ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия, 80 лет Победы

Портрет Рихарда Зорге в интерьере петербургской квартиры

09:29 04.07.2025 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне всплывают воспоминания, новые факты, архивные документы, исследования поисковиков, связанные с неизвестными именами и с легендарными личностями, вошедшими в учебники истории и ставшие хрестоматийными.  Одно из таких имен — Рихард Зорге, резидент советской разведки в Японии в 1933­–1941 гг. Агентурные псевдонимы: «Рамзай», «Исон», «Зонтер». Его мужеством восхищались не только коллеги и знаменитые разведчики других стран: даже прокурор, отправивший Зорге на смерть, признавал, что за всю свою жизнь не встречал столь же бесстрашного человека.

Именем Рихарда Зорге названы улицы российских городов, парки, площади, ему поставлены памятники, многие из которых — в полный рост.

Памятник Рихарду Зорге в Москве на пересечении Хорошевского шоссе и улицы имени Рихарда Зорге. 1985 г.

Группа Зорге творила настоящие чудеса. Достаточно сказать, что она передала в Москву точные дату и время нападения нацистской Германии на СССР. Другая, критически важная информация: Зорге сообщил, что Япония не станет вступать в войну с СССР, а сосредоточит свои силы на боевых действиях в Тихом океане против США. Это позволило Советскому Союзу перебросить дополнительные силы из-за Урала на Запад. Так сибирские дивизии стали той ударной силой, которая помогла выиграть Битву за Москву.

Шифртелеграмма «Рамзая» о нападении Германии на СССР во второй половине июня 1941 г.

В одной из петербургских семей имя Рихарда Зорге и всё, что с ним связано, передают с благоговением из поколения в поколение. А начиналось всё в предвоенные годы, когда некая молодая дама, служившая при торгпредстве СССР в Токио вместе с мужем, однажды стала невольной сообщницей группы Зорге: она отвлекла японских «шпиков», позволив советским разведчикам передать важную информацию. Это случилось в парке у Императорского дворца, куда её пригласил на прогулку знакомый по торгпредству. Тогда она обратила на себя внимание двух сотрудников внутренней безопасности Японии своей броской внешностью — высокая блондинка в лёгком платье не могла остаться незамеченной. Даму эту звали Елизавета Лилиенталь. В Токио она приехала с мужем, которого отправили в Японию по окончании Центрального института живых восточных языков. После того случая в парке у Императорского дворца Елизавета Лилиенталь, в девичестве Родионцева, вошла в группу Зорге. Ещё не раз, но уже сознательно, она проделывала тот же отвлекающий манёвр. Вернувшись из Японии на родину, она работала секретарем в Союзе художников Ленинграда, состояла в переписке со многими выдающимися живописцами, в том числе представителями Академии художеств СССР, прожила 97 лет.  Своим потомкам Елизавета Петровна передала безграничное чувство уважения к подвигу Рихарда Зорге.

В.И. Братанюк. «Портрет Лилиенталь Елизаветы Петровны. Её правнучка Катя Куклина», 2022

Историю Елизаветы Лилиенталь узнал живший в ту пору по соседству петербургский художник Василий Братанюк и решил написать её портрет. На картине она читает книгу вместе со своей шестилетней правнучкой Катей Куклиной, кстати, под той самой лампой, которую привезла из Токио. В дальнейшем Василий Братанюк создал целую серию сюжетов о легендарном разведчике Рихарде Зорге и его японской жене Ханако Исии. Художник рассказал эту историю журналу «Международная жизнь» в контексте празднования 80-летия Великой Победы.

В. Братанюк «Катя Куклина, внучка Е.П. Лилиенталь», 1993

ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ. - 969685563148

Василий Братанюк, «Ханако Исии, жена Р. Зорге», рисунок 1993 г.

«Жену Зорге звали Ханако Исии, и этот рисунок и этюд я показывал Елизавете Петровне Лилиенталь, — говорит Василий Братанюк. — В 1993 году я делал много рисунков и разных сюжетов по Зорге, в том числе и японские. Сред них были эскизы разных мест по рассказам Лилиенталь, и некоторые Елизавета Петровна очень одобряла. А Ханако Исии была ещё жива, она завершила свой жизненный путь в 2000 году».

Не сразу приступил художник к написанию портрета Рихарда Зорге. Первые пробы лишь приближали к осмыслению образа столь легендарного человека, что возрастала ответственность не столько за сходство внешнее, сколько за содержательную сторону личности.

«У разведчика лицо благородное, артистическое, притягивающее взор, и я легко рисовал его с добрым чувством, добиваясь убедительной выразительности», — продолжает художник.

Василий Братанюк, «Эскиз к картине «Рихард Зорге», 2025

По рассказам самой Елизаветы Лилиенталь, она ни разу не встречалась с Рихардом Зорге, хотя и неоднократно видела его с девушкой на набережной в порту, когда те сидели друг к другу спиной. Со слов Елизаветы Петровны, она не подходила к нему никогда. Её основной и единственной задачей было создавать отвлекающий маневр: ярко одетая белокурая девушка всегда привлекала внимание японцев, а если она при этом ещё и улыбалась, смеялась и громко разговаривала с кем-то, тогда успех разведгруппе был гарантирован.

В.И. Братанюк «Дмитрий Вячеславович и Анастасия Николаевна Воронины: работа над архивом», 2020

Сын Елизаветы Петровны Дмитрий и его жена Анастасия Воронины, по профессии геологи, оказались хранителями «японских архивов». Выйдя на пенсию, они занялись вплотную работой над их сортировкой. Так в жизнь геологов вошла интересная задача — поиск новых фактов, а значит и открытий о жизни Зорге.

Создавая живописные образы членов семьи Елизаветы Петровны и её мужа Вячеслава Васильевича, художник Василий Братанюк писал и образы людей их круга. Так, в частности, появился портрет известного геолога, кандидата геолого-минералогических наук, заслуженного геолога РФ Зои Москаленко, работавшей в экспедициях в регионах Верхнего Приамурья.    

В. Братанюк «Зоя Дмитриевна Москаленко, к.г-м. наук, Заслуженный геолог РФ», 2024

Продолжаю тему Зорге. Японская полиция арестовала Рихарда Зорге 18 октября 1941 года и 7 ноября 1944 года его казнили в тюрьме Сугамо в Токио — останки захоронили в общей могиле. Гражданская жена Зорге Ханако Исии долго не знала о месте захоронения мужа. Не знала она и о его истинной профессии, считая Зорге журналистом, который специализировался на восточных странах. Истина ей открылась только в 1948 году из публикации в журнале. Ханако упорно искала место захоронения своего возлюбленного, в чем ей помог адвокат, защищавший Зорге на процессе. 

В конце 1949 года, добившись разрешения на опознание и перезахоронение гражданского мужа, она кремировала его останки и целый год хранила их у себя дома, поскольку не хватало средств на погребение. Выручил советский журналист-востоковед Всеволод Овчинников, вместе с которым она написала мемуары (всего три книги). Именно Всеволод Овчинников стал первым русским, посетившим могилу Зорге в парке-кладбище Тамо в Токио. После этого о разведчике Рихарде Зорге широко узнали и в Советском Союзе. В 1964 году газета «Правда» опубликовала очерк о нем (тремя годами ранее вышел французский художественный фильм «Кто вы, доктор Зорге?») и тогда же за выдающиеся заслуги перед Родиной и проявленные при этом мужество и героизм Рихарду Зорге посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Сохранить в памяти историю подвига и мужества легендарного разведчика помогают и такие неброские семейные истории, вдохновляя мастеров кисти на создание образов и композиций о людях, отдававших свою жизнь за нас, сегодняшних. Хранить память о них — дело нашей совести и чести. Много рассказать может один лишь портрет в интерьере петербургской квартиры — образ легендарного разведчика Рихарда Зорге.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати