В Москве 24 сентября между Россией и Исламской Республикой Иран (ИРИ) был подписан меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сооружении АЭС малой мощности. Документ подписали глава «Росатома» Алексей Лихачев и вице-президент Ирана, президент Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Мохаммад Эслами.[1]
Подписание состоялось после конструктивных и плодотворных переговоров российской и иранской сторон, проходивших в рамках визита иранской делегации в Москву для участия в Международном форуме «Мировая атомная неделя». Форум был посвящен атомной и смежным с ней отраслям и приурочен к 80-летию российской атомной отрасли. Он собрал представителей стран, развивающих ядерные программы, государственных структур, крупных компаний, общественных организаций, профессиональных атомщиков, ученых и бизнесменов.
В ближайшее время между организациями России и Ирана с целью осуществления подписанного в Москве меморандума будут проведены подготовительные работы. В частности, иранские специалисты посетят объекты сторон-подрядчиков и проведут встречи с представителями российских научно-исследовательских институтов, чтобы обсудить пути решения предстоящих задач. В дальнейшем будут согласованы и подписаны соответствующие конкретные контракты на проектирование и строительство электростанций на базе реакторов малой мощности.
Для создания АЭС малой мощности (АСММ) планируется использовать российские реакторы РИТМ-200 мощностью 50–60 МВт. Это современные агрегаты и они уже применяются на атомных ледоколах «Арктика», «Урал» и «Якутия». Всего в РФ изготовлено 10 таких реакторов в морском варианте. Кроме того, подобные реакторы используются и на уникальной АЭС малой мощности. Эта атомная электростанция - единственная в мире - является плавучей АСММ Росатома «Академик Ломоносов». Станция работает в г. Певек Чукотского автономного округа с 2019 г. Однако наземных АСММ пока не существует.[2] Не исключено, что в Иране будет установлен первый в мире подобный реактор в наземном варианте.
В настоящее время разработка малых АЭС является одной из актуальных тем в развитии мировой ядерной энергетики, и многие страны планируют приобрести эту технологию. Иран и здесь оказался в числе первых.
Преимуществами малых АЭС являются несколько показателей. Во-первых, они эффективны для удаленных районов с неразвитой сетевой инфраструктурой, где нецелесообразно сооружение станций с большей мощностью. Во-вторых, их легче и быстрее построить, чем обычные АЭС. В-третьих, они значительно дешевле типовой АЭС с мощными реакторами от 1000 МВт и выше. В четвертых, мощность АСММ можно быстро увеличить, построив в короткие сроки дополнительные относительно дешевые энергоблоки с реакторами малой мощности. В-пятых, что особо важно для ИРИ, эти АЭС малой мощности противники Ирана не смогут расценивать как объект двойного, то есть и военного назначения (поскольку подобного назначения этих АСММ быть не может), и соответственно не будут их рассматривать в качестве объектов для нанесения ударов.
Пожалуй, эти преимущества АСММ стали причиной и основой решения иранского руководства обратиться к России с просьбой о создании в ИРИ АЭС малой мощности.
По мнению специалистов, сооружение АСММ в Иране может занять три-пять лет, но с учетом сложной геополитической обстановки срок может быть увеличен.
Форум «Мировая атомная неделя» в Москве ознаменовался не только российско-иранскими договорённостями по АЭС малой мощности, но и вполне сенсационным решением двух сторон о строительстве Россией в Иране новой атомной электростанции большой мощности, превосходящей возможности АЭС «Бушер».
Напомним, в настоящее время в ИРИ действует и ныне расширяется построенная при участии «Росатома» лишь одна АЭС – «Бушер». Энергоблок № 1 с реактором ВВЭР мощностью 1000 МВт даёт ток с 2011 г. Сейчас создаётся блок № 2 с таким же реактором. Ведутся начальные работы по строительству и блока № 3.
В рамках Форума, в павильоне Ирана в присутствии г-на А. Лихачева и г-на М. Эслами представитель АО «Росатом Энергетические Проекты» (входит в госкорпорацию «Росатом») Дмитрий Шиганов и представитель компании Iran Hormuz Atomic Power Plant Company Насер Мансур Шарифлу подписали соглашение о строительстве АЭС «Хормоз» большой мощности на юге Ирана.[3]
Соглашение предусматривает строительство четырех энергоблоков атомной электростанции третьего поколения мощностью около 1255 МВт для каждого энергоблока и в общей сложности 5020 МВт всей АЭС «Хормоз». Этот мегапроект, как пишут иранские СМИ, будет реализован на юго-востоке Ирана в провинции (остане) Хормозган, области (шахристана) Сирик в окрестностях её главного города области – Сирика.
Источник: Wikimedia Commons
Провинция (остан) Хормозган на карте Ирана
Источник: Wikimedia Commons
Провинция (остан) Хормозган, включающая 12 областей (шахрестанов). Область Сирик с одноименным главным городом в правой части карты, закрашена зелёным цветом.
Как отмечают в ОАЭИ, к настоящему времени специалисты изучили предполагаемую для строительства местность. Завершены исследования по выбору площадки, также проводятся инженерные и экологические исследования, ведутся некоторые работы по подготовке территории. Площадь, отводимая для комплекса АЭС «Хормоз» составляет 500 гектаров.[4]
По утверждению специалистов, при выборе площадки для АЭС определяющим оказалось сочетание двух факторов. В первую очередь наличие воды для охлаждения – в данном случае моря. Вторым фактором, выступает умеренная сейсмика региона. (АЭС, как правило, сооружают в сейсмических зонах с интенсивностью не более 7 баллов).[5]
Стоимость этого проекта первоначально оценивается в $25 млрд.[6] Сумма большая.
Безусловно, масштаб российско-иранского проекта по созданию новой АЭС в ИРИ свидетельствует о том, что процесс работ по его исполнению будет не лёгок.
Во-первых, финансовая сторона вопроса. Известна лишь примерная стоимость проекта – $25 млрд. Как напоминает история, подобные долгосрочные масштабные проекты не ограничивались первоначальной стоимостью и к их завершению могли превзойти её в несколько раз под давлением внешних и внутренних финансовых, и не только, причин.
Но и – $25 млрд сумма не маленькая. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отмечает, что «просто выделить $25 млрд будет сложно, учитывая, что обычно «Росатом» строит станции за рубежом за кредиты, которые берет у российских банков и возвращает только после запуска станций из тарифов, которые платят местные потребители. Такая схема у нас и с Беларусью, и с Турцией. Нет уверенности, что Россия готова вложить $25 млрд в АЭС в Иране на фоне известных трат на безопасность».[7]
Эксперт по энергетике Кирилл Родионов также считает, что вопрос финансирования проекта будет ключевым при его реализации. «Необходимые средства будет сложно привлечь из федерального бюджета РФ в виде международного кредита, учитывая, что дефицит бюджета РФ превысил 4 трлн руб. по итогам восьми месяцев 2025 г.», - поясняет он.[8]
При этом аналитики сходятся на том, что в данном случае, случае с АЭС «Хормоз», речь идет пока о предварительном соглашении на отдаленную перспективу, и ситуация за 10, а то и за 15 лет может кардинально изменится. Правда, не известно, в какую сторону.
Вторым моментом, который настораживает аналитиков в связи с перспективами проекта АЭС «Хормоз», является непредсказуемость развития внутриполитической ситуации в Иране. Не секрет, что социально-экономическая обстановка в ИРИ ухудшается перманентно. Иранские экономисты выражают серьёзную обеспокоенность положением дел в стране. Профессор Тегеранского университета Альберт Богозян заявил в сентябре, что в Иране сейчас наблюдаются классические симптомы стагфляции[9] — отрицательный рост, высокая инфляция и растущая безработица. Это неминуемо приведет к снижению реальных доходов, усилению напряженности в стране, что способно вызвать взрыв социального недовольства.[10] Исходя из этих опасений, уже упомянутый Станислав Митрахович утверждает, что «у России есть риски: если в Иране произойдет смена власти, нет гарантий, что новое руководство будет возвращать деньги за проект, а ведь Тегеран находится в такой ситуации».[11]
Этот российский аналитик отметил и третий фактор, который также вносит некоторую неопределённость в будущее АЭС «Хормоз». Он выразил такое мнение: «Тегеран находится в такой ситуации, что в любой момент может возобновиться военный конфликт с Израилем и США, обещающим уничтожить ядерную программу Ирана. Я не исключаю, что и АЭС тоже могут попасть в зону риска».[12]
Подобная обеспокоенность естественна и понятна. И повод для такого беспокойства уже был в июне 2025 г. во время двенадцатидневной ирано-израильской войны, когда израильтяне и американцы бомбили ядерные объекты ИРИ. Не случайно, 16 июня заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил: «Продолжающийся конфликт Израиля и Ирана представляет серьезную опасность для атомной электростанции «Бушер»… . Конечно, все это крайне опасно. И если до сих пор обошлось без тяжелейших последствий, то это просто пока что стечение обстоятельств».[13]
Возможно, есть и ещё один момент, инициирующий вопросы. Это взаимоотношения Ирана и МАГАТЭ, которые за последние годы значительно ухудшились. Известно, что создавать любые ядерные объекты страна – участница МАГАТЭ вправе только с разрешения и под контролем Агентства, о чём указано в статье XII «Гарантии Агентства» Устава МАГАТЭ.[14] Сможет ли Иран урегулировать с МАГАТЭ проблемы, связанные с сооружением Россией на территории Ирана, как АЭС малой мощности, так и АЭС «Хормоз»?
И ещё одна проблема. 27 сентября по инициативе Великобритании, Франции и Германии, в соответствие с принципом snapback ООН возобновила международные санкции против Ирана. Процесс snapback описан в разделе «Применение положений предыдущих резолюций» Резолюции СовБеза ООН 2231 от 20.07.2015 г.[15] То есть 27.09.2025 г. возвращаются все международные санкции, введённые на основании шести резолюций СовБеза ООН (2006 - 2010 гг.), в том числе и касающиеся деятельности ИРИ в ядерной сфере. По мнению некоторых наблюдателей, это может помешать развитию нового цикла сотрудничества РФ и ИРИ в сфере мирного атома. Однако, представляется, что здесь опасения напрасны с любых точек зрения. В соответствие с той же Резолюцией 2231, действие вновь введённых санкций не распространяется на контракты, заключённые до дня начала действий этих санкционных мер.[16] Напомним, что соглашения по строительству атомных объектов малой и большой мощности были заключены с 24 по 26 сентября.
Нет сомнений, что, если судьба будет благосклонна к новым ядерным проектам России и Ирана, и стороны избежат отмеченных выше трудностей и воздействия негативных факторов, то сотрудничество двух стран вступит в новую фазу развития. Это обеспечит значительные выгоды и Ирану, и России.
Так, Иран уже не первый год сталкивается с большими проблемами, связанными с дефицитом воды (следовательно, со сложностями с использованием малых и больших гидроэлектростанций), а также в целом критической нехваткой электроэнергии. Создание новых высокотехнологичных энергетических мощностей, независящих ни от климата, ни от погоды, представляет собой реальные возможности решить многие экономические (стало быть, и социальные) проблемы и сделать существенный шаг на пути к достижению цели страны в 20 тысяч мегаватт ядерной энергии.[17] Кстати, это была мечта и планы свергнутого шаха Мохаммада Резы Пехлеви ещё в 70-х гг. ХХ века.
Для России сотрудничество с Ираном в мирном атоме также выгодно. Россия получает двойную выгоду: корпорация «Росатом» на годы обеспечена заказами, одновременно страна зарабатывает и на кредите. Но нельзя также забывать, что ядерная энергетика – это одна из отраслей экономики, где Россия является бесспорным лидером на мировом рынке и терять лидерство в этой важнейшей сфере недопустимо.
Более того, российско-иранское атомное сотрудничество является в настоящее время и мощным политическим актом. Обе страны находятся под санкциями и противостоят Западу. Проекты по строительству АЭС в ИРИ и, самое главное, их осуществление станет вкладом в реализацию Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между РФ и ИРИ, подписанного лидерами двух стран в январе 2025 г. сроком на 20 лет.
Как будет развиваться процесс возведения крупной АЭС и малых атомных энергомощностей, сегодня сказать сложно. Иранская сторона заявляет, что первая очередь АЭС «Хормоз», её первый блок, войдет в строй в 2031 г., а полностью станция будет готова в 2033 г.[18] Однако, как утверждают российские специалисты, срок строительства всего четырёхблочного комплекса большой – не менее 10 лет.[19] В современном мире, подвергающимся катаклизмам со всех сторон, срок трудно прогнозируемый и мало предсказуемый. Ныне глобальная политика, экономика, финансы, в целом народы в мире и многих странах переживают не лучшие времена. Поэтому негативное воздействие внешних и внутренних процессов на мирные ядерные планы России и Ирана не исключены. Это способно, так или иначе, затормозить развитие этого важнейшего проекта.
Однако на сегодняшний день, на осень 2025 г., можно с уверенностью констатировать, что соглашения РФ и ИРИ по созданию Россией в Иране АЭС и малой, и большой мощности - это прорыв в российско-иранских отношениях, который открывает для них хорошие долгосрочные перспективы.
Эти атомные проекты подчеркивают стремление обеих стран к углублению стратегического партнерства и совместному решению актуальных энергетических вопросов, открывая новые горизонты для технологического обмена, экономического роста и политического сотрудничества.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Подписание Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству между ОАЭИ и Pосатомом. // Tasnim. 24.09.2025. URL: https://www.tasnimnews.com/ru/news/2025/09/24/3407477/
[2] К. Кожемяченко. Россия и Иран договорились о строительстве в республике АСММ. // Neftegaz.Ru. 24.09.2025. URL: https://neftegaz.ru/news/nuclear/901019-rossiya-i-iran-dogovorilis-o-stroitelstve-v-respublike-asmm/
[3] Movafaqatnameye 25 miliard dolar baraye sakhtane chahar nirugahe atomiye jaded dar iran emza shod. [Подписано соглашение на $25 млрд на строительство четырех новых атомных электростанций в Иране. Перс.яз.(Имеется в виду четырёх энергоблоков одной новой АЭС «Сирик»)]. // IRNA. 04 месяца мехр 1404 г. (26.09.2025). URL: https://www.irna.ir/news/85949922/موافقت-نامه-۲۵-میلیارد-دلاری-برای-ساخت-چهار-نیروگاه-اتمی-جدید
[4] Там же
[5] Илья Лакстыгал, Василий Милькин. Как Россия договорилась с Ираном о постройке второй после «Бушера» большой АЭС. // Ведомости. 26.09.2025. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/09/26/1142388-rossiya-postroit-irane-aes
[6] Movafaqatnameye 25 miliard dolar baraye sakhtane chahar nirugahe atomiye jaded dar iran emza shod; Iran and Russia sign $25 billion agreement to build four nuclear power plants in Iran, IRNA says. // Reuters. 26.092025. URL: https://www.reuters.com/business/energy/iran-russia-sign-25-billion-agreement-build-four-nuclear-power-plants-iran-irna-2025-09-26/; Татьяна Гуринович. Россия и Иран укрепляют энергетическое сотрудничество: меморандум о малых АЭС. // Gaya One. 26.09.2025. URL: https://gayaone.com/ru/world-events/summary/rossia-i-iran-ukreplaut-energeticeskoe-sotrudnicestvo-memorandum-o-malyh-aes
[7] Ольга Калгашкина, Валентин Мельников. Мощнее "Бушера": Росатом построит в Иране новую АЭС. // Вестник Кавказа. 26.09.2025. URL: https://vestikavkaza.ru/analytics/mosnee-busera-rosatom-postroit-v-irane-novuu-aes.html
[8] Илья Лакстыгал, Василий Милькин. Как Россия договорилась с Ираном о постройке второй после «Бушера» большой АЭС.
[9] Стагфляция — это состояние экономики, при котором замедляются или даже переходят в отрицательные показатели темпы экономического роста, а уровни инфляции и безработицы стабильно растут. Выйти из стагфляционного состояния и разработать эффективную экономическую политику очень трудно, поскольку попытки скорректировать один фактор (инфляцию), могут усугубить другой (безработицу), и наоборот.
[10] Behrouz Turani. Economists sound crisis alarm as Iran braces for sanctions amid downturn. // Iran International. 26.09.2025. URL: https://www.iranintl.com/en/202509266707
[11] Ольга Калгашкина, Валентин Мельников. Мощнее "Бушера": Росатом построит в Иране новую АЭС.
[12] Там же
[13] Милена Костерева. МИД заявил о рисках для строящейся с помощью России иранской АЭС. // РБК. 16.06.2025. URL: https://www.rbc.ru/politics/16/06/2025/685031d39a794742bcd3dcbc
[14] Устав МАГАТЭ. Статья XII. The Statute of the IAEA. Article XII. Agency safeguards // IAEA. Org. URL: https://www.iaea.org/about/statute
[15] Резолюция 2231 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7488-м заседании 20 июля 2015 года. // Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности. S/RES/2231 (2015). 20.07.2015. Раздел «Применение положений предыдущих резолюций», п.п. 10,11,12,13.
[16] Там же, п.14.
[17] Russia and Iran sign memo on building small nuclear power plants in Iran. // Reuters. 24.09.2025. URL: https://www.reuters.com/business/energy/russia-iran-sign-memo-building-small-nuclear-power-plants-iran-2025-09-24/; Иран будет производить 20 000 мегаватт ядерной электроэнергии. // Iran. Ru. URL: https://www.iran.ru/news/analytics/128149/Iran_budet_proizvodit_20_000_megavatt_yadernoy_elektroenergii
[18] Novide rahandazi: Nakhostin vahede nirugahe atomiye sirik dar sale 1410. [Перспектива пуска АЭС «Сирик»: Первый энергоблок атомной электростанции «Сирик» будет запущен в 1410 г. (2031 г.). // IRNA. 04 месяца мехр 1404 г. (26.09.2025). URL: https://www.irna.ir/news/85949997/نوید-راه-اندازی-نخستین-واحد-نیروگاه-اتمی-سیریک-در-سال-۱۴۱۰
[19] Илья Лакстыгал, Василий Милькин. Как Россия договорилась с Ираном о постройке второй после «Бушера» большой АЭС.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs