ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Германия: Досрочные выборы в бундестаг – ожидаемое и сюрпризы

12:02 24.02.2025 • Валерия Беляева, журналист

В минувшее воскресенье, 23 февраля, немцы избрали на досрочных федеральных выборах свой новый парламент. К участию в них были приглашены около 59 миллионов граждан, имеющих право голоса. Явка была невероятно высокой – 82,5%, что выше, чем на парламентских выборах 2021 года (тогда 76,4%). Едва последние бюллетени упали в урны и закрылись двери избирательных участков, как из экзит-пулов быстро стало известно – радикальных изменений выборы не принесли, почти всё прошло так, как и прогнозировали социологи в ходе предварительных массовых опросов.

Многомесячный лидер всех рейтингов – альянс консерваторов ХДС/ХСС - ожидаемо стал на этих выборах победителем, набрав согласно предварительным подсчётам к утру понедельника 28,52% всех голосов избирателей. Хотя это чуть меньше, чем предсказывалось в большинстве прогнозов. Именно ХДС/ХСС предстоит теперь взять на себя главную роль в формировании нового кабинета министров ФРГ и предлагать своего нового федерального канцлера парламенту и президенту страны. По всем ожиданиям, им станет лидер Христиано-демократического союза 69-летний Фридрих Мерц. Политик обнадёжил немцев многими существенными экономическими и социальными переменами к лучшему и постоянно позиционировал себя как сторонника более решительных и жёстких действий в руководстве страной и в её внешнеполитическом курсе, чем канцлер Олаф Шольц (СДПГ).

На втором месте столь же прогнозируемо оказалась правопопулистская партия «Альтернатива для Германии» с 20,8% голосов, что, впрочем, тоже чуть меньше, чем обещанные ранее социологами 21-22%. Во всяком случае, обе партии-лидеры заметно улучшили свои прежние результаты, по сравнению с выборами в бундестаг 2021 года: у христианских демократов вкупе со своими баварскими «братьями», христианскими социалистами +4,4 %, но самый большой прирост - у АдГ: +10,4 %. Громкого успеха этой партии на выборах так или иначе ожидали все политики, независимо от ориентации – кто с беспокойством и тревогой, кто со злорадством, кто с удовлетворением. Общее наступление правопопулистов и радикалов по всей Европе – тенденция, нашедшая яркое отражение ещё на выборах в Европарламент (ЕП) летом прошлого года, на которых правые смогли существенно укрепить свои позиции в Страсбурге. Напомним, уже в то время в национальной квоте представительства ФРГ – самой крупной в ЕП – «альтернативщики» смогли показать второй результат после консерваторов, завоевав 15 из 96 мандатов. Причём, могли бы и больше, если бы партия не пережила накануне череду громких скандалов, и, как результат, подрастеряла значительную долю своих сторонников.

Тем не менее, ни мейнстримовское давление в СМИ, ни угрозы власти, ни требования консервативной части немецкого электората о запрете АдГ не смогли остановить её триумфального политического взлёта. С момента прошлых выборов в бундестаг «Альтернатива» смогла, как на дрожжах, удвоить свой рейтинг жёсткой и безудержной критикой вялой и малоэффективной политики кабинета министров социал-демократа Олафа Шольца по борьбе с затопившими страну волнами легальных и нелегальных мигрантов. Многие немцы откровенно от них подустали и доверились обещаниям правых справиться, наконец, с этой проблемой. Именно тема неконтролируемой миграции стала центральной темой этих выборов, особенно обострившаяся накануне из-за жестоких нападений мигрантов на мирных граждан в Магдебурге, а также баварских Ашаффенбурге и Мюнхене, повлекших множество жертв.

Сыграла АдГ и на настроениях тех немцев, которые не доверяют нынешнему Евросоюзу и считают, что, прикрываясь призывами к европейскому единству и сплоченности, руководители Германии излишне часто действуют в ущерб собственным гражданам. В том числе огромными тратами денег налогоплательщиков на поставки оружия Украине и поддержание на плаву явно деградирующего киевского режима. При этом АдГ резко критиковала антироссийский курс федерального правительства и разрыв энергетического сотрудничества с Москвой.

Аналитикам также предстоит понять, повлияло ли на результаты АдГ прямое вмешательство в немецкие выборы со стороны руководства США – бурная агитация за праворадикалов со стороны Илона Маска, приглашение делегации этой партии на инаугурацию президента США Дональда Трампа, фактически прямая поддержка вице-президента США Джей Ди Вэнса во время его визита на Мюнхенскую конференцию по безопасности и пр.

А вот партии обанкротившейся правящей коалиции, так называемого «светофора», который досрочно развалился, не дотянув до планировавшихся прежде выборов в сентябре, понесли потери. Особенно ощутимые они у СДПГ и СвДП. Социал-демократы оказались с рекордно низким за всю свою послевоенную историю результатом в 16,41% на третьем месте (-9,3%) и теперь, похоже, сократят своё представительство в бундестаге почти вдвое. Такова расплата за утрату доверия немцев правительству канцлера Шольца, так и не сумевшего за три с половиной года вывести страну из затянувшейся экономической рецессии, во многом спровоцированной потерей более дешевых энергоносителей из России, в том числе в результате подрыва «Северных потоков», социального и миграционного кризисов. Шольц уже признал своё поражение и поздравил Мерца с победой. Вероятнее всего, вскоре у социал-демократов появится новый лидер. Самые высокие шансы в этом плане у Бориса Писториуса, нынешнего министра обороны, который по опросам немцев считается самым популярным политиком в стране.

Партия «Союз 90/Зелёные», также немало поспособствовавшая закату «светофора» своей недостаточно продуманной энергетической и экологической политикой, прошла в бундестаг с 11,61% (-3,1%). По весу своего представительства в бундестаге они теперь – четвёртые.

 А ещё один бывший участник «светофора» - либералы Свободно-демократической партии (СвДП), ставшие главными виновниками распада правящей коалиции и проведения досрочных выборов, на этот раз и вовсе оказались «за бортом» - для преодоления парламентской планки 4,33% голосов у СвДП, увы, недостаточно. Более того, потери составили свыше половины прежнего успеха (-7,1%). Для малой партии это, в сущности, катастрофа. Пламенная предвыборная агитация либералов за свои планы радикальных экономических реформ в контексте прежней жёстко-консервативной финансовой практики их лидера, бывшего министра финансов Кристиана Линднера, как видно, не вызвала у немцев должного доверия и симпатий. Слишком много скандалов было вокруг Линднера, слишком ненадёжно он выглядел в кабмине как партнёр. Теперь же Линднер, как ожидается должен объявить о своей отставке с поста главы СвДП. Он обещал это сделать в случае поражения.

Но главной интригой нынешних выборов стала судьба малых партий левой ориентации – собственно Левой партии, история которой тесно связана с ещё правившей во времена ГДР СЕПГ, и «Союза Сары Вагенкнехт» (ССВ), самой молодой партии Германии, которая была создана лишь в январе прошлого года. Напомним, тогда популярнейший политик, бывшая когда-то симпатичным лицом Левой, Сара Вагенкнехт решила размежеваться с прежними коллегами, основав самостоятельный Союз. Как и «альтернативщики», ССВ, в частности, тоже выступил за решительное ужесточение государственной миграционной политики. Новая партия довольно быстро перетянула на свою сторону часть традиционного электората Левой, а также завоевала симпатии у многих немцев, которые из протестных соображений на фоне засилья мигрантов готовы были голосовать за АдГ. В итоге на региональных выборах в трёх землях Восточной Германии в сентябре прошлого года ССВ выступил очень удачно, и, потеснив конкурентов, завоевал солидное представительство в местных ландтагах. На этом фоне и без того невысокие рейтинги болезненно переживавшей раскол Левой партии стремительно упали до 2-3 процентов, и большинство политических экспертов предрекали, что в парламенте времён Шольца левые будут представлены в последний раз, а затем и вовсе с парламентских высот сойдут в небытие.

Но именно Левой партии суждено было стать настоящей сенсацией нынешних выборов. Левые вопреки всем сомнениям уверенно вошли в бундестаг! Им доверили свои голоса 8,77% немецких избирателей, и теперь левые получают право на формирование своей полноценной самостоятельной фракции. Это, отмечают СМИ, кажется совершенно невероятным, если учесть, что всего за три недели до выборов рейтинг партии едва достигал 3-4%, то есть чуть превышал статистические погрешности прикладной социологии. Как же левым удалось столь умножить число своих сторонников? Важную заслугу в этом приписывают молодой и весьма харизматичной Хайди Райхиннек, сопредседателю и ведущей кандидатке партии. Как утверждается в прессе, своей энергичной до отчаянности агитацией в социальных сетях, прежде всего в «Тик-Ток», ей удалось привлечь к голосованию за Левую множество молодых избирателей. А в возрастной группе 18-летних левые вообще стали теперь самыми популярными. Самыми популярными стали левые и в Берлине, получив там каждый пятый голос избирателей.

Кроме того, свой вклад в укрепление позиций партии внесла и «серебряная гвардия» - политические тяжеловесы-ветераны Грегор Гизи, Дитмар Барч и Бодо Рамелов, которым по-прежнему симпатизируют многие немцы старшего поколения, жившие в ГДР. Немалую роль сыграло и беспокойство значительного числа немцев ростом влияния в стране праворадикальных взглядов, олицетворением которых стала «Альтернатива для Германии». Успех Левой партии пресса уподобила «возрождению Феникса из пепла». Кстати, это единственная партия, не поддерживающая курс на ужесточение государственной мигрантской политики и толерантно настроенная к иностранным беженцам.

Между тем «Союз Сары Вагенкнехт» в последние недели перед выборами растерял часть своей поддержки в электорате и, по предварительным подсчётам, едва-едва недобрал необходимых 5%. Пока у них - 4,97%. И это ещё одна сенсация выборов! Хотя есть мизерная надежда, что картина изменится, когда будут подсчитаны все бюллетени немцев, отправленные по почте.

Резюмируя первые итоги, заметим, что новое правительство Германии при всём успехе консерваторов может быть только коалиционным. Без привлечения других партий им не обойтись. Даже при существенно сокращенной численности бундестага (реформа, проведенная в 2023 году, предусматривает 630 депутатских мест вместо прежних 736) у блока ХДС/ХСС недостаточно мандатов для парламентского большинства. Разумеется, если исключить любое сотрудничество с АдГ, которая для всех прочих партий остаётся нерукопожатной – соблюдается договоренность о брандмауэре - барьере против сотрудничества с ультраправыми. Но у ХДС/ХСС выбор невелик. Все политические аналитики склоняются к наибольшей вероятности чёрно-красного альянса, то есть консерваторов и социал-демократов, как это было во времена «большой коалиции» Ангелы Меркель, при всём понимании того, что устойчивость его будет зависеть от очень серьёзной готовности сторон к болезненным компромиссам. В случае такой коалиции у них было бы необходимое большинство - 328 депутатских мандатов из 630.

Как будет решать эту проблему победитель – скоро увидим. Во всяком случае, канцлерство Олафа Шольца, пусть теперь и в роли исполняющего обязанности, на сегодня пока не заканчивается. В том числе за ним остаётся принятие всех оперативных решений в отношении Украины. Появление на посту канцлера Фридриха Мерца, полагаем, возможно не ранее апреля, а то даже и мая.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати