ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Идеальный шторм» на Балтике? Провокации лимитрофов ведут к столкновению НАТО с Россией

15:05 05.02.2025 • Владимир Симиндей, историк, политолог

С конца прошлого года наблюдается резкая эскалация напряжённости в Балтийском море: разнообразные и несвязанные друг с другом инциденты с подводным кабельным и трубопроводным хозяйством интерпретируются в прибалтийских и финской столицах в конспирологическом ключе, предпринимаются попытки воспрепятствовать свободному судоходству в российские порты и вбрасываются опасные инициативы – от превентивных поборов с судовладельцев так называемого «теневого» флота на починку донной инфраструктуры до отмашки абордажу «подозрительного» морского транспорта и фактической закупорки Финского залива.

Последний в январе наступившего года громкий инцидент с задержанием судна, задействованного в российских грузоперевозках, можно считать лакмусовой бумажкой, проявляющей вредительские подходы наших прибалтийских, финских и скандинавских соседей. 26 января стало известно, что в Балтийском море на участке Вентспилс-Готланд, в 130 км от латвийского берега, на стометровой глубине был повреждён подводный оптоволоконный кабель Латвийского радиотелевизионного центра[i]. В связи с этим в Швеции незамедлительно задержали болгарское судно «Vezhen», ходившее под мальтийским флагом и, увы, не имевшее никакого отношения к России. Однако этого оказалось мало, и по ложному доносу латвийских властей норвежская морская полиция «на всякий случай» задержала по подозрению в причастности к повреждению подводного кабеля попавшееся под руку судно с российским экипажем.

«На основании законного запроса латвийских властей, а также постановления окружного суда Норд-Тромс и Сенья в Норвегии полицейский округ Тромсё задержал зарегистрированное в Норвегии и принадлежащее Норвегии судно «Silver Dania». Корабль курсирует между Санкт-Петербургом и Мурманском. Экипаж на борту — россияне. <...> Есть подозрения, что судно причастно к серьезному повреждению оптоволоконного кабеля в Балтийском море между Латвией и Швецией. Полиция проводит на судне операцию по обыску, проведению допросов и сбору доказательств. Полицейская служба безопасности Норвегии (PST) регулярно информируется об этом деле», — сообщило норвежское полицейское ведомство в минувшую пятницу[ii]. «Доказательств», разумеется, собрать не удалось, а фальсифицировать их (на этот раз?) не решились, и рефрижератор «Silver Dania» пришлось отпустить из Тромсё.

После данного инцидента на Балтике союзники по НАТО преследовали заодно и танкер «Псков», направлявшийся в порт Высоцк Ленинградской области. Как сообщило шведское издание «Aftonbladet», «судно „Псков“ под флагом Барбадоса также находилось в этом районе, когда произошёл обрыв кабеля. Сейчас его сопровождают три корабля НАТО из Финляндии и Эстонии»[iii]. Показательно, что эстонские СМИ сообщили не просто об эскорте, а о готовности применить силу. Так, медиаструктура «Postimees» заявила о том, что, по данным Сил обороны страны, «Эстония была готова задержать танкер, который оказался рядом с местом обрыва латвийского кабеля»[iv]. Нетрудно представить себе, к чему могла бы привести подобная провокация, если бы воинственный порыв не был сдержан опасениями, связанными с последствиями доставки судна после его захвата к берегам Эстонии.

Помимо едва не случившегося инцидента со «Псковом», «на перспективу» подлил масла в огонь министр обороны Эстонии Ханно Певкур, заявивший в интервью агентству «Reuters», что борьбу с повреждением подводной инфраструктуры мог бы помочь решить «определённый сбор» с судов, которые перемещаются по Балтийскому морю через Датские проливы в Мировой океан[v]. Из других источников известно, что прорабатывается идея «страховых» поборов с дифференцированной ставкой (ищут «приемлемую» формулу для повышенной подати с судовладельцев и грузоперевозчиков, завязанных на российские порты в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях). Певкур также уточнил, что для защиты подводной инфраструктуры союзников в Балтийском море наряду с патрулированием акватории кораблями НАТО рассматриваются и другие меры, включая установку сенсоров для обнаружения якорей, волочащихся по морскому дну, а также строительство защитных оболочек или стен вокруг кабелей.

Эстонский военный министр отнюдь не одинок в экстравагантных экзерсисах – в январе в Таллине организовали целый межпартийный «мозговой штурм» и родили идейки о том, как «извлечь уроки» из повреждения подводной кабельной инфраструктуры на дне Балтийского моря, а заодно научиться подрывать российское судоходство в целом и работу «теневого» флота в частности. Так, лидер национал-консерваторов Руубен Каалеп предложил предпринять два провокационных внешнеполитических шага, нацеленных на взрывную эскалацию конфликта Запада с Россией, и высказал оценки, которые стоит привести дословно:

«Эстония должна поднять на консультациях НАТО вопрос о международной доступности датских проливов. Копенгагенская конвенция 1857 года, регулирующая этот вопрос, давно устарела, так как в то время не существовало жизненно важных подводных кабелей или гибридных атак. Эстонии жизненно важно, чтобы страны Балтийского региона разработали обновленные правила, позволяющие запрещать проход через датские проливы судам стран, причастных к атакам на сети связи, терроризму или обходу санкций.

Эстония и Финляндия должны установить морскую границу по центральной линии Финского залива в соответствии с международным морским правом. Конвенция ООН 1982 года о морском праве позволяет каждой стране устанавливать территориальное море шириной до 12 морских миль. Несмотря на то, что в 1990-х годах Эстония отказалась от этой возможности, оставив в центре Финского залива коридор международных вод, сегодня ясно, что Россия и Китай используют этот коридор для подрыва экономической и энергетической безопасности Эстонии и Финляндии…

Сегодня в Балтийском море идет война. Настало время это признать и действовать соответствующим образом. […]»[vi].

Так что прибалтийские страны, по мнению некоторых горячих парней, уже, оказывается, находятся в состоянии войны на Балтике и размышляют как усугубить эту ситуацию дальше.

Среди других субстантивных предложений вредительского характера, исходящих из эстонского политикума, следует отметить предложение председателя парламентской фракции правящей Партии реформ Ынне Пиллака, согласно которому ВМС Эстонии должны получить бóльшие полномочия для реагирования в случае подозрений на «российскую диверсию». В частности, эстонским военным могут предписать вмешиваться в проблемы, возникшие за пределами территориальных вод — в том числе с использованием вертолета Департамента полиции и погранохраны или спецподразделения команды «К».

«Мощным политическим высказыванием» стало проведение 14 января в Хельсинки саммита стран НАТО Балтийского региона, спешно собранного для того, чтобы выказать солидарность с Финляндией и Эстонией – «жертвами гибридной атаки» (а на деле – различного рода аварийных инцидентов с подводной инфраструктурой), а также провозгласить увеличение присутствия альянса в Балтийском море путём запуска специальной военно-наблюдательной миссии. И, как по заказу (хотя почему «как»?), в день встречи в верхах шведский министр по делам гражданской обороны Карл-Оскар Болин заявил о том, что якобы обнаружены повреждения на ещё одном силовом кабеле — NordBalt, соединяющем Швецию с Литвой.

Лидеры прибрежных стран Альянса в срочном порядке прибыли в финскую столицу, чтобы на высоком представительском уровне «строго продемонстрировать» решимость защитить уязвимые страны-союзницы от дальнейшего «саботажа» кабельного хозяйства. При этом все участники хельсинкского слёта дружно «забыли» о подрыве по заказу США газопровода «Северный поток» — теракте, нанесшем им же, главным образом Германии, значительный экономический и экологический ущерб. Ибо «это — другое». Газопроводы взрывать можно, а кабели рвать — нет. Только кто же их рвет? Доказательств никаких нет. Зато есть политический девиз мероприятия в Хельсинки. Его накануне в интервью местной телерадиокомпании Yle «отлил в финском граните» президент Суоми Александер Стубб: «Общий враг укрепляет единство».[vii]

Ключевой новостью саммита стало известие о том, что НАТО в связи с произошедшим за последние месяцы повреждением подводных кабелей запускает на Балтийском море миссию мониторинга — об этом на специальной пресс-конференции сообщил генсек Североатлантического альянса Марк Рютте. По его словам, военно-наблюдательная миссия Baltic Sentry («Балтийский страж») будет включать в себя различные средства, в том числе фрегаты и морские патрульные самолёты, и повысит бдительность НАТО на Балтийском море. Генеральный секретарь анонсировал развёртывание новых технологий, включая флотилию морских дронов, и отметил, что военный альянс будет сотрудничать с союзниками для интеграции национальных средств мониторинга, улучшения защиты критической подводной инфраструктуры и оперативного реагирования.

Региональные аналитики не склонны преувеличивать практическую значимость скороспелого саммита в военно-технической сфере, акцентируя внимание на политико-демонстрационном характере мероприятия.

У «горячих голов» в Прибалтике и Финляндии достижения экспресс-саммита НАТО вызвали некоторое разочарование. Понимая, что до инаугурации нового президента США Дональда Трампа ждать судьбоносных решений о «закупорке» России на Балтике было, по меньшей мере, наивно, сторонники усиления давления на Москву всё же рассчитывали, что в Хельсинки будут продекларированы более масштабные и строгие инициативы по подрыву российского судоходства в целом и работы т.н. «теневого» флота в частности. Прежде всего, имеется в виду подготовка Эстонии и Финляндии к возможному установлению морской границы по центральной линии Финского залива, что ликвидировало бы для России режим международных вод для свободного прохода судов (а это, как ни крути, потенциальный casus belli). Несколько спутали карты и дальнейшие утечки из натовских разведывательных и дипломатических кругов о том, что в Брюсселе и Вашингтоне нет ни прямых доказательств «вины» Москвы, ни даже внутренней убеждённости в ней. Так, 19 января газета «The Washington Post» со ссылкой на дипломатические источники сообщила, что повреждение кабелей в Балтийском море — случайности, а не саботаж[viii].

Таким образом, можно прогнозировать, что именно выбор политической линии в отношениях США и России в первые сто дней президентства Трампа во многом предопределит и дальнейшие западные оценки причин инцидентов на Балтике — якобы целенаправленные «диверсии» или банальные морские аварии, вызванные неопытностью экипажей и плохим состоянием судов. Однако прибалтийские и финские власти делают всё возможное, чтобы максимально обострить ситуацию в регионе — в надежде обратить на себя внимание Вашингтона и «подзаработать» на политической эскалации, которая может в итоге привести к эскалации иного рода.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] Bojāts LVRTC zemūdens optisko šķiedru kabelis https://www.lvrtc.lv/jaunumi/jaunumi/bojats-lvrtc-zemudens-optisko-skiedru-kabelis/

[ii] Brought in ship to Tromsø https://www.politiet.no/aktuelt-tall-og-fakta/aktuelt/nyheter/2025/01/31/troms2/

[iii] Utredning startar efter kabelbrottet https://www.aftonbladet.se/nyheter/a/KMkxn7/utredning-starar-efter-kabelbrottet

[iv] Эстония была готова задержать танкер, который оказался рядом с местом обрыва латвийского кабеля https://rus.postimees.ee/8180571/estoniya-byla-gotova-zaderzhat-tanker-kotoryy-okazalsya-ryadom-s-mestom-obryva-latviyskogo-kabelya

[v] Exclusive: Baltic Sea shipping tax could pay for undersea cable protection, says Estonian minister https://www.reuters.com/world/europe/baltic-sea-shipping-tax-could-pay-undersea-cable-protection-says-estonian-2025-01-29/

[vi] Слово лидерам партий https://rus.postimees.ee/8168996/slovo-lideram-partiy-peeter-tali-my-hoteli-verit-chto-putin-bolshe-ne-posmeet-atakovat-nashu-podvodnuyu-infrastrukturu

[vii] Стубб: ”Общий враг укрепляет единство” https://yle.fi/a/74-20136716

[viii] Accidents, not Russian sabotage, behind undersea cable damage, officials say https://www.washingtonpost.com/world/2025/01/19/russia-baltic-undersea-cables-accidents-sabotage/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати