий Медведев, подводя итоги уходящего 2010 года на традиционной пресс-конференции в прямом эфире, обозначил перспективу будущего развития страны. Вопросы от всего журналистского сообщества ему задавали руководители трёх ведущих телеканалов – Константин Эрнст, Олег Добродеев и Владимир Кулистиков. Глава государства сфокусировал итоги в пяти образах-вспышках, как предложил ему один из модераторов.
Дмитрий Медведев, в первую очередь, назвал выход из глобального экономического кризиса, в результате которого наблюдался устойчивый рост и даже элементы модернизации экономики. Второй ключевой момент - новый взгляд на проблему детства, которая стала и главной темой ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию. Её Дмитрий Медведев назвал центральным звеном социального развития, без которого у нас нет будущего.
Пожары и засуха, потрясшие Россию этим летом, – едва ли не самое тяжёлое и трагичное событие уходящего года. Погибли люди. Но государство отозвалось мощной поддержкой и извлекло уроки, отметил Президент. Надо помогать людям, быстро реагировать на проблему и, конечно, выработать эффективный механизм массовых оперативных финансовых выплат населению. Поручения Президентом даны, Правительство над этим работает. Четвёртый урок - инвестиции в инфраструктуру чрезвычайных ситуаций. И главное – Лесной кодекс будет изменён. А пока 25 тысячам хозяйств оказана поддержка в 35 миллиардов рублей.
Пятая важная тема – безопасность, которую следует понимать не только как внутреннюю безопасность страны, но и глобальную безопасность. В этой связи, естественно, было упомянуто подписание Договора о СНВ-3. Договор о стратегических наступательных вооружениях – краеугольный камень в развитии безопасности планеты на десятилетия. На нём будет зиждется гарантия безопасности на ближайшие годы.
Кстати, по этому поводу между российским и американским лидерами состоялся телефонный разговор сутки спустя. Ведущие пресс-конференции поинтересовались у Президента, почему так поздно? Дмитрий Медведев заступился за своего коллегу, признав, что тому в непростых условиях сопротивления этому документу всё-таки удалось продавить Договор. И, пользуясь прямым эфиром, он пожелал Бараку Обаме хорошего отдыха.
65-летие Великой Победы, отмечавшееся весной, также вошло в пятёрку самых значительных событий года в нашей стране. Эта особая дата, по определению Президента, которая не даёт забыть о прошлом и, по сути, делает нас гражданами России.
Вопросы ведущих не давали расслабиться. Так сначала – об оценке первых результатов модернизации? Президент оценивает их неплохо. Главное: модернизация вошла в политическую повестку дня, за что спасибо Госдуме и бизнесу, который стал более внимательно относиться к инновациям. Затем следует вопрос о брошенных детях; о детях, подверженных насилию, наркотикам. И вопрос в лоб – что предпринять?
Президент сосредоточился и начал издалека: «Остаются темы, которые стыдливо прячутся в укромные места. Брошенных детей много». Но в домах ребёнка на треть сократилось количество детей за счёт усыновления. Ради детей, которые страдают в семьях, введена специальная должность – ответственный по правам ребёнка. Дмитрий Медведев назвал первые результаты: в прошлом году более 60 тысяч родителей были лишены родительских прав. К проблеме привлечено внимание общества. Власть должна слышать, что ей говорят граждане. Идёт совершенствование законодательства.
Владимир Кулистиков поинтересовался судьбой Бычкова из Нижнего Тагила, который самостоятельно взялся за решение проблемы избавления молодых людей от наркозависимости, применяя методы принуждения к наркоманам. Эффективность её доказала практика. Не стоит ли её применять шире? Президент расширил тему, приведя данные официальной статистики - 160 тысяч детей имеют наркологические проблемы. «Об этом надо бить в набат!» - сказал Дмитрий Медведев. А что касается методики лечения, это вопрос выбора самого человека и его близких: смерть или излечение?
В детскую тему вписался вопрос и о земельных наделах, которые в своём Послании Президент предложил предоставлять многодетным семьям во владение. Это и возможность жить по-человечески, и вместе с тем реализация призыва Президента - «нам надо рассредоточиваться по всей территории страны. Нужно думать о том, чтобы люди в упрощённом порядке могли получать землю».
Вообще Послание дало хорошую почву для невыясненных вопросов. Например, о том, что в российской политической системе появились признаки застоя, когда у госслужащих куршавельский загар сменяется дубайским. Этого не могут не замечать люди, которых «забронзовевшие» чиновники зачастую слышать не хотят. И политика выходит на улицы, имея не всегда позитивные прецеденты. В этой связи пересеклись две темы – политики и полиции. Президент сказал: полиция должна быть чёткой, быстрой, эффективной и действовать по закону. А, значит, сама подвластна закону.
Когда же политика выходит на улицу в рамках установленных законов – это прямая демократия. «Мы движемся в эту сторону, - сказал Президент. - Эта политика должна принимать и другое измерение. Партии должны чувствовать ответственность за права, которые они получили». Справедливо подметив, что одной стабильностью развиваться нельзя. Дмитрий Медведев сказал фразу, претендующую на крылатость: «Тот, кто считает, что у него всё хорошо, должен остаться в Куршавеле».
Константин Эрнст всё-таки добивался прямого ответа: «Многие говорят, что в России было нарушено такое понятие, как справедливость, когда выпустили убийцу спартаковского болельщика, молодого здорового парня». «Мною, - ответил Президент, - дано задание, установить факты, почему были отпущены лица, которые обвиняются в убийстве болельщика». И появилась надежда на ту самую справедливость, о которой спросил Эрнст.
А по поводу полиции, пришедшей на смену привычной милиции, Дмитрий Медведев сказал, что законодательство должно быть современным, и именно поэтому он счёл правильным, чтобы вместе с изменением законодательства о милиции, с изменением финансирования, а также базы работы милиции, нужно поменять и символ. Этим символом является, в том числе, и название. Полиция – это всего лишь добровольные формирования для наведения порядка. Вместе с тем это отвечает возвращению к открытым формам демократии. Президент привёл примеры, когда в законодательстве появились институты, которые разработчики законопроектов не собирались вводить. «Я считаю, наше общество дозрело до такого уровня, что у граждан должен быть выбор», - сказал Президент.
Последовал вопрос, нет ли риска в том, что модернизация будет заболтана? На что Дмитрий Медведев ответил: «Общественные процессы не должны быть деструктивными. Поэтому власти и общественности надо договориться и научиться работать вместе».
Один из ведущих пресс-конференции болезненный вопрос о продлении пенсионного возраста предложил вынести на народный референдум. Но ответ, видимо, был не менее болезненным и для главы государства, потому что Дмитрий Медведев ограничился общей формулировкой: «По всем вопросам референдумы не проводятся. А решение принимать надо». В этой связи символичным был ответ и на приостановку строительства Охта-Центра под Санкт-Петербургом, которое стало возможным только из-за вмешательства Президента. «Мне пришлось сказать об этом вслух, чтобы эти процессы проходили в более цивилизованном ключе. У президента в этом плане очень значительный голос».
- «Мы заметили», - подтвердили ведущие.
К вопросу о коррупции и как её победить, готовился не только Президент, но и ведущие. Ответственность на себя взял Константин Эрнст: он даже пояснил для непосвящённых слово легисламия – утверждение о том, что принятие законов не может изменить обстоятельств. Что в такой ситуации сделать, чтобы победить российскую коррупцию?
Дмитрий Медведев начал с того, что Россия больна пренебрежением к праву. Это сложилось много веков назад, когда веры в закон, в суд не было никогда. «Мы должны сделать всё, чтобы люди уважали закон. Чтобы не из-за страха, а из-за того, что было бы стыдно, его не нарушать. Таблетки нет, нужна терапия», - сказал Президент. В этом году приблизительно тысячу человек посажены в тюрьму за получение взятки. 1700 за то, что взятку давали. Из них около 70 человек - из правоохранительных органов, 18 - из судебной системы. И процессы идут. Президент предложил ввести кратный штраф за взятку: 300 тысяч рублей - 100 тысяч долларов.
«А что делать, когда российские граждане зажаты между чиновниками и криминалитетом. Как с этим бороться? Отсекать от власти, выгонять из партии», - сказал Президент.
Дошло дело и до Ходорковского, мол, почему он один отсиживает за всех, кто из олигархов занимался тем же и таким же? Президент был краток: «Несите уголовные дела. Будем работать».
Тема травматического оружия обсуждалась более подробно. Дмитрий Медведев обнадёжил, что соответствующий законопроект проходит обсуждение в Госдуме. Согласно этому документу, травматы (травматическое оружие) будут приравнены к огнестрельному оружию. «А если этого будет мало, - сказал Президент, - запретим вообще».
Вопросов по международной политике было ещё три. По поводу японской реакции на посещение Дмитрием Медведевым Курил, он лишь подтвердил, что острова Курильской гряды – это территория Российской Федерации. Мы готовы совместно реализовывать те или иные экономические проекты вместе с японскими коллегами. Но это не означает, что мы должны отказаться от нашей территории. В отношении трагедии Польши, когда президентский борт разбился в воздухе в направлении Катыни, Дмитрий Медведев рассказал, что испытал шок. «После этого, - сказал он, - мы прошли с Польшей трудную дорогу. Но сейчас отношения стали лучше, надо довести до конца расследования, принять выводы. Надеюсь, у польских политиков достанет разума и воли для объективных комментариев».
Следующий вопрос, заданный в лоб, не застал Президента врасплох: Почему мы сразу признали, что разведчики наши? Дмитрий Медведев пояснил, что все люди, которые работают в разведке, это не герои и не пушечное мясо, которые отданы на заклание. Президент объяснил, что надо было в первую очередь спасти людей. И так будет всегда, пообещал Президент. Серьёзные геополитические интересы требуют разведки.
Вопрос под занавес касался того, что в политической жизни России доминирует тандем Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Есть ли ещё кто-то? Президент ответил: «Хочу сделать официальное заявление: такие есть – это руководители фракций, люди, которые не одно десятилетие в Госдуме. Есть и другие, кто не работает в Госдуме. Есть публичные политики, и назвал их пофамильно.
В заключение Дмитрий Медведев поздравил всех телезрителей с наступающим Новым годом, пообещав поздравить ещё раз.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs