Провокационные обороты в антироссийской политике официального Хельсинки за два года финского членства в НАТО не только вывели эту страну на аванпост тотального противостояния с РФ при полной закупорке границ, но и продолжают подводить к опасной черте силовых эксцессов на Балтике и в Арктике.
К удивлению сторонних наблюдателей, долгие десятилетия имевшая позитивный имидж среди наших элит и обывателей Финляндия, где многие успели обзавестись недвижимостью, за последнее время едва ли не перещеголяла Прибалтику в русофобских ухищрениях. Приходится констатировать, что финское руководство и общество всерьёз готовятся к войне с Россией, предоставляя свою территорию и акваторию для «карусели» приграничных учений НАТО, размещения разведывательного контура и ударных иностранных подразделений.
Стоит напомнить, что на волне эйфории от скоротечного присоединения к альянсу Хельсинки подписал с Вашингтоном Соглашение о сотрудничестве в области обороны (DCA)[i] уже в декабре 2023 года, а в июле следующего года финский парламент его одобрил, причём «единогласно» - без процедуры голосования. DCA, пафосно называемый новым столпом архитектуры безопасности в регионе, содержит положения, что называется, «на вырост»: Финляндия заложила основы для постоянного военного присутствия США, открыла 15 своих военных объектов для возможного использования американскими войсками (среди них – авиабазы Карельского и Лапландского авиационных командований) и оговорила опцию доставки военной техники, включая ударные виды вооружения. И если новая администрация США не спешит воспользоваться ситуацией для стационарного базирования, то в круговерти учений под боком у стратегических объектов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Карелии и Кольского полуострова американские военные участвуют сполна.
DCA, как и собственно вступление в НАТО, очевидным образом идёт вразрез с Парижским мирным договором от 10 февраля 1947 года, позволившим Финляндии, наряду с другими бывшими союзницами Германии, вернуть себе права суверенного государства в новой системе послевоенных международных отношений и войти в состав Объединённых Наций, стать в 1955 году полновесным членом ООН. Данный документ, подписанный многими странами Антигитлеровской коалиции с Хельсинки по завершению Второй мировой войны, в которой Финляндия участвовала на стороне Гитлера, ввёл серьёзные военные ограничения для Сил обороны Суоми (запрет иметь самолёты-бомбардировщики, подводные лодки и т.д.). После заключения договора об окончательном урегулировании в отношении Германии Финляндия 21 сентября 1990 года в одностороннем ключе заявила, что военные ограничения Парижского договора (кроме ядерного оружия) более не являются актуальными и потеряли силу. Увлечённое «новым мышлением» руководство СССР опрометчиво промолчало… Однако стоит отметить, что хотя Хельсинки явочным порядком пренебрегает рамками этого многостороннего документа ещё с 1990 года, с сугубо международно-правовой точки зрения в соответствии со статьёй 22 договора любые изменения в текст могли и могут быть внесены лишь с согласия Совбеза ООН[ii].
Кардинальные изменения в финском видении военно-стратегической обстановки нашли отражение на доктринальном уровне. Под конец 2024 года в Хельсинки был представлен Доклад правительства в области обороны[iii], заменивший аналогичный стратегический абрис от сентября 2021 года. Тогда финское руководство зафиксировало для себя возросшую военную активность в регионе Балтийского моря и Арктики, а также повышенный интерес со стороны крупных держав к природным ресурсам Севера и Северному морскому пути (при этом обошлось без конкретизации «врага»)[iv]. Новый документ конца прошлого года выдержан в сугубо алармистском ключе с прямым указанием России как «виновника» по дестабилизации мировой обстановки (читай – гегемонии Запада).
Понятно, что поводом для алармистских пассажей стало проведение Россией СВО на Украине, однако доминирует в докладе-2024 мотив встраивания Хельсинки в фарватер интересов западных грандов, прежде всего – Вашингтона. В частности, в нём зафиксировано расширение под эгидой НАТО целей и задач оборонной политики и военного планирования Финляндии за пределы государственной границы — на территорию Прибалтики, Балтийского моря в целом, а также Северного Ледовитого океана, северной части Атлантического океана (хотя финны прямого выхода к ним не имеют). По сути, не только допускается втягивание Финляндии в чужие геополитические игры против России, а нагло бросается вызов Москве!
Обозначены и ключевые форматы внутринатовского сотрудничества: расчёт на переброску войск из США и Канады, связность внутри стран-участниц Северного оборонного сотрудничества (NORDEFCO), выстраивание связей с Великобританией, вливание в передовые силы на прибалтийском плацдарме, кооперация с раскручивающей маховик ВПК Германией и стремительно милитаризирующейся Польшей. На севере страны планируется размещение многонациональной тактической группы передового присутствия Объединенных сухопутных войск НАТО под шведским руководством. На востоке страны, в городе Миккели, появится штаб регионального командования сухопутных сил альянса.
Первые пять месяцев 2025 года ознаменовались эскалацией напряжённости в российско-финляндских отношениях, что проявилось как на уровне воинственной риторики финского политикума, так и в военно-учебных демонстрациях у российских границ. Во внешней политике – русофобские гримасы президента Финляндии Александра Стубба, бросившегося убеждать себя и Трампа, что Россия-де вовсе не великая держава, а также анонс министром иностранных дел Элиной Валтонен скорейшей разработки 18-го пакета антироссийских санкций при её деятельном участии. Внутри страны – волна шпиономании и лоббирование военным ведомством полного запрета уже в июне на продажу любой недвижимости гражданам «стран-агрессоров» (России и Белоруссии).
Чтобы проиллюстрировать тезис о возгонке военной активности, коснёмся текущих событий и самых ближайших планов. Так, с 23 мая по 1 июня в непосредственной близости от России развернулись сухопутные учения «Karelian Sword 25» с участием пяти тысяч военнослужащих, включая солдат из Великобритании и США, а также около 700 единиц военной техники, в том числе боевых вертолетов британских сухопутных сил. Неделей ранее в Финляндии начались сухопутные учения «Lively Sabre 25» (3,5 тысячи военных); моряки, в свою очередь, приступили к проведению маневров «Narrow Waters» в Архипелаговом море, Финском заливе и на южном побережье страны. По данным источников издания Yle, в июне на авиабазе в Пирккала начнутся испытательные полёты крупных разведывательных беспилотников RQ-4D «Phoenix» для мониторинга морских районов Норвегии (и, разумеется, Русского Севера), причём Финляндия борется с норвежцами и поляками за «почётное» право быть второй в НАТО после базы Сигонелла на Сицилии точкой их постоянного пребывания[v]. Как отметил в своём интервью посол России в Финляндии П.М. Кузнецов, финские учения теперь проводятся в соответствии с натовскими потребностями и с расширяющимся участием воинских подразделений других стран блока, а их число неуклонно растёт: «На 2025 год финнами запланировано проведение 115 маневров как на территории страны, так и за ее пределами. Для сравнения, в 2024 году этот показатель составлял 103, а в 2023 году – 89 учений»[vi].
При этом ответные действия и приготовления России на северо-западе вызывают довольно нервную реакцию в Хельсинки, будь то развитие оборонной инфраструктуры или борьба с политизированным пиратством против подсанкционного «теневого флота» на Балтике. Генерал-майор Сами Нурми, начальник стратегического управления сил обороны Финляндии, заявил, что военные «очень внимательно» следят за маневрами Москвы и дал понять, что их работа как части альянса НАТО заключалась в том, чтобы «готовиться к худшему»[vii]. А может не стоило и начинать провоцировать конфликт с Россией, кивая на далёкий в смысловом и территориальном плане украинский сюжет, который на самом деле финнов никак не касается?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] Defence Cooperation Agreement with the United States (DCA) https://um.fi/defence-cooperation-agreement-with-the-united-states-dca-
[ii] Ст. 22 Мирного договора с Финляндией от 10 февраля 1947 г. гласит: «Каждая из военных, военно-морских и военно-воздушных статей настоящего Договора будет оставаться в силе до тех пор, пока она не будет изменена полностью или частично по соглашению между Союзными и Соединенными Державами и Финляндией или, после того как Финляндия станет членом Организации Объединенных Наций, - по соглашению между Советом Безопасности и Финляндией». См.: https://doc20vek.ru/node/333
[iii] Valtioneuvoston puolustusselonteko. Puolustusministeriön julkaisuja 2024:5 https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/166002/PLM_2024_5.pdf?sequence=4&isAllowed=y
[iv] Valtioneuvoston puolustusselonteko. Valtioneuvoston julkaisuja 2021:78 https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/163405/VN_2021_78.pdf?sequence=4&isAllowed=y
[v] Впервые новейшие разведывательные беспилотники НАТО будут взлетать на севере https://yle.fi/a/74-20163642
[vi] Интервью Посла России в Финляндии П.М.Кузнецова информационному агентству РИА Новости https://helsinki.mid.ru/ru/press/news/202502081004/
[vii] Финский генерал: Россия сможет стать угрозой для НАТО через 3–5 лет https://yle.fi/a/74-20163423
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs