Вопрос: Какие практические, ощутимые шаги предпринимаются или будут предприняты по развитию двусторонних отношений после встречи президентов России В.В.Путина и Индонезии П.Субианто? В каких областях? Почему были выбраны именно они?
С.В.Лавров: Нашим ориентиром в практической работе являются положения Декларации о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индонезией, принятой по итогам встречи лидеров наших стран в Санкт-Петербурге в июне с.г. В этом документе, в частности, закреплено обоюдное стремление расширять взаимовыгодное сотрудничество в таких областях, как энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, строительство и модернизация инфраструктуры, сельское хозяйство, банковское дело, связь и телекоммуникации, туризм. Видим задачу правительств в том, чтобы содействовать прямым контактам между нашими деловыми кругами, создавать для этого благоприятные условия. Координирующая роль в этом процессе отводится Российско-Индонезийской совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству.
Нашими странами реализуется ряд крупных совместных инициатив. В их числе – проект российской компании «Роснефть» и ее индонезийского партнера «Пертамина» по строительству нефтеперерабатывающего завода и нефтехимического комплекса в районе города Тубан (провинция Восточная Ява). Ведутся переговоры об участии российских экономоператоров в добыче углеводородов на индонезийском шельфе, поставках нефти и сжиженного природного газа. Имеются и другие перспективные идеи.
Новые горизонты в развитии сотрудничества откроет заключение соглашения о свободной торговле между Индонезией и Евразийским экономическим союзом, членом которого является Россия. Мы довольно быстро движемся к этой цели. «На полях» Петербургского международного экономического форума было принято Совместное заявление о завершении переговоров. Рассчитываем, что подписание соглашения состоится до конца текущего года.
Вопрос: Каким образом Россия и ее партнеры, включая Индонезию, могли бы преодолеть торговые ограничения со стороны нескольких стран или группы стран, не нарушая при этом международное право?
С.В.Лавров: Отказ большинства стран «коллективного Запада» и, прежде всего, многих стран-членов Евросоюза от торговли с Россией по целому ряду позиций, для того чтобы оказывать на нас давление – это прискорбное решение. Как следствие, экономический урон наносится всем. Еще хуже, что инициаторы санкций полностью подорвали к себе всякое доверие. В будущем они не смогут рассчитывать на тот же режим благоприятствования в торговле с Россией, какой был в прошлом. Мы свои выводы, безусловно, сделаем. Хотя мы были и остаемся открытыми для взаимодействия со всеми внешними партнерами на основе уважения интересов и взаимной выгоды.
С другой стороны, в мире растет осознание того, что объектом санкционной агрессии может стать абсолютно любая страна. Поэтому совершенно логично, что многие государства Глобального Юга и Востока хотят обезопасить свои внешнеторговые интересы и последовательно снижают зависимость от исторически сложившихся связей с Западом. Это находит выражение в постепенном переходе на торговлю в национальных валютах, диверсификации инструментов трансграничных расчетов, создании новых международных транспортных коридоров, налаживании неуязвимых для внешнего давления производственно-сбытовых цепочек и т.д. Все это создает совершенно иную атмосферу в международной торговле и является эффективным ответом на попытки некоторых стран, действующих вопреки закрепленному в Уставе ООН принципу международного сотрудничества, воспрепятствовать реализации всеми государствами права на развитие и помешать формированию более справедливого мироустройства.
Вопрос: Почему Индонезии необходимо рассмотреть возможность сотрудничества с Россией для развития мирной ядерной энергетики?
С.В.Лавров: Во-первых, у России за плечами огромный опыт строительства АЭС в других странах. Нашей атомной отрасли недавно исполнилось 80 лет.
Мы предлагаем зарубежным партнерам современные и надежные решения, которые доказали свою эффективность в ходе эксплуатации. Госкорпорация «Росатом» обладает всей технологической линейкой атомных энергоблоков, включая АЭС малой мощности плавучего базирования. Эти мобильные станции отлично подходят для энергоснабжения удаленных островов индонезийского архипелага, где строительство традиционных энергообъектов может быть экономически нецелесообразным.
Во-вторых, российские атомные проекты адаптированы к различным климатическим условиям, включая тропические. Они соответствуют требованиям безопасности в сейсмически активных зонах, что особенно актуально для Индонезии.
В-третьих, сотрудничество с Россией открывает партнерам доступ к передовым технологиям. Мы также предоставляем возможность подготовки высококлассных специалистов в сфере мирного атома в российских образовательных учреждениях.
Кроме того, Россия готова предложить совместные проекты, предусматривающие неэнергетическое применение ядерных технологий, например, в медицине и сельском хозяйстве.
Вопрос: Президент США Д.Трамп пригрозил ввести дополнительные высокие пошлины для стран, торгующих с Россией. Какова Ваша реакция и как Москва будет побуждать страны продолжать торговлю с Россией?
С.В.Лавров: Президент США Д.Трамп, как все знают, не только пригрозил ввести повышенные импортные тарифы на продукцию ряда торговых партнеров России. Такие тарифы уже введены, например, в отношении Индии – нашего особо привилегированного стратегического партнера, крупного потребителя российских товаров, в частности, углеводородного сырья. Мы оценили тот факт, что Нью-Дели не прогнулся под давлением и сохраняет приверженность принципам свободной торговли. Тем принципам, которые столько лет, если не десятилетий, американцы превозносили, а теперь им, этим принципам, американцы же и изменили.
Со своей стороны исходим из самоценности наших двусторонних отношений с любым государством. Мы никогда не дружим с кем-то против кого-то. Не выстраиваем торговое взаимодействие с партнерами, в том числе с такой крупной экономикой, как Индонезия, в ущерб их связям с другими странами, в том числе с США.
Будем и далее развивать равноправную взаимовыгодную практическую кооперацию со всеми, кто готов работать с нами на схожих принципах. А это подавляющее большинство государств Глобального Юга и Востока, заинтересованных расширять торгово-экономические связи с Россией во имя благополучия своих граждан. Среди них – наши стратегические партнеры и единомышленники по БРИКС, в том числе, уверен, и индонезийские друзья.
Вопрос: Каковы реальные шаги России по прекращению войны в Газе и достижению справедливого мира в Палестине?
С.В.Лавров: Жертвами продолжающейся уже почти два года войны в Газе стали десятки тысяч палестинцев, число пострадавших мирных жителей давно перевалило за сотню тысяч человек. Это в разы больше, чем за то же время погибло гражданских лиц на Украине. Особую обеспокоенность и возмущение вызывает политика Израиля по ограничению поставок гуманитарных грузов, что ведет к массовому голоду в палестинском анклаве. Не меньшую тревогу вызывает израильский курс на «зачистку» от палестинцев Западного берега реки Иордан.
Сейчас крайне важно не допустить полного уничтожения Газы, прекратить убийство мирного населения. Необходимо немедленное и повсеместное прекращение огня, безусловное освобождение заложников и удерживаемых лиц, обеспечение безопасного гуманитарного доступа ко всем нуждающимся.
Первопричина нынешних трагических событий состоит в невыполнении решений международного сообщества о создании независимого палестинского государства, которое существовало бы рядом с Израилем в мире и безопасности. Мы по-прежнему считаем, что реализация законных чаяний палестинского народа, его права распоряжаться своей судьбой должна быть неотъемлемым условием урегулирования арабо-израильского конфликта. И, кстати, без этого очень трудно себе представить, как в реальности и на долгосрочной основе может быть обеспечена и безопасность самого Израиля, в чем Россия и, как я думаю, другие ответственные государства искренне заинтересованы.
Руководствуясь таким пониманием, Россия приняла активное участие в Международной конференции высокого уровня по Ближнему Востоку, которая прошла в Нью-Йорке 28-30 июля. Работа в данном формате будет продолжена в ходе недели высокого уровня 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН во второй половине сентября. Вместе с единомышленниками будем добиваться деэскалации обстановки с прицелом на создание условий для переговорного решения палестинской проблемы. В этом плане настраиваемся на продолжение тесного взаимодействия с индонезийскими партнерами.
Вопрос: Какие конкретные шаги предприняла Россия для скорейшего решения украинского вопроса?
С.В.Лавров: Урегулирование кризиса на Украине мирными средствами остается нашим приоритетом. Напомню, что после начала специальной военной операции по спасению людей в Донбассе Киев запросил переговоры, и мы сразу согласились. Они проходили в феврале-апреле 2022 года сначала в Белоруссии, потом в Турции. Были даже парафированы договоренности о мирном завершении конфликта, однако киевский режим по совету своих западных кураторов отказался от подписания мирного договора, выбрав продолжение войны.
Весной с.г. по инициативе Президента России В.В.Путина были возобновлены прямые переговоры между Россией и Украиной. Состоялось три раунда в Стамбуле и в их рамках был достигнут определенный прогресс по гуманитарным вопросам: обменам военнопленными и удерживаемыми лицами, возвращению тел убитых и т.д. Кроме того, каждая из сторон изложила свое видение условий завершения конфликта. Главы делегаций находятся в прямом контакте. Рассчитываем, что переговоры будут продолжены.
В последнее время активные дипломатические усилия в украинском контексте прилагает американская администрация во главе с Президентом США Д.Трампом. 15 августа Президенты России и США провели весьма полезную беседу по украинскому и другим вопросам на Аляске, у них состоялось несколько содержательных телефонных разговоров.
Приветствуем все конструктивные инициативы, включая и те, что исходят от наших партнеров на Глобальном Юге и Востоке. Это относится к идеям, высказанным Президентом Индонезии П.Субианто летом 2023 года, к предложениям африканских стран, а также к деятельности сформированной по инициативе Китая и Бразилии в Нью-Йорке Группы друзей мира на Украине. Конечно, сейчас мы ожидали бы от наших друзей заявлений в поддержку российско-американского диалога по Украине.
В принципиальном плане нам очевидно, что устойчивый мир невозможен без искоренения первопричин конфликта. К таковым относятся угрозы безопасности России, возникшие в результате расширения НАТО и попыток втягивания в этот агрессивный военный блок Украины. Эти угрозы должны быть устранены. И должна быть сформирована новая система гарантий безопасности России и Украины как составная часть общеконтинентальной архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии.
Не менее важно обеспечить восстановление и соблюдение прав человека на территориях, остающихся под контролем киевского режима, который, как я уже отметил, истребляет все, что связано с Россией, русскими и русскоязычными людьми – русский язык, культуру, традиции, каноническое православие, русскоязычные СМИ. Украина сегодня единственная страна, где на законодательном уровне запрещено использование языка значительной части населения.
Для того чтобы мир был прочным, новые территориальные реалии, возникшие после вхождения в состав Российской Федерации Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в результате проведенных там референдумов, необходимо признать и оформить международно-правовым образом. И, наконец, следует обеспечить нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус Украины, то есть те условия, которые прописаны в декларации независимости Украины 1990 года и на основе которых украинская государственность была в свое время признана Россией и всем международным сообществом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs