В Нидерландах 29 октября пройдут внеочередные парламентские выборы. Завершающий свою работу кабинет Дика Схофа смог продержаться у власти один год, а правящая коалиция прекратила своё существование в июне 2025-го. Как и в случае с четвёртым кабинетом Марка Рютте в 2023 году, к коллапсу правительства привели противоречия в подходах к миграционному регулированию. В правящую коалицию входили «Партия свободы», «Новый общественный договор», «Народная партия за свободу и демократию» и «Фермерско-гражданское движение».
Пока, конечно, сложно делать прогнозы о возможной нормализации внутриполитической ситуации в одной из ведущих стран ЕС, где программы пёстрой палитры политических партий и реальные запросы населения зачастую расходятся.
В предыдущий раз на формирование правящей коалиции потребовалось полгода усиленных межпартийных переговоров. Кабинет был сформирован лишь к маю 2024 года, а на роль премьер-министра пришлось выдвинуть беспартийного чиновника, бывшего главу разведслужбы Нидерландов Дика Схофа. Нынешняя ситуация вряд ли станет для политической жизни страны более простой. В условиях нарастающих противоречий в самом королевстве и на международной арене от нового правительства потребуется тщательно продуманный взвешенный подход и готовность идти на компромиссы.
После июньского решения лидера наиболее многочисленной в парламенте «Партии свободы» (на сегодняшний день располагает в Палате представителей Генеральных штатов 37 местами из 150) Герта Вилдерса выйти из правящей коалиции и последовавшего за ним ухода из правительства «Нового общественного договора» (20 мест) в стране сохраняется временный кабинет с министрами из «Народной партии за свободу и демократию» (24 места) и миноритарного «Фермерско-гражданского движения» (7 мест). Обе партии временного правительства на текущий момент сталкиваются со снижающейся поддержкой электората, что грозит им существенной потерей мест на предстоящих выборах.
Лидер «Народной партии за свободу и демократию» Дилан Йешилгёз, активно выступающая в поддержку режима Зеленского, а также в пользу дальнейшего увеличения помощи Украине и военных отчислений в НАТО, в преддверии выборов решила окончательно обособить свою партию. Уже на нынешнем этапе она заявила, что выступает против формирования коалиции с альянсом «Зелёные левые-Партия труда» (GL/PvdA), возглавляемым бывшим первым заместителем главы Еврокомиссии Франсом Тиммермансом. По прогнозам, указанный альянс способен занять одно из лидирующих мест на предстоящих выборах. Также Д.Йешилгёз исключила участие своей партии в формировании новой коалиции с «Партией свободы», лидирующей в предвыборной гонке, что, как представляется, серьёзно ограничит поле для дальнейших политических маневров её партии в поствыборный период.
Лидер «Партии свободы» Герт Вилдерс, ранее выступавший против поставок оружия Украине и антироссийских санкций, но вынужденный пойти на уступки под давлением других участников правящей на тот момент коалиции, пока не смог озвучить чёткого отношения к чувствительному в европейском политическом пространстве украинскому вопросу. Здесь политик занял очень осторожную позицию, стараясь продемонстрировать последовательную линию в решении международных проблем. В условиях подготовки к выборам и наиболее вероятной необходимости формирования правительственной коалиции Вилдерс скорее предпочтёт максимально дистанцироваться от внешнеполитической повестки и сосредоточиться на наиболее чувствительных для электората внутренних социально-экономических проблемах, в том числе приоритетном для него вопросе дальнейшего ужесточения миграционной политики.
Наиболее уверенный рост в предвыборный период показывает партия «Христианско-демократический призыв», которая может рассчитывать на повышение своей представленности в парламенте с 5 до 25 мест. В качестве наиболее вероятной причины роста популярности партии можно рассматривать заявление её лидера Анри Бонтенбала о намерении выдвинуть свою кандидатуру в премьер-министры. В прошлом советник по энергетическим вопросам, а нынче выступающий за увеличение социальных расходов Бонтенбал пользуется успехом среди жителей Нидерландов. В начале сентября на съезде «Христианско-демократического призыва» речь Бонтенбала о «жажде нормальных политиков, которые умеют сотрудничать вместо крика» вызвала отклик не только внутри партии, но и у населения. Согласно опросам, большая часть избирателей — 44 процента — хотела бы видеть политика на посту главы кабинета министров. Учитывая, что Бонтенбал является основным идеологом снижения использования в экономике Нидерландов углеводородов, а его партия выступает за отказ от закупок российского топлива, не стоит ожидать от его вероятного назначения премьер-министром каких-то неожиданных шагов, направленных на восстановление двустороннего диалога.
Важно отметить, что на текущем этапе красноречие политических лидеров в Нидерландах носит скорее популистский характер, а их дальнейшие действия будут зависеть от хрупкого баланса внутри правящей коалиции, формирование которой неизбежно, так как ни одна из партий не способна обеспечить себе парламентское большинство. Как показывает пример Герта Вилдерса, пытавшегося пересмотреть антироссийские санкции, интересы политического истеблишмента страны и в целом риторика европейских чиновников в конечном итоге берут верх над политическими программами отдельных лидеров. Несмотря на снижение популярности наиболее активных участников проукраинского лобби в Нидерландах, в целом антироссийский характер внешнеполитического курса страны остаётся без изменений, а тесное политическое сотрудничество страны с США на фоне угроз Вашингтона усилить санкционное давление на Россию не даёт поводов для позитивных изменений в обозримой перспективе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs