Кёльн, Бонн, Дюссельдорф, Дуйсбург, Мюнстер, Эссен и ряд других известных городов Рейнланда и Рура были в минувшее воскресенье, 14 сентября, в фокусе повышенного внимания жителей Германии – там проходили выборы в парламент крупнейшей земли страны – Северного Рейна-Вестфалии (NRW). Кроме того, 13,7 миллионов граждан, приглашенных к избирательным урнам, голосовали также за новые городские и муниципальные советы, мэров городов и глав администраций округов этого самого густонаселённого и самого индустриального региона. NRW — срез Германии в уменьшенном формате, здесь живёт каждый пятый её гражданин (свыше 18 млн. чел.). В регионе представлены как крупные города, так и сельские районы, как мощная промышленность и сфера услуг, так и сельское хозяйство. Примерно каждый четвертый житель имеет миграционные корни, как и в целом по Германии.
В мире немецкой политики этим выборам традиционно придаётся особое значение как важнейшему барометру общественных настроений немцев и реальной проверке на прочность позиций основных политических партий ФРГ. Не случайно пресса окрестила Северный Рейн – Вестфалию тестовым полигоном федеральных выборов в бундестаг. И хотя, конечно, до этого события ещё далеко, волнений среди политиков предостаточно – в стране в последние годы слишком нестабильная обстановка.
На сей раз главный момент был в том, что выборы в NRW – первые после формирования весной новой правящей коалиции консерваторов и социал-демократов и прихода к власти федерального канцлера Фридриха Мерца. И потому – весьма важный для них экзамен. По всем общенациональным опросам последних месяцев чёрно-красная коалиция и правительство Мерца теряли популярность у немцев на фоне подросшего рейтинга дышащей им в затылок оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). И именно в Северном Рейне-Вестфалии, где всегда прежде были сильны позиции традиционных партий – ХДС и СДПГ, известные социологические службы предсказывали значительный успех правым. Причём, предсказывали настолько дружно, что не на шутку встревожили официальный Берлин. Как отмечала Die Zeit, канцлер Фридрих Мерц пытался приглушить ожидания формулой «коммунальные выборы — это коммунальные выборы», но тут же признал: любой итог будет прочитан как «локальный факт с федеральной акустикой». И здесь не поспоришь, ведь это единственные крупные выборы с последующей длинной паузой в федеральном политкалендаре до будущего года, а потому любые властные перемены в Руре и Рейнланде надолго отзовутся по всей стране.
Скажем сразу, партии правящей коалиции пока сохранили лидирующие позиции. Согласно обнародованным сегодня утром предварительным результатам, наибольшая часть избирателей NRW – 33,3% высказали доверие ХДС, за ней следует СДПГ с 22,1%. Но оппозиционная АдГ уже на третьем месте – с 14,5%. «Зелёным» доверились 13,5%, 5,6% — Левой партии и 3,7% — СвДП. Как видим, АдГ заметно прибавила и, по сравнению с прошлыми земельными выборами 2020 года, фактически утроила свой результат (тогда 5,1%). А вот СДПГ понесла с того периода потери (-2,2%). Но самые болезненные потери у партии «Зелёные» (-6,5%).
Наиболее заметные перемены связаны с ситуацией в рабочем Рурском регионе, традиционном оплоте социал-демократов, где АдГ как раз и потеснила их позиции. Регион долго считался неблагоприятной почвой для правых, но усугубившиеся проблемы индустриального пояса и высокая миграционная перегруженность постепенно меняют местную политическую карту. Стареющие индустриальные кластеры, пустующие промзоны, новые агломерации, рекордная муниципальная нагрузка и высокая аренда жилья требуют быстрых, а не декларативных решений. «Проблема миграции здесь также остра. Фактически, во многих городах есть кварталы, где в основном проживают женщины-мигранты и мигранты из Восточной Европы. Мафиозные организации переправляют людей из Болгарии или Румынии в Рурскую область, размещают их в полузаброшенных домах, пользуются пособиями «бюргергельд» и социальной помощью этих иммигрантов», - отмечалось в одном из телерепортажей.
Именно здесь, на коммунальном уровне, большая политика должна превращаться в малые дела. Запрос избирателя прост и понятен: решения политиков должны ощущаться в повседневности — на уровне транспортных сообщений, цен в магазинах, очередей к врачу и коммунальных трат, личной защищенности людей. Именно здесь прощупывается нерв «большой» политики. Как отмечает Tagesspiegel, аналитики фиксируют роста потенциала АдГ как раз там, где экономическая нестабильность переплетается с вопросами социальной безопасности — особенно в таких рурских городах, как Гельзенкирхен и Дуйсбург. Здесь потеря рабочих мест, рост арендных ставок и страх перед социальной маргинализацией становятся питательной средой для протестного голосования.
Интрига выборов была связана с вопросом, возьмет ли «Альтернатива» и сколько «титульных» постов на малых этажах управления в проблемных зонах Рура — кресел обер–бургомистров или ландратов? Этих данных в полном объёме пока нет. Но известно, что в Дуйсбурге и Гельзенкирхене кандидаты от АдГ на пост мэра получили второе место по количеству голосов после кандидатов от СДПГ. В Хагене кандидат от АдГ оказался чуть позади кандидата от ХДС. В этих трёх городах ожидается второй тур выборов с участием «альтернативщиков». Вообще, во многих местах весь расклад решит, вероятнее всего, второй тур голосования. Во всяком случае на выборах в муниципальные советы АДГ участвует в 60 процентах муниципалитетов. Пятипроцентного барьера нет: можно малыми силами взять мандаты и менять расклады в советах. Эксперты задаются вопросом, способна ли АдГ превратить там, где они преуспели, спонтанный всплеск недовольства электората в долгосрочный ресурс власти? Для «Альтернативы» нынешние выборы опять не обошлись без скандального флёра, но на этот раз сдобренного конспирологией. Так уж случилось, что в преддверии решающих дней в Германии умерли за короткий срок 16 оппозиционных политиков, 7 из них — члены АдГ. Возраст: от 42 до 80 лет, причины разные: болезнь, самоубийство, инфаркт. Полиция исключает внешнее воздействие и несчастные случаи. Однако в ряде городов NRW, где некоторым из них предстояло баллотироваться, пришлось срочно перепечатывать и менять бюллетени, а голоса, поданые по почте, объявить недействительными. Это тут же породило конспирологические слухи о том, что власть причастна к смертям «альтернативщиков» и ведёт нечестную борьбу.
Подогрел обстановку и Илон Маск, с присущей ему бесцеремонностью вмешавшийся в предвыборную агитацию. В своём блоге X он написал: «Либо Германия голосует за «Альтернативу для Германии», либо Германии конец». Причина: так называемое «Соглашение о справедливости» в Кёльне, в котором ХДС, СДПГ, «Зелёные», СвДП, Левая партия и ещё ряд других обещали говорить об иностранцах, просителях убежища и беженцах только положительно. «Альтернатива для Германии» в традициях брандмауэра была исключена из соглашения и не получила права подписать его. Маск посчитал это цензурой. Кёльнские партии не согласились: речь, мол, идёт о справедливости, а не о запретах.
Для христианских демократов итоги выборов можно признать успехом, поскольку они смогли удержать рейтинг почти на уровне 2020–го (-1%). И это несмотря на серьезные претензии немцев в целом к возглавляемому ХДС/ХСС федеральному правительству. Так, самый свежий общенациональный опрос DeutschlandTrend для телеканала ARD, проведенный в начале сентября показал, что только 22% избирателей Германии удовлетворены работой кабинета министров канцлера Мерца. Но на земельном уровне NRW картина выглядит несколько лучше. Во многом это связано с личной популярностью премьер-министра Северного Рейна – Вестфалии Хендрика Вюста (ХДС). Он смог продемонстрировать, что под его руководством ситуация в крупнейшей земле сохраняет стабильность независимо от перепадов настроения в стране, наблюдающихся с момента назначения Мерца канцлером. Результат, вероятно, укрепит лагерь Вюста внутри ХДС. Наряду с премьер-министром Шлезвиг-Гольштейна Даниэлем Гюнтером Вюст принадлежит к числу тех членов ХДС, которые придерживаются доктрины, согласно которой партия, скорее всего, найдёт поддержку избирателей, придерживаясь позиции в политическом центре. Выборы подтвердили, что земельный парламент останется под контролем консерваторов с той лишь разницей, что они, вероятно, задумаются о новом партнёре по коалиции. До сих пор ландтаг NRW христианские демократы контролировали в альянсе с «зелёными», но теперь, возможно, их заменят, как и на федеральном уровне, социал-демократы. Хотя не исключен теперь также и вариант тройственной коалиции.
При всех потерях в СДПГ считают, что результат был не таким плохим, как ожидалось, - прокомментировала выборы сопредседатель СДПГ Бербель Бас. «СДПГ проиграла, но отделалась синяком под глазом», - отметили СМИ. Но многие политические эксперты настроены менее благодушно, они считают ситуацию для социал-демократов в рабочем Руре, как и в земле в целом, просто супертревожной, обращая внимание на многолетний тренд падения доверия к СДПГ там, где всегда была её опора. Цифры говорят сами за себя. В 2014 году рейтинг СДПГ в Северном Рейне — Вестфалии составлял 31,4%. В 2020 году он составил всего 24%. Сегодня, в 2025 году, он продолжает падать, достигая исторического минимума. «Для СДПГ речь идёт не только о потере голосов; партия переживает кризис смысла. Местные выборы в Северном Рейне-Вестфалии — ещё один тревожный сигнал. Если СДПГ не удастся вернуть себе своих основных избирателей, её фибрилляция желудочков грозит перерасти в политическую остановку сердца», - констатирует Handelsblatt.
Общая картина выборов в NRW как первый серьезный региональный тест эффективности правящего на федеральном уровне альянса ХДС/ХСС-СДПГ показывает, что Берлину есть над чем задуматься – слишком много тревожных сигналов для правительства Мерца послали немецкие избиратели. Несмотря на локальную направленность голосования, вопросы федеральной политики (миграция, цены на энергоносители, инфляция, безопасность) сыграли важную роль. ХДС лидирует, но успех «Альтернативы для Германии» явно омрачает ликование партии канцлера. Исторически высокий результат АдГ свидетельствует о растущем недовольстве традиционными партиями. «Подъём крайне правых должен стать для всех нас сигналом тревоги: миграция, связанная с бедностью, злоупотребления социальными пособиями и слишком частые неудачи в интеграции не должны быть табу. Мы должны наконец решить эти проблемы, приняв конкретные решения», – признал лидер фракции ХДС/ХСС в бундестаге Йенс Шпан. Незадолго до выборов Мерц заявил, что сделает выводы из голосования по федеральной политике.
Стало ещё более очевидно, что от «канцлера иностранных дел», излишне увлёкшегося международными коалициями и украинскими проблемами, избиратели ждут, когда он, наконец, обратит внимание на обострившиеся внутригерманские задачи и приступит к обещанным социально-экономическим реформам. Людям нужна конкретика, та самая способность решать насущные жизненные проблемы, которая оказывается важнее любой геополитической риторики. «Альтернатива для Германии» добилась значительного прогресса, получив 14,5% голосов. Этот показатель пока ниже её общенационального рейтинга, но этот рейтинг при продолжении текущей политики Берлина может снова вырасти в дальнейшем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs