ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Быть наполненным. Диалектика Георгия Ансимова

13:56 30.09.2025 • Ирина Иванова, журналист

Г.П. Ансимов

Десять лет назад ушёл из жизни выдающийся мастер мирового музыкального театра, режиссёр Большого театра и Московского театра оперетты, профессор Российской академии театрального искусства (ГИТИС), автор книг и учебных пособий, народный артист СССР Георгий Ансимов.

Георгий Павлович осуществил более ста постановок в России, Австрии, Венгрии, Китае, Польше, США, Турции, Финляндии, Чехословакии, Швеции, Южной Корее, Японии. Внёс вклад в успешную реализацию культурной политики и публичной дипломатии СССР и России. Воспитал плеяду актёров и режиссёров мирового музыкального театра.

Воспоминаниями о Г.П. Ансимове поделился его внук – профессор кафедры социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета, доктор социологических наук Егор Михайлович Осипов.

- Егор Михайлович, в вашей жизни Георгий Павлович занимал важное место. Каким он был в семье?

- Дочь Георгия Павловича – Наталья, моя мама, – заболела и ушла из жизни, когда мне было три года. Я жил с отцом, а к Георгию Павловичу приезжал на выходные, с ним же и бабушкой Ириной Николаевной (урожденной Миклухо-Маклай – внучатой племянницей известного этнографа) проводил лето на даче. Бабушка тоже была из театральной среды – занималась созданием музея-квартиры Ермоловой на Тверском бульваре (филиал Театрального музея им. А.А. Бахрушина), а затем работала в руководстве самого Бахрушинского музея.

Дед воспитывал меня строго и очень активно. При весьма насыщенном профессиональном графике всегда старался уделить мне время. В обед обязательно читал вслух книгу; максимально следил за дисциплиной, потому что сам был очень упорядоченным человеком и требовал того же от окружающих. Ни минуты не сидел без дела даже в отпуске. Любил мастерить разные технические приспособления, вытачивать детали на станках. Занимался сам и привлекал меня, чем я не всегда был доволен...

- Пробовал заинтересовать вас каким-то видом искусства?

- Были попытки усадить меня за фортепиано, но дед быстро понял, что они напрасны. В том, чтобы увидеть в человеке талант или определить подходящую роль, ему равных не было. Брал меня на репетиции, на показы спектаклей. Мы были на всех премьерах. Сейчас я с удовольствием хожу в театр, а в детстве имела место своего рода «передозировка»… Особенно это касается Большого театра – формы некоторых постановок были трудны для ребёнка, подростка.

- Чем вы увлекались?

- В детстве и юности профессионально играл в футбол. В составе клуба «Союз» дважды становился чемпионом Москвы. Хотя Георгию Павловичу не очень нравилось это занятие, он следил за моими успехами. В семнадцать лет я поступил в МГУ им. М.В. Ломоносова на социологический факультет, и он энергично начал интересоваться этой областью знаний.

- В 1990-е социология лишь начинала занимать в России привычное сегодня место…

- В советские годы эта наука существовала только в виде прикладных исследований, в первую очередь на производствах. Считалось, что на макроуровне отношения в обществе должен объяснять научный коммунизм. Георгий Павлович всегда интересовался социально-политической сферой. Много раз бывал за рубежом, задумывался о том, возможен ли перенос механизмов государственного управления других стран на российскую почву, в том числе, учитывая ментальность. Мы часто обсуждали, что в идеале важное управленческое решение о проведении реформ, внедрении технологий должно иметь предварительную социологическую проработку. Как говорил Питирим Сорокин: любой эксперимент сначала должен быть проведен в малом социальном масштабе. Дед сожалел, что это не характерно для российской истории, где преобразования осуществлялись решительно.

- Вы, как и Георгий Павлович, педагог. Советовались с ним по профессиональным вопросам?

- Конечно. Однако он не досаждал диктатом. Когда я начинал читать первые лекции, консультировался, как лучше работать с аудиторией, строить логику изложения. Часто вспоминаю, в первое время я не умел завязывать галстук, звонил деду, и он по телефону сдержанно руководил процессом.

- Расскажите о родителях Георгия Павловича...

- Он родился в 1922 году в станице Ладожская Краснодарского края в семье протоиерея Павла Георгиевича Ансимова. Мама – Мария Вячеславовна – тоже была из рода священнослужителей – Соллертинских. У них было четверо детей, но двое умерли в 1919 году в связи с голодом, который был на юге России. А Георгий Павлович и его сестра Надежда прожили долгие, хотя и сложные жизни. В 1937 году отца арестовали в четвёртый раз, после чего он уже не вернулся. Только спустя пятьдесят пять лет, получив доступ к архивным документам, Георгий Павлович узнал, что он был расстрелян вскоре после ареста. В 2005 году протоиерей Павел Ансимов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Воспоминаниями о нём дед поделился в книге «Уроки отца».

Ансимовы. Семейное фото

- Он взрослел в сложных условиях «лишенца». Как пришёл в профессию?

- Действительно, то, что называлось «членом семьи служителя культа», несло значительные ограничения, касающиеся и прописки, и образования, и обеспечения продовольственными карточками... Его сестру в институт так и не приняли. Дед с детства интересовался техникой, электроникой, хотел поступать в технические вузы, но путь туда был ему закрыт. То, что он оказался в искусстве, было Божьим Промыслом – окончив школу, увидел на улице объявление, что «училище при театре им. Е.Б. Вахтангова объявляет дополнительный набор мальчиков». Успешно выдержал вступительный экзамен, получил стипендию и даже вошёл во вспомогательный состав театра.

- А через два года началась Великая Отечественная война…

- Георгий Павлович не уехал в эвакуацию с вахтанговцами – опоздал на поезд, и на следующий день явился в военкомат. Его направили в ополчение – рыл под Москвой противотанковые рвы, строил доты, дзоты, дежурил на крышах при авианалётах, выступал с концертами в составе фронтовых бригад. В 1942 году из молодых артистов был создан «Театр-студия» под руководством Александра Коробова. В спектакле «Русские люди», поставленном по пьесе Константина Симонова, дед получил роль… нацистского мерзавца. Коробов случайно узнал, что на свалке уничтоженного вражеского имущества обнаружились ящики с новой эсэсовской формой, предназначенной для парада в Москве, и выпросил один комплект для спектакля. Костюм производил настолько сильное впечатление на зрителей, что на аплодисменты Георгия Павловича уже не выпускали, опасаясь за молодого артиста.

Однажды их отправили в костюмах дать концерт зенитчикам. На обратном пути развозили на автобусе по домам, так как начался комендантский час. Дед вышел на Садовом кольце рядом со своим переулком, но сделав несколько шагов, наткнулся на патруль. Документы остались в театре, а в немецкой форме его приняли за диверсанта, скрутили и поместили под охраной в «воронок». Стоя взаперти, он думал об отце: совсем недавно его, безвинного, в таком же холодном железном ящике возили из тюрьмы в тюрьму. Наутро директор театра привёл начальника воинской части, где они выступали накануне, и деда освободили.

- Как Георгий Павлович перешёл в область музыкального театра?

- По окончании войны Николай Михайлович Горчаков пригласил его на работу в Московский театр сатиры и сделал ассистентом. Дед рвался к режиссёрской работе. Горчаков предложил учиться в ГИТИСе, но так как в том году не было приёма на драматическую режиссуру, посоветовал поступать на факультет музыкальной режиссуры, тем более, Георгий Павлович в детстве учился музыке, а работа в театре сатиры была связана с пением и танцами. Вступительный экзамен принимал заведующий кафедрой Леонид Васильевич Баратов. Он произвёл на деда неизгладимое впечатление своим талантом, исполнив прямо на экзамене по ролям отрывок из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

И конечно, педагогом номер один для Георгия Павловича стал с тех пор Борис Александрович Покровский – руководитель его курса. Это был человек дела: организованный, требовательный, внешне бесстрастный. Был абсолютно не похож на человека театра. Одевался и выглядел больше как чиновник, функционер. При этом, как вспоминал дед, в его постановках было бесконечное количество увлекательности и нежной лиричности. Мы не часто обсуждали годы его учёбы, но о своих педагогах он всегда отзывался только в превосходной степени. Благодарил Бога за таких учителей.

- Как Г.П. Ансимов начал работать в Большом театре?

- Окончил институт с красным дипломом и получил рекомендацию Бориса Покровского. Ему разрешили поставить на главной сцене страны дипломную работу – оперу Обера «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» с дирижёром Борисом Хайкиным и Сергеем Лемешевым в главной роли. Полагаю, для Лемешева участие в этой работе было нестандартной ситуацией. Однако, будучи на редкость талантливым актёром, он оказался удивительно простым человеком. Премьера прошла прекрасно. Лемешев даже приехал на защиту диплома в ГИТИС. На подаренной им на память фотографии остались тёплые слова о весьма удачной режиссёрской работе и пожеланием дальнейших успехов. Спектакль оставался в репертуаре Большого театра более четырёх лет.

Сохранилась также фотография Покровского с автографом-напутствием выпускнику: «…превыше всего твои принципы, им служи, их беспощадно критикуй, но никогда никому не отдавай!»

- Георгий Павлович работал с выдающимися артистами: Максимом Михайловым, Галиной Вишневской, Тамарой Синявской, дирижёрами Александром Лазаревым, Евгением Светлановым, Юрием Симоновым, Павлом Сорокиным... Каким он видел музыкальный театр?

- Он считал, что оперу надо не только слушать – необходимо смотреть спектакль. Оперная музыка нераздельна с драматическим произведением. Думаю, все его постановки можно назвать значительными. «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина (1957), «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова (1959, 1986), «Кармен» Жоржа Бизе (1981), «Повесть о настоящем человеке» Сергея Прокофьева (1960, 1985)… Г.П. Ансимов был единственным режиссером в мире, который поставил все оперы Прокофьева.

К исполнению роли Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1988) дед привлёк Александра Градского. Это был свойственный ему решительный ход. При мне произошёл интересный случай. Во время исполнения финальной арии Градский скинул с себя одеяние… оставшись в джинсах и в майке. Он – яркий творческий человек, но думаю, что с Георгием Павловичем состоялся потом серьёзный разговор.

Запомнилась «Иоланта». Последнее оперное творение Петра Ильича Чайковского в советское время шло на сцене Большого театра в усечённом и цензурированном виде, исключавшем из постановки религиозные мотивы. В 1997 году Георгий Павлович вернул ему исходный вид, приблизив к подлинному замыслу автора, который можно было бы выразить так: если в тебе есть воля, стремление, то может произойти чудо. Эту силу может дать любовь, может дать Бог. Постановка Ансимова оставалась в репертуаре в течение семнадцати лет.

Хочется особо вспомнить режиссуру концертов, посвященных важным государственным датам или событиям. Это было ответственно – присутствовали первые лица государства. Концерты у Георгия Павловича получались великолепно, он собирал их, как конструктор. На эти репетиции я ходил с большим удовольствием. Всё было красиво, быстро, лаконично. В основном программа состояла из номеров пятнадцати республик. Необходимо было расставить их в стройной последовательности и при этом соблюсти интересы участников. Дед всё разруливал виртуозно.

- Было огромное количество зарубежных гастролей и постановок, важных для нашей страны…

- Запомнился рассказ о легендарной поездке 1959 года в США для проведения «Русского фестиваля». Инициатива его организации принадлежала русскому эмигранту, известному продюсеру Соломону Юроку. Необходимо было собрать в одну программу выступления артистов Большого театра, ансамбля Игоря Моисеева, академического хора, борьбу нанайских мальчиков, чтение политических стихов и многое другое. У всех голова шла кругом, как это сделать… Хотелось показать все номера, и невозможно было ударить в грязь лицом, ведь презентация советского государства – важная задача. После многочасовых обсуждений согласились с идеей Георгия Павловича – сформировать отделения по жанрам: академическому, фольклорному и развлекательному. Фестиваль прошёл блестяще. Каждый вечер в течение недели программу с огромным успехом принимали в Нью-Йоркском «Мэдисон-сквер-гарден». А затем и в Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Миннеаполисе, Вашингтоне, Монреале…

Отдельно хотел бы сказать о постановках в Чехословакии. Чтобы общаться с артистами на репетициях, дед выучил чешский язык. Позже повторил этот подвиг ещё раз. Его книга «Уроки отца» была издана в Греции. Получив приглашение для серии выступлений, освоил греческий язык в объёме, достаточном, чтобы в течение часа представлять книгу. На тот момент ему было 86 лет. В 1961 году произошла примечательная история. После премьеры оперы «Повесть о настоящем человеке» в Большом театре, Ансимова пригласили поставить этот спектакль в Праге, в Национальной опере, с дирижёром Зденеком Халабалой (ранее вместе работали над оперой «Укрощение строптивой» в Москве) и сценографом Йозефом Свободой. Они применили новый для оперного театра приём кинематографической разбивки эпизодов: акты были разделены на множество сцен-кадров, каждая имела своё сценографическое решение. В результате чего постановка приобрела динамику.

На премьеру пришёл известный историк культуры, музыковед Зденек Неедлы, у которого с Халабалой было непримиримое профессиональное и человеческое противостояние. Дирижёр был готов устроить бунт, и только присутствие в зале президента страны умерило пыл. Спектакль прошёл успешно. А рано утром Георгия Павловича разбудил телефонный звонок жены Халабалы с просьбой приехать. В полученном ею письме Неедлы выражал восхищение её мужем – великим мастером, который потряс его даром непревзойденного музыканта. Дед помог Халабале написать достойный ответ. Так состоялось примирение двух культурных гигантов. К сожалению, вскоре оба скончались с разницей в несколько дней.

Говоря о культурной дипломатии, необходимо упомянуть о постановке оперы «Война и мир» Прокофьева в Праге сразу после событий 1968 года. Ансимов колебался, но обе стороны настояли на его участии с целью восстановления пошатнувшихся общественных отношений. Он успешно осуществил миссию. Конечно, свою роль сыграли знание языка, прежние связи и талант к осуществлению эффективной коммуникации. Ходили разговоры, что во время поездки Георгий Павлович встречался с опальным Александром Дубчеком. На тот момент это было опасно. Думаю, им двигало желание навести дипломатические мосты… Говорили, Дубчек даже присутствовал на премьере. Это скорее легенда. Дед любил всё, что связано с Чехословакией. Меня больше всего удивляло и даже возмущало, что он болел за их хоккейную сборную! Говорил, ему нравится стиль игры. Других видов спорта это не касалось.

- В 1964 году Г.П. Ансимов на одиннадцать лет покинул Большой театр...

- Переход был фактически вынужденным. Произошли перестановки в руководстве Большого, и министром культуры Екатериной Алексеевной Фурцевой было принято решение назначить Георгия Павловича художественным руководителем и главным режиссёром Московского театра оперетты. Он взялся за дело с неимоверным энтузиазмом. Первым внедрил в репертуар форму мюзикла. Поставил семнадцать спектаклей, в том числе: оперетты «Орфей в аду» Жака Оффенбаха, «Девичий переполох» Юрия Милютина, мюзикл «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна. В сотрудничестве с композиторами Никитой Богословским, Александром Долуханяном, Александром Зацепиным, Вано Мурадели, Андреем Петровым, Тихоном Хренниковым, Андреем Эшпаем и другими была создана своего рода музыкально-драматургическая лаборатория. Не ошибёмся, если скажем, что для театра это были самые звёздные годы.

В 1974 году совместно с Мстиславом Ростроповичем (в качестве музыкального руководителя) поставил, пожалуй, самую известную оперетту «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Незадолго до премьеры Фурцева вызвала Георгия Павловича и распорядилась убрать имя дирижёра с афиш. Причиной послужило письмо Ростроповича в защиту Александра Солженицына, разосланное в ряд изданий, и тот факт, что писатель уже несколько лет жил у него на даче. Ситуация была критическая. Дед всячески пытался отстоять выдающегося музыканта, но тот вскоре выехал за рубеж на длительный срок и фактически не дирижировал спектаклем. Ставшая триумфальной оперетта до сих пор идёт на этой сцене, и в афишах указаны имена обоих её создателей – Ансимова и Ростроповича.

- А.С. Зацепин рассказал мне, как пришёл показать Георгию Павловичу новый мюзикл «Золотые ключи» и предложил в качестве нововведения использовать небольшой эстрадный оркестр и микрофоны. Александр Сергеевич вспоминает: Татьяна Шмыга, как солистка, возражала. Но Ансимов нашёл решение! Он смелый человек…

Г.П. Ансимов на репетиции

- Котёл идей и реализаций бурлил внутри Георгия Павловича постоянно, это было его жизнью. Думаю, у него в голове всегда было одновременно несколько спектаклей. В 1984 году даже выступил режиссёром фильма-оперетты «Весёлая вдова» со звёздными Еленой Образцовой, Светланой Варгузовой, Юрием Веденеевым...

- Выделите основное наследие Георгия Павловича в отечественной культуре?

- Думаю, прежде всего, это ученики – они продолжение, которое живёт, действует, творит. Он вёл педагогическую деятельность более шестидесяти лет. Сделал десять выпусков мастерской. В первую очередь назову народного артиста России Дмитрия Бертмана. Сложилась замечательная линия преемственности: Ансимов, как любимый и основной ученик Покровского, унаследовал от него кафедру в ГИТИСе, пронёс её через весь свой профессиональный педагогический путь, и в 2003 году передал Бертману, продолжая руководить мастерской. Из широко известных ещё: народные артисты РСФСР Лев Лещенко, Владимир Винокур; заслуженные артисты России Николай Петренко, Александр Фёдоров, Марина Калинина; Вера Кононова, Диана Любимова, Мария Плужникова и многие другие.

Дед создал школу, основанную на своём видении прекрасного в театре. Его ученики говорят, что, даже впервые наблюдая работу актёра, по «почерку» могут безошибочно определить воспитанника Георгия Павловича. Они и называют себя «ансимовцами». Ему были одинаково важны как музыкальная, так и драматическая составляющие: чтобы актёр отлично пел и при этом свободно двигался (что не было свойственно классическим формам). Считал, что внешность исполнителя должна соответствовать роли. Любил красоту и лаконичность. До сих пор вспоминаю великолепный мюзикл «Закат» по пьесе Исаака Бабеля на музыку Александра Журбина (1988), поставленный им со студентами ГИТИСа и Николаем Петренко в главной роли.

- Кто был любимым писателем?

- В художественной литературе – Фёдор Достоевский. Вновь перечитал его в зрелом возрасте, хотел ещё раз осмыслить духовный пласт отношений, отражённый в произведениях. А больше изучал театральную литературу. Книга Михаила Чехова постоянно лежала на тумбочке. И конечно, с ним всегда была Библия. Постоянно к ней обращался. Когда деда хоронили, многие пришедшие были поражены присутствием большого количества людей, связанных с духовной сферой.

- На творчестве сказывалось происхождение, православное воспитание?

- Интересный и сложный вопрос. В структуре его личности прослеживались соответствующие ценности и правила. Однако, я бы подчеркнул, что никто (даже из близких людей, не говоря уже о коллегах) не видел внешних проявлений религиозности. Дед не поднимал эту тему, не навязывал. Держал в себе, но всегда перед обедом уходил в кабинет помолиться. В то же время, в социально-философском контексте не раз возвращался к вопросу о том, что лицедейство не одобряется в рамках православного мировоззрения – актёр (в его классическом варианте) примеряет на себя чужую роль. Неважно, происходит это по системе К.С. Станиславского или М.А. Чехова. Возникает дихотомия. По мнению Георгия Павловича, выходом из этого внутреннего конфликта является постоянная работа над собой, безграничное самосовершенствование в искусстве и морали. Считал, что есть вещи, сейчас не популярные, но они должны быть незыблемы. Говорил об этом в книгах, в том числе «Воспитание творца» (2013), и на творческих вечерах в ГИТИСе уже незадолго до ухода.

- Как, являясь в начале жизни фактически изгоем, Георгий Павлович добился успеха?

- Был человеком многогранным, системным, готовым к дискуссиям, развитию и изменениям. Смог скрыть в себе горе и боль, связанные с отцом, и эффективно взаимодействовать с государством, партийными деятелями. Внутри него существовало такое диалектическое противоречие, благодаря чему сумел фантастически реализоваться.

- Думаю, ему помогла безусловная любовь к Отечеству…

- Да. Дед очень интересовался историей и политикой, непременно смотрел новости. Как и многие, иногда слушал по радио западные голоса (не потому, что был диссидентских взглядов, а для полноты картины). Мы с удовольствием и откровенно, даже философски, обсуждали социально-политические темы. В его представлении не было черно-белой картинки. Не давал резких оценок в общечеловеческих вопросах, был взвешен, старался изучать и трактовать проблемы многосторонне. Я абсолютно уверен, сегодня он полностью поддерживал бы стратегию и действия нашего государства.

- Что думал о роли церкви в современной России?

- Понимал, что функциональное значение религиозных институтов в обществе должно быть серьезным. Размышлял, как правильно взаимодействовать в рамках многоконфессиональной страны, какое у церкви в идеале должно быть место в государственном управлении, как это возможно лучше осуществить, правильно ли, что церковь стала растворяться в обществе, упростилась, или необходимо, чтобы она оставалась «над» обществом, сохраняла внутреннюю духовную практику. В 2011 году по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Георгий Павлович стал членом Патриаршего Совета по культуре.

- Вы занимаетесь публикацией книг Георгия Павловича…

- В первую очередь переиздал «Уроки отца». Этот основной труд пользуется большой популярностью. Год назад вышла книга, над которой мы всей семьей работали в течение десяти лет. Она названа, как и мемуары Георгия Павловича, – «Я из духовенства». Вновь издано учебное пособие «Режиссёр в музыкальном театре», адресованное как специалистам, так и всем, кто интересуется театром.

- Что Георгий Павлович находил главным в искусстве?

- Творческий процесс. Был уверен, что творчество без влюбленности – скудное ремесленничество. Любовь делает человека озарённым. Необходимо постоянно находиться в потоке, быть наполненным. И студентов ругал, если не чувствовал их внутреннего желания быть сотворцами. Считал, мало иметь дарование, необходимо знать, что ты хочешь сказать своим искусством, зачем ты пришёл.

 

Беседу вела Ирина Иванова

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати