«Быть врагом Америки может быть опасно, но быть другом Америки смертельно опасно». Однажды эту фразу изрёк многомудрый Генри Киссинджер. Надо признать, покойный гуру американской внешней политики в своём откровении исключительно точно уловил тот традиционный вашингтонский подход, который сегодня демонстрируется в полной мере во взаимоотношениях США со своими европейскими союзниками. Многие из них в своей отчаянной вере в былую солидарность с американцами, похоже, никак не могут расстаться с иллюзиями и принять понимание того, что прошлые времена ушли, и такие лидеры, как Дональд Трамп, готовы строить «величие Америки» на любых фундаментах, даже если пойдёт речь о руинах столь преданного трансатлантизму Евросоюза.
Сегодня Трамп, как и во время своего первого президентства, вновь требует от ЕС присоединиться к его противостоянию с Китаем и объявить Пекину санкционную и торговую войну. И, судя по многим признакам, вполне всерьёз рассчитывает на согласие Брюсселя. Но насколько это вообще реально? Казалось бы, ответ очевиден - нет. Ведь не перевелись же ещё в Европе разумные головы, понимающие, что втягивание стран ЕС в американо-китайское перетягивание каната может иметь для них очень печальные последствия. Пресса прямо трубит, что в этом случае просто произойдёт «самоубийство» Евросоюза, экономика которого слишком сильно зависит от партнерства и торговли с Китаем. На кону – сотни миллиардов евро и товарное обеспечение практически всех жителей Старого Света. Как иронично заметил один из экономистов, сейчас даже почти все трусы на европейцах – китайские. Ну, все - не все, но на долю Китая приходится около 21 процента всего импорта ЕС – факт впечатляющий. Евросоюз и Китай являются сейчас столь крупными экономическими партнерами, что объем их торговли оценивается в 2,3 миллиарда евро в день. В день! А сам Китай остаётся важнейшим рынком для европейского экспорта. Благополучие целых отраслей — от немецких автопроизводителей до французских виноделов и итальянских модных домов — зависит от этой страны. И всем эти пожертвовать?
Ясно, что столкновение лбами с КНР, к которому подбивает президент США, неизбежно отразится для ЕС на собственных экспортёрах и инвесторах на китайском рынке. Пекин со своей стороны уже упреждающе продемонстрировал, что не будет стесняться жёстко отвечать на любое давление со стороны Брюсселя. Официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на прошлой неделе заявил, что Китай даст решительный ответ и будет защищать свои интересы и безопасность, если они пострадают. Для Брюсселя это как раз та дилемма, когда атлантическая солидарность и здравый смысл должны быть поверены с высокой математической точностью – какая чаша весов реально перевешивает? И первая реакция из Брюсселя, которую разнесли мировые информагентства, вполне логична - ЕС отказался поддержать требование Трампа о супервысоких пошлинах против Китая. Со ссылкой на неназванных «высокопоставленных представителей» Евросоюза об этом, в частности, сообщило агентство AFP. Как они пояснили AFP, идея введения 50% или 100% пошлин на китайский импорт за покупку российских энергоресурсов «не соответствует практике ЕС».
Тем не менее Трамп упорно рассчитывает, что эта дилемма в Брюсселе рано или поздно будет решена к выгоде Вашингтона. И впрямь - слишком уж много накопилось примеров в прошлой практике руководства ЕС, когда здравый смысл оказывался за бортом, а политика подминала под себя экономику. Достаточно вспомнить о до сих пор кипящих страстях вокруг торгового соглашения ЕС-США, которое в июле подписала с Трампом в Шотландии глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и которое в Европе называют не иначе как капитуляцией ЕС перед любителем сделок вопреки изначально принятой Еврокомиссией линии на соблюдение норм ВТО. Тогда пресса резюмировала, что фон дер Ляйен - легкая жертва манипуляций Трампа.
Точнее сказать, у Трампа есть своё «секретное» оружие, этакая «дудочка крысолова», которая хорошо срабатывает сегодня на безудержную европейскую русофобию. Ставка «крысолова» – на убежденность ЕС в том, что в украинском вопросе Пекин, вопреки его официальным заявлениям, отнюдь не нейтрален и на деле оказывает России различную помощь, не говоря уже о закупках нефти и газа, поддерживающих российскую экономику. И мысль о наказании за это китайцев постоянно витает в высоких европейских инстанциях. Тут-то президент США и ищет поддержку, внушая тезис, что как раз через давление на Пекин воздействие на Россию будет самым эффективным для урегулирования конфликта на Украине. Тем не менее, на сентябрьской встрече министров финансов стран G7, несмотря на «полное согласие» относительно необходимости оказать давление на Россию и поддержать Украину, сторона ЕС воспротивилась требованиям Трампа о введении пошлин в отношении Китая. «Мы открыты для всего этого, но с другими инструментами», — сообщил официальный представитель одной из стран G7. ЕС, мол, предпочитает активнее применять меры адресного экспортного контроля в отношении китайских компаний, например, тех, которые продают военные технологии России, и целевые санкции против них, а не всеобъемлющие пошлины.
Кроме того, многие дипломаты и политики в ЕС, зная ненадёжную репутацию Трампа, сомневаются в его обещаниях ввести жёсткие санкции против Москвы, если Брюссель всё-таки пойдёт на самоубийственные шаги и начнет ужесточать меры в отношении Китая. Как пишет Politico, они больше усматривают в этом заведомо невыполнимые условия, уловку, призванную переложить вину на европейских союзников за неспособность-де предпринять жёсткие меры, необходимые для прекращения войны. «Президент Трамп не скрывает готовность Вашингтона использовать уязвимость Европы для собственной геополитической выгоды», — цитирует издание мнение министра энергетики Литвы Жигимантаса Вайчюнаса.
Тем не менее именно после согласования с Вашингтоном в свежий, 19-й, пакет антироссийских санкций Евросоюза были включены меры против ряда китайских организаций и банков. Но на этом пути Европа, по сути, волей-неволей всё активнее начала втягиваться в торговый конфликт между двумя великими державами. И это произошло даже не при согласовании 19-го пакета, а намного раньше. Почва для этого есть. Принятый в ЕС сдерживающий подход к Китаю как к важному экономическому партнёру, но одновременно – как к конкуренту и системному сопернику уже привёл к заметному охлаждению европейско-китайских отношений. Обострившееся в мире экономическое соперничество только рельефнее оттеняет этот процесс. Достаточно напомнить о прошлогодних драконовских пошлинах на европейском рынке в отношении китайских электромобилей или упреки Брюсселя в нечестной конкуренции в адрес Пекина по поводу поступающих в ЕС других товаров из Поднебесной, существенно субсидируемых государством. Мы уже сообщали, что со своей стороны Китай резко понизил объём инвестиций в Европу и сделал ставку на новую стратегию с точечными вложениями в строительство новых предприятий в странах, которые он считает для себя «комфортными», вроде Венгрии. Как выявили аналитики крупнейшего немецкого исследовательского центра по Китаю MERICS (Mercator Institute for China Studies) и консалтинговой компании Rhodium Group, сегодня китайские инвестиции в Европу находятся на самом низком уровне за последние почти полтора десятилетия.
Китайско-европейские пикировки тем временем продолжаются. Например, Европейская прокуратура (ЕППО) 15 сентября провела масштабную конфискацию китайских товаров в крупнейшем греческом порту Пирей. Были конфискованы аж 2435 грузовых контейнеров! В основном они были заполнены электровелосипедами, текстилем и обувью, и это стало крупнейшим изъятием контейнеров в истории ЕС. В ЕППО заявили, что ввезённые товары мошеннически декларировались лишь частично и по фальшивым документам, чтобы обойти антидемпинговые пошлины, применяемые к китайскому импорту. Пока что греческие власти открыли лишь ограниченное количество контейнеров, но стоимость содержимого оценивается в 250 миллионов евро. Начальный этап расследования показал, что в среднем декларировалось лишь 10–15% электровелосипедов в контейнере. По самым скромным подсчётам, ущерб бюджету ЕС только от этих велосипедов оценивается в 25 млн евро неуплаченных таможенных пошлин и 12,5 млн евро убытков от НДС. Ряд таможенников порта арестованы. СМИ подчеркивают, что контрольный пакет акций порта Пирей принадлежит китайской государственной компании COSCO.
Этот криминальный пример только подогревает антикитайскую риторику в ЕС, но вряд ли может всерьёз обеспокоить Пекин. Куда острее в КНР отреагировали на недавнее закрытие границы Польши во время совместных военных учений России и Беларуси «Запад-25», из-за чего среди прочего полностью прервались железнодорожные грузоперевозки между Китаем и ЕС. Их объем ежегодно составляет 25 миллиардов евро, и, что особенно важно, закрытие границы затрагивало торговый маршрут, по которому перевозится 90 процентов железнодорожных грузов между Китаем и ЕС. Однако то, что было объявлено временной мерой, затем выглядело бессрочным: Варшава со ссылкой на «озабоченность безопасностью польских граждан» даже по окончании учений открывать границу не спешила и объявила, что «движение будет восстановлено, как только граница станет полностью безопасной». Для выяснения ситуации в Варшаву срочно прилетал министр иностранных дел КНР Ван И, где провел переговоры со своим коллегой Радославом Сикорским. Ещё до визита Ван И в Пекине выразили надежду в обеспечении Польшей бесперебойности перевозок, подчеркнув также, что железнодорожный экспресс «Китай-Европа» является «флагманским проектом» в сотрудничестве Китая как с Польшей, так и с ЕС. В ответ поляки объяснили гостю, что логика торговли» пока уступает место «логике безопасности». И лишь в ночь на 25 сентября границу всё-таки разблокировали.
Примечательно, что в этой ситуации в Варшаве вспомнили о США. «Я почти уверен, что Вашингтон более чем рад закрытию этих перевозок — по крайней мере, временному — поскольку США оказывают давление на Европейский Союз, требуя введения дополнительных пошлин на поставки российской нефти и газа в Китай», — процитировало издание Politico мнение Пётра Кравчика, бывшего главы Службы внешней разведки Польши. «Я также совершенно уверен, что американцы радуются и поддерживают польское правительство».
Тем временем, не оставляя попыток крепко столкнуть Евросоюз и Китай, Соединенные Штаты одновременно занялись продлением своего тарифного перемирия с Пекином, о чём сообщил глава минфина США Скотт Бессент. И это ещё до личного разговора Дональда Трампа и Си Цзиньпина 19 сентября, который, как сообщалось, прошел «позитивно» и «конструктивно». А далее - намеченная личная встреча лидеров на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в конце октября — начале ноября в Южной Корее. И если стороны договорятся там о позитивных компромиссах, то в самом невыгодном положении, потеряй Брюссель выдержку и прояви слабость, оказался бы именно он.
Между тем совершенно очевидно, что противостояние между США и Китаем уже довольно чётко проявляется как борьба за центральную роль в возможном новом мировом порядке. В этой ситуации попытки Соединённых Штатов добиться промышленного и технологического ослабления или «торможения» Китая неизбежно не станут ограничиваться любыми компромиссами, и Вашингтон всячески будет продолжать подталкивать ЕС, равно как и других своих ближайших союзников, на торговую и экономическую конфронтацию с Пекином. Удастся ли, в конце-концов, хозяину Белого дома серьёзно поссорить Евросоюз с Китаем? Нынешние европейские политические тренды, похоже, не дают сейчас оснований для такого поворота. Но и полностью исключить его тоже нельзя. По крайней мере, пока Дональд Трамп склонен поиграть на своей «дудочке крысолова».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs