ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Упрямые бюргеры. Ностальгия по национальной валюте

00:00 08.12.2010 • Наталия Меден, институт экономики РАН, к. э. н.

Долговой кризис еврозоны заботит в первую очередь жителей стран, получающих финансовую поддержку от Евросоюза, поскольку для них эта помощь оборачивается снижением уровня социальной защищенности из-за принятия жестких программ по сокращению бюджетных расходов. Однако и в тех странах, кому помощь не грозит, перспективы евро тоже вызывают беспокойство.

Многие немцы считают, что выделение стабилизационных кредитов странам, чьи правительства придерживаются финансовой дисциплины, - это перекачивание денег из Германии, которая является основным донором общеевропейского бюджета. «Когда, наконец, политики поймут, что конструкция «евро» не может работать, что она никогда не заработает? Кинуть такие страны, как Греция или Испания, в один (финансовый) котел с Германией, Голландией и Австрией – настоящая тупость», – негодует читатель «Шпигеля». Схожее мнение: «С интересом жду, когда, наконец, какой-нибудь серьезный европейский политик соберется с духом, чтобы признать, что недемократический, навязанный народам ЕС валютный союз окончательно и безвозвратно потерпел неудачу» (1).

Недавно в Германии были опубликованы материалы двух опросов по поводу кризиса в зоне евро, проведенных авторитетными социологическими службами. По итогам опроса службы «Политический барометр» от 1 декабря, 77% немцев убеждены, что главная опасность для стабильности евро исходит от тех стран ЕС, которые находятся в трудной финансовой ситуации. В оценке решения предоставить кредит Ирландии мнения разделились почти поровну: 44% участников опроса сочли его ошибочным, 50% – верным (2). Последнюю цифру подтверждают данные другого общегерманского опроса: половина граждан Германии оценивает действия своего правительства в условиях кризиса евро как правильные (3). Для полноты картины добавим, о чем умолчал «Рейтер»: ровно столько же опрошенных скорее не согласны с действиями правительства (4).

Опросы говорят об отсутствии у людей уверенности в правильности принятых решений по выходу стран ЕС из долгового кризиса. Экономисты обсуждают, каковы могут быть размеры помощи странам-должникам, имея в виду самые затратные сценарии, при которых потребуется спасать не только Португалию, но также Испанию и Италию. И указывают, что здесь уместна аналогия с врачебной помощью: недостаточно снять внешние симптомы заболевания, нужно устранить его причину. В середине ноября в Германии прошла презентация доклада Мюнхенского института экономических исследований «Кризисный механизм для зоны евро», на которой президент института Ганс-Вернер Зинн заявил, что предоставление финансовой помощи странам-должникам всего лишь позволило выиграть время, которое надлежит использовать для разработки и введения механизма реагирования в условиях кризиса (5). Представители входящей в правительственную коалицию Свободной демократической партии настаивают на том, чтобы помимо государственных гарантий (как при выделении кредитов Греции и Ирландии) странам-должникам предоставлялись также и негосударственные. Глава финансового комитета бундестага либерал Фолькер Вислинг заявил без обиняков, что настала пора для введения жестких механизмов санкций против должников.

На этом фоне обращает на себя внимание интервью директора Европейского фонда финансовой стабильности Клауса Реглинга. Глава фонда, из которого выделяются финансовые средства на кредитование Ирландии, не может представить, чтобы евро потерпел крах. «Опасность равна нулю... ни одна из стран, входящих в еврозону, добровольно не откажется от общей валюты». Для всех стран – и сильных, и слабых – это было бы равносильно экономическому самоубийству (6). Интервью было помещено в газете «Бильд» - самой массовой немецкоязычной газете с аудиторией свыше 11 миллионов читателей - и явно преследовало цель успокоить общественность. Напомним, что еще в мае председатель Еврокомиссии Жозе Мануэло Баррозу дал суровую отповедь немецким политикам, обвинив их на страницах консервативной «Франкфуртер Альгемайне» в том, что они плохо разъясняли своему населению преимущества, которые принесло для Германии введение евро (7). По мнению Баррозу, именно Германия больше других стран выиграла от введения евро. Глава Еврокомиссии с пафосом вопрошал: известно ли немецкой общественности, что положительное сальдо внешнеторгового баланса Германии почти на 86% формируется благодаря торговле в рамках ЕС? Сообщают ли немецкие политики общественности, что экспорт Германии в страны ЕС в 1995–2008 годы возрастал ежегодно на 7%?

Однако немецкие экономисты из Мюнхенского института экономических исследований с Баррозу не согласны и считают, что Германия выиграла не больше других (8). Единая валюта обеспечила Европе зону стабильности и оградила страны еврозоны от колебаний валютных курсов. Был гарантирован относительно низкий уровень инфляции, стимулирован рост торговли, сделан важный шаг на пути к политической интеграции. В Германии введение единой валюты привело к росту поступлений от экспорта, но одновременно и к оттоку капиталов, поэтому однозначно интерпретировать положительный торговый баланс как торговую выгоду – ошибка. В предкризисные годы Германия экспортировала капитал в страны юго-западной Европы, англоязычные государства и во Францию. В этих странах наблюдался экономический бум, а Германия ослабевала.

С середины 90-х годов Германия превратилась в крупнейшего в мире экспортера капитала после Китая. За 1995–2008 годы было вывезено 76% накоплений (частных, государственных и фирменных). По размеру ВВП на душу населения, даже без учета бывшей ГДР, Германия уступает Франции. После введения евро в странах с положительным сальдо движения капиталов (Греция, Испания, Ирландия, а также в определенной мере Франция) происходил быстрый экономический рост, сопровождавшийся инфляционным перегревом, в результате чего снизилась конкурентоспособность и образовался дефицит внешнеторгового баланса. В Германии ситуация была противоположной. Из-за оттока капиталов потребительские цены и заработная плата росли медленнее, но это позволило нарастить экспорт. После введения евро недостаточная привлекательность Германии для иностранных инвестиций превратилась в серьезную проблему, потому что был создан единый рынок капиталов и исчезли (прежде значительные) различия в процентных ставках. А с началом кризиса стало очевидно, что многие немецкие инвесторы уже не увидят своих денег. Теперь капиталы возвращаются в Германию, где, в свою очередь, начинается строительный бум. На сегодняшний день Германия имеет самые высокие темпы экономического роста в еврозоне. Картина зеркально отобразилась: теперь бум в Германии и стагнация в странах на юго-западной периферии Европы. Следовательно, предполагают мюнхенские ученые, зарплаты и цены в Германии в ближайшие годы будут расти ускоренными темпами, конкурентоспособность немецких товаров понизится, а вместе с ней сократится и сальдо торгового баланса. Однако эта перспектива реализуется только при условии, что пакет по оказанию помощи не будет увеличен – или он будет предоставляться на других условиях.

Споры о перспективах изменения торгового баланса и последствиях оказания кредитной помощи странам-должникам, в сущности, мало волнуют обывателя. В конечном счете, почти 9/10 населения полагают, что сохранение стабильности евро отвечает интересам Германии. И все же немцы никогда не любили евро, признает «Франкфуртер Альгемайне» (9). Двое из трёх бюргеров считают, что введение евро принесло им, скорее, убытки, нежели выгоду. И если за прошедшие девять лет процент доброжелателей единой валюты оставался стабильным – те же 32% в декабре 2001 г., что и сейчас, - то недовольных стало заметно больше: 45% в 2001 г. и 60% сегодня. Более половины опрошенных склоняются к мнению, что в ближайшие годы евро утратит стабильность, и страны, не способные контролировать финансовое положение, должны быть исключены из зоны евро. 2/3 населения Германии опасаются, что из-за кризиса евро их деньги обесценятся, а 57% немцев испытывают тоску по прошлому, приходя к выводу, что лучше было бы не отказываться от старой доброй марки.

_____________________________________

(1) forum.spiegel.de, 3.12.2010.

(2) wahltool.zdf.de/Politbarometer/ 2010_12_03

(3) Deutsche sehnen sich nach D-Mark zurück. – de.reuters.com, 2010 12 _03

(4) www.infratest-dimap.de/2010/dezember/

(5) Neuen Euro-Krisenmechanismus installieren. – www.fdp-fraktion.de, 18.11.2010

(6) Nikolaus Blome und Jan W. Schäfer. Die Euro-Zone bricht nicht auseinander. – Bild, 25.11.2010.

(7) Im Gespräch: José Manuel Barroso.Manchmal haben Krisen auch ihr Gutes – Frankfurter Allgemeine Zeitung. 25.05.2010.            

(8) ifo Institut, Pressemitteilung vom 04.11.2010.

(9) Philip Plickert Wer vom Euro profitiert. 03.12.2010.

 

www.fondsk.ru

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати