В Японии 11 сентября стартовали масштабные совместные с США военные учения Resolute Dragon, в ходе которых впервые будет развернут новый американский ракетный комплекс средней дальности Typhon. С территории Японии эти комплексы могут нанести удар по территории Китая и России. И хотя в посольстве Японии в РФ заверили, что эта система по окончании маневров будет вывезена с территории страны, Москва в любом случае будет считать действия Японии и США враждебными, заявили в МИД РФ. Помимо этого дополнительные санкции в отношении 14 физических и 48 юридических российских лиц были введены Японией 12 сентября.
На этом фоне в Японии началась предвыборная кампания после ухода со своего поста 7 сентября премьер-министр Японии Сигэру Исиба председателя Либерально-демократической партии (ЛДП) Японии, который он занимал с сентября прошлого года. Это означает и его отставку с должности премьер-министра Японии после выборов нового партийного лидера, которые должны завершиться в октябре. Его решение было вполне ожидаемым с точки зрения давно устоявшихся традиций японской внутренней политики. В японском политикуме считают главной задачей премьера обеспечение успеха возглавляемой им партии на парламентских выборах, при этом высшие бюрократы и связанные с ними партийные функционеры особо не позволяют премьеру и его министрам вмешиваться в текущие государственные дела. Под руководством С. Исибы ЛДП потерпела сокрушительное поражение стразу в двух парламентских выборах (нижняя и верхняя палаты).
В ситуации, когда правящая коалиция ЛДП и партии Комэйто теперь формирует правительство «парламентского меньшинства», новому председателю ЛДП будет необходимо заручиться поддержкой оппозиции для занятия кресла премьер-министра.
С. Исиба, комментируя своё решение, заявил следующее: «Я всегда говорил, что не намерен держаться за эту должность и приму решение об отставке в надлежащий срок после того, как сделаю то, что необходимо. Теперь мне пришла пора уйти в отставку, поскольку переговоры с США по тарифам подошли к концу, и я решил передать эстафету следующему»[1]. Здесь С. Исиба лукавит. Он сильно тянул со своей отставкой, надеясь каким-то невероятным образом остаться в премьерском кресле. Возможно, он надеялся, что коллеги по партии оценят установившуюся у него «особую химию» в отношениях с Дональдом Трампом или, вообще, посчитают, что в текущей международной обстановке «коней на переправе» лучше не менять.
Обиду С. Исибы можно понять, его личной вины в обрушившихся на ЛДП «бедствиях» нет. При его предшественнике (Фумио Кисида) репутация ЛДП в глазах избирателей, членов местных партийных организаций была разрушена скандалами, связанными с масштабными финансовыми махинациями. Шансов на быстрое восстановление доверия к ЛДП практически не было. Причастность партийных тяжеловесов к истории с «чёрными кассами» стала «чёрной меткой» в глазах избирателей. Однако, терять места в парламенте они не хотели, «снежный ком» из интриг и скандалов продолжил расти.
Некоторые надежды в ЛДП были связаны с популярностью С. Исибы в местных партийных структурах, особенно в провинции. Да и сейчас персональных претензий к нему у рядовых японцев скорее нет. Им импонирует его «несистемность», искренность и прямота. Впрочем, и «деревенским увальнем» в политике он не выглядит. С. Исиба занял премьерское кресло, имея опыт работы на постах министра обороны (2007-2008 годы), министра сельского хозяйства (2008-2009 годы), министра по делам борьбы с сокращением численности населения и оживления местной экономики (2014-2016 годы). А ещё раньше, в 2002-2004 годах, возглавлял Управление национальной обороны (позднее было переименовано в Министерство обороны). Тогда на этом направлении ему удалось обеспечить участие Японии в совместной с США разработке противоракеты SM-3 Block IIA (уже принята на вооружение в США, будет и у Сил самообороны Японии), он также поспособствовал первой в истории Японии отправке небольшого контингента Сил самообороны за рубеж без санкции Совбеза ООН (Ирак, 2003 год). Военная тематика является сферой его особых интересов С. Исибы. Во многом благодаря усилиям его правительства Япония победила в августе этого года в тендере на поставку 11 фрегатов Могами (Mitsubishi Heavy Industries) для Королевских ВМС Австралии (8 кораблей будут построены на австралийских верфях). Хотя ранее Япония уже поставила радары для Филиппин, в это раз намечается очень крупная по масштабам международного рынка вооружений сделка. Для Японии это не просто возможность «дать заработать» своему ОПК. В случае успеха дальнейших переговоров по заключению контракта и его благополучной реализации, сделка будет способствовать укреплению японо-австралийского стратегического партнёрства[2] в военной сфре.
При этом одной из причин его победы на прошлогодних выборах главы ЛДП стала его относительная «рукопожатность» для руководства Южной Кореи, в отношениях с которой к тому времени образовался положительный для Токио и Вашингтона тренд. Этот момент сохраняет актуальность и сегодня. При этом один из вероятных «фаворитов» будущей избирательной кампании, госпожа Санаэ Такаити (64 года) имеет репутацию неформального лидера «ястребиного крыла» внутри ЛДП, известна своим интересом к посещению храма Ясукуни – синтоистского святилища, ставшего для соседей Японии одним из символов японского милитаризма.
Уже известны «контрольные точки» будущих выборов. Первый тур голосования на выборах лидерах ЛДП состоится 22 сентября, а окончательное голосование состоится 4 октября. Ответственные за организацию выборов представители ЛДП подчёркивают, что новый лидер будет выбран в результате максимально широкого голосования, местные ячейки партии и ее парламентарии будут иметь одинаковый вес в первом туре, что даст преимущество кандидатам, пользующимся высокой популярностью у рядовых членов партии.
Кандидаты будут бороться в общей сложности за 590 голосов — одна половина из этого количества закреплена за действующими депутатами от ЛДП обеих палат парламента, а другая - пропорционально распределена между префектуральными отделениями. После всех скандалов партия пытается выглядеть максимально пристойно. «Мы должны сделать эту гонку за лидерство перезагрузкой для партии, новым шагом, чем-то, что будет убедительным как для партии, так и для страны в целом», — заявил журналистам во вторник председатель комитета выборам председателя ЛДП Итиро Айсава (ранее был и председателем Парламентской ассоциации российско-японской дружбы)[3].
Что касается списка кандидатов, то особой интриги здесь не предвидится. Он будет в значительной степени состоять из политиков, проигравших на прошлых выборах. Пока Тосимицу Мотэги (69 лет), генеральный секретарь ЛДП, является единственным кандидатом, который официально объявил о своем намерении баллотироваться. Ожидается, что генеральный секретарь кабинета министров Ёсимаса Хаяси также вступит в гонку. Его считают членом «команды» Фумио Кисиды, который имеет значительное влияние в «верхах» ЛДП. Голосование в первом туре, однако, может сработать против них. На прошлогодних президентских выборах из 368 голосов, отданных префектурным отделениям партии, Т. Мотэги и Ё. Хаяси получили 13 и 27, соответственно.
Основная интрига связана с участием в выборах «финалиста» прошлой кампании Санаэ Такаити и молодого (по японским политическим меркам) министра сельского хозяйства Синдзиро Коидзуми (44 года), сына Дзюнъитиро Коидзуми – одного из наиболее известных премьер-министров и харизматичных политиков послевоенной Японии. Эти кандидаты заняли, второе и третье место на прошлых выборах
В недавнем опросе частной телекомпании JNN равная доля респондентов — 19,3% выбрали С. Коидзуми и С. Такаити в качестве своих главных кандидатов на пост следующего премьер-министра. Эти две персоны имеют значительное преимущество перед другими. К «уязвимостям» С. Такаити можно отнести принадлежность к «слабому» полу, а также риск трений в отношениях с Сеулом, у С. Коидзуми – это недостаточно солидный по японским меркам возраст.
Еще один кандидат в президенты 2024 года, Такаюки Кобаяси, также будет находиться под пристальным вниманием наблюдателей. У него, как и у С. Такаити в послужном списке должность «министра экономической безопасности». Эта должность ассоциируется в Японии с «силовым флангом» политиков и бюрократов, оба этих кандидата соответствуют набирающему тренду в Японии запросу на изоляционизм и жёсткость во внешней политике.
Помощник Президента России, председатель Морской коллегии Н. Патрушев в одном из недавнем интервью отметил эту тенденцию, заявив, что «сдвиг от пацифизма к реваншизму, который происходит в самосознании граждан Японии, может стать угрозой для России»[4].
А что касается возможного влияния результатов выборов на отношения с Россией в целом, то, здесь, пожалуй, очень осторожные ожидания могут быть связаны с Коидзуми-младшим. При его отце отношения Японии с Россией развивались в целом конструктивно (хотя были и «острые углы»), с Владимиром Путиным они находили общий язык, а преемственность взглядов в японских политических династиях тоже является сильной традицией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/ru/news/20250907_11/
[2] https://flotprom.ru/2025/%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F5/
[3] https://www.japantimes.co.jp/news/2025/09/09/japan/politics/presidential-election-schedule/?utm_source=pianodnu&utm_medium=email&utm_campaign=72&tpcc=dnu&pnespid=5rasy5vb5vpwplqjtrd_tkem9a8y_xvonvqjqvau4xwvy47r0wxyofgrtho9f2w.02hsgb4
[4] https://lenta.ru/news/2025/09/02/patrushev-raskryl-ugrozu-dlya-rossii-so-storony-yaponii/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs