ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Что ждёт Китай к 2049 году? - футурологический анализ

13:38 20.01.2025 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Круглый стол, посвященный перспективам российско-китайских отношений и китайской модернизации. Слева направо: О.Буряк (модератор круглого стола), ученые-эксперты: А.Лукин, К.Бабаев, С.Цыплаков, В.Кашин.
Фото А.Торина.

В Москве состоялся круглый стол о перспективах сотрудничества России и Китая, в рамках которого был представлен доклад «Китай 2049: футурологический анализ», подготовленный Институтом Китая и современной Азии (ИКСА) РАН при участии экспертов МГИМО (У) МИД России и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Директор ИКСА РАН Кирилл Бабаев отметил, что 2049 год был выбран составителями доклада не случайно. «Этот год можно считать узловым – на него приходится столетие КНР. Условно эту дату можно было бы назвать реперной точкой, к которой движется в настоящее время страна и её руководство. Предстоящая четверть века по замыслу нынешнего китайского руководства должна стать завершающим периодом осуществления “модернизации китайского типа”, по итогам которой Китай намерен стать, согласно официальным формулировкам, “богатой, сильной, демократической, цивилизованной, гармоничной социалистической державой”», - отметил ученый.

Научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, доктор исторических наук, руководитель авторского коллектива доклада Александр Лукин перечислил возможные сценарии, по которым может развиваться Китай в предстоящие десятилетия.

Первый из них предполагает, что в Китае произойдет серьезный кризис, в результате которого страна будет значительно отставать. Этот сценарий отмечен авторами доклада как наименее вероятный, поскольку предполагает не только серьезные проблемы в КНР, но и поступательное развитие в Евросоюзе и США, что не соответствует современным тенденциям. Тем не менее, полностью сбрасывать со счетов такой вариант развития событий нельзя. Для России такой сценарий наименее выгоден, так как кризис в Китае создал бы серьезные проблемы, как для российской экономики, так и для безопасности, а ослабление Китая означало бы утрату серьезной поддержки на международной арене в противостоянии с укрепившимся Западом. Поэтому перед Москвой стоит задача недопущения подобного сценария и предотвращения сценариев, которые могли бы спровоцировать кризис в самой КНР или вокруг неё (включая такие важные триггеры, как ситуация в Тайваньском проливе и обстановка на границе Китая и Индии, а также положение на Корейском полуострове).

Второй вариант описывает ситуацию, когда в Китае также возникнет серьезный кризис или застой, но схожие проблемы будут наблюдаться и в США и на Западе в целом. Вероятность такого сценария также невелика. Однако возможные причины могут включать глобальные экологические катастрофы, финансовые кризисы или пандемии, что создает условия для взаимного ослабления. Учитывая даже небольшую вероятность данного сценария, России необходимо продолжить курс на усиление своих позиций и стараясь, развивая даже самое тесное сотрудничество с Китаем, не впадать в серьезную одностороннюю экономическую и политическую зависимость от него. Разумеется, подобная сбалансированная политика должна быть направлена на избегание риска втягивания в глобальный конфликт.

Третий сценарий предполагает, что Китай сможет опередить США и их союзников, став ведущей мировой державой. Вероятность этого сценария несколько выше, чем у предыдущих двух, хотя в последние 5-6 лет, на фоне замедления китайской экономики, появились сомнения, сможет ли Китай одержать убедительную победу над Западом к 2049 году. Тем не менее, стоит учитывать, что успех этого сценария создаст для России не только возможности, но и проблемы. Не вполне ясно, как будет вести себя Китай, став единственным мировым лидером. Согласно текущим заявлениям руководства КНР, у него нет планов установления гегемонии в мировой системе.

Наконец, четвертый вариант подразумевает сохранение текущего соотношения сил между Китаем и Западом. В случае его реализации России необходимо, наращивая всестороннее сотрудничество с Китаем для купирования угроз со стороны Запада, одновременно активно развивать взаимодействие с другими незападными центрами силы и пытаться по возможности налаживать конструктивные связи с адекватными партнерами в других частях света. Такая политика поможет избежать изоляции на международной арене и укреплять суверенитет в условиях сохраняющегося соперничества между центрами силы.

«Мы пришли к общему мнению, что наиболее вероятен последний, четвертый сценарий: соотношение сил останется примерно таким же, как сейчас, Китай будет продолжать развиваться, но не так быстро, как раньше, по различным причинам. На Западе также будут иметь место кризисные явления, но они не будут носить катастрофический характер», - резюмировал А.Лукин.

Директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник ИМИ МГИМО (У) МИД России Василий Кашин посвятил свое выступление вопросам обороны и безопасности современного Китая. По словам ученого, страна будет продолжать наращивать свой военный потенциал. «В течение ближайшей четверти века будут происходить два важнейших процесса – превращение Китая де-факто в третью ядерную сверхдержаву, наряду с Россией и США, и становление КНР как глобальной военной державы. Для достижения последней цели строятся колоссальные военно-морские силы, которые уже к настоящему времени являются вторыми в мире. Темпы их строительства благодаря огромному потенциалу КНР в сфере гражданского судостроения уже сейчас таковы, что превышают всё, что достижимо для Соединенных Штатов. Отставание от лидеров сохраняется только в одной сфере – атомном подводном кораблестроении, но и здесь разрыв быстро сокращается», - отметил В.Кашин. По мнению эксперта, к 2049 году, при сохранении текущих тенденций, можно ожидать достижения Военно-морскими силами КНР сравнимого с США боевого потенциала, в том числе сравнимого уровня развития техники при большей её численности.

В.Кашин особо отметил, что Китай в несколько раз превосходит Россию и США, вместе взятые, в сфере производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). «На момент начала специальной военной операции (СВО), проводимой Россией, Китай уже контролировал более 80% глобального производства дронов во всем мире. То, что делалось за пределами Китая, делалось в основном с использованием китайских компонентов. То есть Пекин превосходит весь остальной мир в плане производства основного средства поражения в современной войне. Речь идет, прежде всего, о легких разведывательных БПЛА, которые тысячами применяются в зоне СВО ежедневно. Поэтому важно понимать: Китай может отставать от других стран в технологическом плане, но остается очень сильным в производственном аспекте», - заметил В.Кашин.

 Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая ИКСА РАН, профессор департамента международных отношений НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков посвятил своё выступление перспективам экономического развития Китая. Он напомнил, что китайское руководство ставит перед обществом целый ряд амбициозных задач на пути модернизации страны. Ее предполагается осуществить в два этапа: к 2035 году – в общих чертах, а к 2049 году – полностью.

На период до 2035 года китайским руководством были поставлены следующие цели:

- достичь среднего уровня развитых стран по размеру подушевого ВВП, сократить разрыв между городом и деревней, расширить численность среднего класса;

- осуществить прорыв в области ключевых технологий, выйти в первые ряды инновационных стран мира, в общих чертах осуществить индустриализацию нового типа, информатизацию, урбанизацию, модернизацию сельского хозяйства, построить модернизированную экономическую систему;

- сформировать «зеленые» способы производства и образ жизни, стабилизировать и снизить объем углеродных выбросов, добиться коренного перелома в экологической обстановке.

Способность Китая достичь подобных целей будет определять возможные сценарии развития страны на втором этапе модернизации, то есть в 2035-2049 годах. При этом как внутренние, так и внешние условия для развития Китая в последние годы заметно усложнились. Основной причиной сложностей, переживаемых китайской экономикой, остается незавершенность перехода от прежних драйверов развития (инвестиции, экспорта), к новым (инновациям, технологиям, росту внутреннего потребления).

В числе главных внутренних вызовов особую опасность, с точки зрения авторов доклада, представляет тенденция к быстрому старению и сокращению численности населения, в особенности числа лиц трудоспособного возраста. Пути решения данной проблемы пока не просматриваются, а принимаемые меры (повышение планки пенсионного возраста, развитие системы услуг по дошкольному воспитанию детей) имеют лишь временный эффект, не решая проблему по существу. Сохраняется и отставание Китая в области фундаментальных исследований, хотя доля расходов в этом секторе постоянно растет. Среди других вызовов, с которыми придется сталкиваться КНР в первой половине ХХI века, в докладе перечислены региональные диспропорции (главная из них - приморские, южные провинции существенно опережают в развитии северные), ограниченность природных ресурсов (прежде всего, земель сельскохозяйственного назначения, воды, углеводородов, некоторых видов металлов), а также проблемы природоохранного комплекса.

Анализу текущего состояния внешней политики Китая и тенденциям в этой сфере посвятил свое выступление Александр Лукин. По его словам Китай развивается, но именно это обстоятельство встречает всё более активное сопротивление и противодействие со стороны Запада. «Если до определенного момента развитие КНР воспринималось как позитивное явление, затем как неизбежность, то теперь её оценивают на Западе как угрозу. При этом в Китае понимают, что чрезмерная активизация своей внешней политики не приносит стране пользы. Поэтому сейчас Пекин ищет пути сосуществования с Европой и США, но без уступок своих интересов. Это будет продолжаться и дальше, так как конфликт рассматривается как самая крайняя мера», - отметил А.Лукин.

«Какую позицию могла бы занять в этой ситуации Россия? Наша страна сейчас избавляется от излишней зависимости от Запада. Но нам не нужна односторонняя зависимость от другого серьезного игрока. Последовательная политика многосторонней дипломатии и участие в глобальных инициативах могут помочь России избежать изоляции и способствовать укреплению суверенитета в условиях продолжающегося соперничества Соединенных Штатов Америки и Китая. Такой курс был бы оптимальным для России», - отметил А.Лукин.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати