ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Торговое соглашение ЕС-США в Европе поставили под вопрос?

11:51 09.09.2025 • Валерия Беляева, журналист

Рамочное торговое соглашение ЕС-США, достигнутое Дональдом Трампом и главой Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен в конце июля в Шотландии, рискует превратиться в бесполезный документ о несостоявшемся плохом компромиссе. Европейцам это соглашение не понравилось сразу, и только ленивый тогда не высказал своего возмущения теми значительными и неравноправными тарифными уступками американцам, на которые вынужден был пойти Брюссель под давлением президента США. На Еврокомиссию и Евросовет посыпались обвинениями в том, что они сдались Вашингтону, не использовав экономический вес ЕС как рынка с 450 миллионами человек, чтобы ответить на агрессивную переговорную тактику Трампа. Многие политики и лидеры бизнеса уже в тот момент дали понять, что этого так не оставят и будут бороться, поскольку подпись фон дер Ляйен – это ещё не конец истории. Помимо этого возник вопрос – имеет ли право Брюссель, как наднациональная структура, диктовать странам-членам ЕС свои условия в энергетической и коммерческой сферах, с чем некоторые явно не согласны.

 Буза постепенно закипала, и вот её первый громкий выплеск - со стороны Европарламента. Вторая по величине в ЕП фракция социалистов и демократов (S&D) публично отвергла сделку с Трампом. «Мы решительно выступаем против этого соглашения», — заявила прессе лидер S&D Ираче Гарсия Перес. Напомним, что в соответствии с документом большая часть экспорта из ЕС подпадает под действие всеобъемлющего 15-процентного тарифа США. Для выполнения своей части сделки ЕС должен принять закон об отмене всех пошлин на американские промышленные товары, включая 10-процентные пошлины на американские автомобили, а также облегчить доступ на еврорынок для некоторых видов заокеанской сельскохозяйственной продукции и морепродуктов. Теперь позиция социалистов весьма существенно осложняет попытки Урсулы фон дер Ляйен сформировать большинство для ратификации документа, что может ввергнуть трансатлантические торговые отношения, которые вроде бы начали налаживаться, в состояние хаоса. Кроме того, демарш со стороны социалистов также означает наметившийся раскол с правоцентристскими союзниками фон дер Ляйен – Европейской народной партией (ЕНП), которые поддерживают соглашение и прежде тесно сотрудничали с С&Д в продвижении ключевых брюссельских инициатив. И это также в тот момент, когда руководство ЕС пытается представить сделку с Трампом как акт сохранения атлантического единства на фоне действий Москвы.

Между тем пресловутое атлантическое единство продолжает трещать по швам. Сам Трамп ещё подлил масла в огонь, когда недавно пригрозил наказать новыми пошлинами те страны ЕС, которые вводят «дискриминационные», по вашингтонским меркам, правила и налоги в цифровой сфере в отношении американских компаний. Имеются в виду не имеющие аналогов в США правовые акты Евросоюза, регулирующие деятельность IT-компаний - Закон о цифровых услугах и Закон о цифровых рынках. Американцам они не нравятся, поскольку вводят серьёзный контроль за их деятельностью в европейском пространстве, а Вашингтон требует здесь для себя преференций.  Брюссель пока упирается.

Очередная угроза Трампа вызвала у европейцев новую волну раздражения. «Трамп воспользуется любым проявлением слабости, чтобы обострить торговую войну», — считает Перес. Испанка призвала дать отпор его запугиваниям и использовать самый мощный защитный инструмент Европы в торговле — «механизм ЕС против принудительных мер», разработанный в конце 2023 года. (До сих пор механизм не применялся, но Евросоюз выработал его для использования в возможных будущих конфликтных ситуациях. Если ЕС решит, что действия Трампа равносильны «экономическому принуждению», Брюссель будет иметь законные полномочия принять ответные меры широкого спектра - как торговые тарифы, так и другие рестрикции или ограничения на американский экспорт, а также инвестиции или госзакупки). Своим заявлением Гарсия Перес по сути поддержала критику торгового соглашения с США, высказанную другой видной представительницей социалистов Терезой Риберой, исполнительным вице-президентом Европейской комиссии. Заместитель фон дер Ляйен, курирующая в Еврокомиссии политику конкуренции, заявила Financial Times, что ЕС должен быть готов выйти из соглашения, если Трамп станет воплощать в жизнь свои угрозы относительно европейского регулирования технологий. «Мы не можем подчиняться воле третьей страны», - подчеркнула Рибера. По её словам, на карту поставлен суверенитет ЕС. «Это совершенно очевидно, и мы будем это защищать», — сказала она. «Мы не можем играть с нашими ценностями только ради того, чтобы угодить чужим интересам». Она также ясно дала понять, что ЕС не будет задерживать расследования в отношении американских технологических гигантов, таких как X Илона Маска. «Американские технологические компании получают большую прибыль от этого рынка, но они подчиняются тем же законам и правилам, что и любые другие игроки», — сказала Рибера.

Наконец, ещё один высокопоставленный социалист – сам председатель Европейского совета Антониу Кошта — заявил, что он признает «разочарование, которое испытывают многие европейцы, считающие, что Союз был слишком пассивен в формировании событий этого лета в сфере торговли, отношений с США и Украиной». Во время поездки в Словению Кошта отметил, что нападки Вашингтона на ЕС из-за его технологических норм равносильны превышению полномочий и цензуре. «Наши партнёры, включая США, должны знать, что ЕС всегда будет защищать свой суверенитет, своих граждан, свои компании и свои ценности», — сказал он.

Словом, Урсула фон дер Ляйен в продвижении своей сделки с Трампом оказывается перед лицом заметной фронды. Причём, эксперты отмечают, что до сих пор не вполне ясно, какие мотивы побудили главу Еврокомиссии отказаться от официальной линии ЕС - ориентации на ВТО, и пойти на масштабные уступки. В частности, будируется мысль о влиянии украинского фактора, из-за которого, мол, она предпочла лишний раз не испытывать на прочность нынешнее трансатлантическое союзничество с Трампом. При этом ссылаются главным образом на выступление Антониу Кошты в словенском Бледе, где португалец завил буквально: «Эскалация напряжённости с ключевым союзником из-за пошлин, когда наша восточная граница находится под угрозой, была бы неосмотрительным риском». И добавил: «Стабилизация трансатлантических отношений и обеспечение участия США в безопасности Украины являются главным приоритетом».

Но, как бы то ни было, ближайшей проверкой жизнеспособности соглашения с Вашингтоном станет рассмотрение ЕП предложенного Комиссией законопроекта об отмене пошлин на промышленные товары США, это обязательное условие для снижения американских пошлин на европейские автомобили с 27,5% до 15%. Поскольку автомобили являются крупнейшей статьей заокеанского экспорта крупнейшей экономики блока - Германии, ставки высоки. Как прозвучало в заявлении ЕК в Брюсселе, «это позволит автопроизводителям сэкономить более 500 миллионов евро пошлин, которые в противном случае пришлось бы заплатить за экспорт всего за один месяц». Для принятия законопроекта потребуется простое большинство голосов евродепутатов. Если фон дер Ляйен не удастся убедить фракцию С&Д поддержать законопроект, то голосов «за» не хватит, и её партии ЕНП наряду с умеренными союзниками по коалиции придётся пытаться привлечь голоса праворадикальной группы «Европейские консерваторы и реформисты» и крайне правой фракции «Патриоты за Европу». Заметим, тактические альянсы с правыми у фон дер Ляйен уже бывали, но к снижению общего взаимного антагонизма так и не привели. Однако парламентское большинство за законопроект о тарифах — это только первый шаг, поскольку для его вступления в силу Еврокомиссии ещё потребуется согласие не менее 15 из 27 стран-членов ЕС. 

Европейские парламентарии собираются в Страсбурге впервые после летних каникул на пленарное заседание, период которого продлится вплоть до 11 сентября. В числе прочего в его рамках как раз намечены предварительные дебаты по торговому соглашению ЕС-США и перспективам дальнейших торговых соглашений ЕС с другими странами. Уже сегодня очевидно, что дебаты будут нелёгкими. Особенно жёстко настроены политики, лоббирующие интересы аграрного сектора. Ведь фермерские организации жалуются, что в сделке с Трампом интересы сельских производителей фактически были отодвинуты на второй план, в то время как автопроизводители ЕС якобы «получают приз». Такие организации, как Copa-Cogeca и Farm Europe, утверждают, что европейское сельское хозяйство не получило никакой взаимной выгоды, при этом по-прежнему сталкиваясь с 15-процентным тарифным потолком на большую часть экспорта в США, включая товары, ранее не облагаемые пошлиной, в частности, вино и крепкие спиртные напитки.  Скорее всего, в ЕП будет поставлен вопрос о корректировке соглашения в сфере аграрного экспорта.

Голоса резкого недовольства усилились также со стороны промышленников ЕС, которые заняты в металлургическом секторе и машиностроении. Их протест вызывает сохранение со стороны США 50-процентных пошлин на сталь и алюминий, а также их недавнее дополнительное распространение на широкий круг продукции, произведенной с использованием этих металлов. А тут уже пошла речь о станках, двигателях, насосах, строительной технике и пр. По информации газеты The Wall Street Journal (WSJ), компании ЕС  настаивают на внесении изменений в соглашение с Вашингтоном. Ведь им в итоге придется платить пошлины, превышающие согласованную Трампом и Урсулой фон дер Ляйен тарифную планку в 15%. Как сообщает WSJ, председатель Союза немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA) Бертрам Кавлат в связи с этой ситуацией обратился с письмом к главе ЕК, заявив об «экзистенциальном кризисе» для сектора. По его данным, около 30% импортируемого в США оборудования из ЕС теперь облагается 50-процентными пошлинами из-за содержания в нем металла. В итоге некоторые европейские фирмы уже приостанавливают экспорт в США и рассматривают возможность перенаправления поставок в другие страны. В частности, производитель сельскохозяйственной техники Krone изучает вариант поставок в Мексику и Канаду товаров, ранее предназначавшихся для рынка США, указывает WSJ. В итоге газета предсказывает сделке Трамп-фон дер Ляйен мрачные перспективы. Основания для подобных выводов, как видим, есть. Но, с другой стороны, ряду крупных игроков, таких как Германия с её автопромом, в случае провала сделки, пусть и такой ущербной, есть что терять. Поэтому через своих депутатов они больше заинтересованы поддержать главу ЕК.

Следующий ключевой вопрос заключается в том, выполнят ли США свою часть сделки?  ЕС - ключевой рынок для американского экспорта услуг, особенно финансовых, цифровых и развлекательных платформ, где у США как раз заметный торговый профицит. На Европейский Союз, по данным за 2024 год, пришлось 25% американского экспорта услуг на сумму 275 миллиардов долларов. Разногласия вокруг вышеупомянутого Закона ЕС о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) остаются возможным полем для компромиссных подвижек. DSA требует от компаний бороться с разжиганием в интернете ненависти, травлей и прочим противозаконным контентом. Этот закон запрещает манипулятивные приемы, побуждающие пользователей делать покупки, а также рекламу, ориентированную на детей. За нарушения предусмотрены штрафы до 6 процентов от годового мирового оборота компании. На карандаше у европейцев уже оказались, среди прочих, американские корпорации: к примеру, Meta (признана в РФ экстремистской, владелец Facebook) и Alphabet (владелец Google); а также TikTok (принадлежит концерну ByteDance). Вашингтон считает эту норму ЕС недопустимым вмешательством в свободу слова. Однако, по данным Financial Times, США всё-таки хотят сохранить возможность компромисса с ЕС по вопросу DSA. Пойдут ли реально стороны по этому пути, несмотря на громко декларируемую жёсткость своих позиций? Во всяком случае – на кону самый крупный товарооборот в мире. И если упорство сторон сохранится, то знаменитое трамповское «танго» станцевать будет некому.

А тем временем на фоне напряженности торговых отношений с США и потенциальных проблем европейцы продолжают интенсивные усилия по расширению альтернативных торговых связей и диверсификации своего экспорта. 3 сентября, Брюссель запустил, наконец, процедуру ратификации торгового соглашения Евросоюза с латиноамериканским блоком МЕРКОСУР и обновленной версии торгового соглашения с Мексикой. Ожидается, что оба соглашения будут представлены как «соглашения, действующие только в ЕС», что означает возможность их принятия квалифицированным большинством как в Совете ЕС, так и в Европейском парламенте, и не потребуют прохождения через национальные парламенты. Особенно это важно в связи с позицией Франции. Как мы уже сообщали, Париж активно противится соглашению с МЕРКОСУР из-за опасений за конкурентоспособность своих фермеров в случае резкого притока в Европу дешёвой говядины, птицы и другой южноамериканской сельхозпродукции. Однако выгоды свободной торговли на рынке с населением более 280 миллионов человек, по мнению Брюсселя, перевешивают все опасения. МЕРКОСУР также обсуждался в августе на франко-германском саммите в Тулоне, где канцлер Германии Фридрих Мерц не согласился с Макроном и высказался за скорейшую ратификацию соглашения. И тогда у Евросоюза появятся некоторые козыри в торговом споре с Вашингтоном.

Свои коррективы в ситуацию может также внести и решение Федерального апелляционного суда США, отменившего решение президента Трампа об использовании чрезвычайных полномочий, предоставленных Конгрессом, по введению новых пошлин. Это сразу поставило под сомнение его сделку с ЕС. Посмотрим, что скажет Верховный суд США, куда вашингтонская администрация обратилась с апелляцией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати