ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Вашингтон-Токио-Сеул: проблемы «Стратегического треугольника»

15:15 16.01.2025 • Олег Парамонов, Доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

В наступившем году исполняется 60 лет установления отношений между Южной Кореей и Японией, в странах конфуцианской политической культуры стараются бережно обращаться с памятью о важных «исторических вехах». Ещё осенью казалось, что Сеул и Токио смогут использовать эту «годовщину» для закрепления положительных тенденций в отношениях. Надо признать, за последнее время связи между странами улучшились благодаря дипломатии южнокорейского президента Юн Сок Ёля (сейчас отстранён от должности). Было достигнуто соглашение с тогдашним премьер-министром Фумио Кисидой по крайне болезненным для корейского народа вопросам, связанным с преступлениями японских милитаристов на Корейском полуострове. Был дан старт регулярным встречам лидеров двух стран, имело место расширение деловых контактов. При этом подобная политика многими в Южной Корее воспринималась скорее как односторонние уступки, а не как «разумный компромисс».

Зато это помогло администрации Джо Байдена реализовать идею Стратегического треугольника Вашингтон-Токио-Сеул, который продолжал оставаться на плаву в условиях кризиса лидерства в Японии, возникшего после отставки Фумио Кисиды, и даже после ставшего реальностью сценария «Трамп 2.0». Персона нового японского премьера (Сигэру Исиба) не вызывала в Сеуле раздражения, что, по слухам, и стало одним из факторов выбора японским истэблишментом его кандидатуры. Впрочем, затем быстро выяснилось, что новому премьеру явно не хватает лидерских качеств. Что касается американской стороны, то здесь ей удалось сделать многое для институализации трёхстороннего сотрудничества в широком спектре областей, включая «вепонизацию» цепочек добавленной стоимости, технологий искусственного интеллекта, квантовых вычислений.

Однако уже второй месяц Сеул является главным поставщиком «тревожных новостей» для Вашингтона и Токио. С начала декабря Южная Корея продолжает пребывать в состоянии глубокого политического кризиса после провала попытки Юн Сок Ёля ввести в стране военное положение из-за конфликта с оппозицией, за что ему был объявлен законодателями импичмент. Управление по расследованию коррупции среди высокопоставленных должностных лиц Южной Кореи начало расследование его действий. Вторая попытка полиции задержать Юн Сок Ёля с целью допроса, имевшая место 15 января, оказалась успешной. В ней участвовали участвовали более 3000 полицейских и сотрудников антикоррупционного ведомства. При этом адвокаты Юн Сок Ёля старательно подчёркивают, что он сдался добровольно, по другой информации, вялое сопротивление службы охраны имело место, колючую проволоку и баррикады из автомобилей полиция преодолевала с помощью штурмовых лестниц и болторезов[1]. Так что «сдача» выглядела далеко не «добровольной».

Конституционный суд 14 января, ещё до задержания Юн Сок Ёля, начал рассмотрение дела о законности импичмента, и сразу стала заметной тенденция к переходу разбирательства из юридической в политическую плоскость. Продолжаются демонстрации противников и сторонников Юн Сок Ёля, имеют место уличные место конфликты между их участниками, адвокаты Юн Сок Ёля делают акцент и пугают общество тем, что напористость оппозиции создаёт риски перерастания ситуации в гражданскую войну. Экономическая ситуация в стране также развивается не лучшим образом. Политические беспорядки, охватившие Сеул, вызвали немедленную обеспокоенность по поводу устойчивости двусторонних отношений между Японией и Южной Кореей.

Вакуум лидерства в обеих странах пытаются заполнить их главные дипломаты. Глава МИД Японии Такэси Ивая 13-14 января посетил Южную Корею, где провёл переговоры со своим коллегой Чо Тхэ Ёлем. Он был принят и министром финансов Чхве Сан Моком, исполняющим обязанности президента. Предыдущий визит министра иностранных дел Японии в Южную Корею состоялся в ноябре 2023 года. Ёко Камикава тогда присутствовала на встрече в Пусане с южнокорейским и китайским коллегами.

Чо Тхэ Ёль попытался заверить своего коллегу в стабильности правительства и его приверженности двусторонним связям. Южная Корея и Япония по-прежнему привержены «непоколебимому» развитию двусторонних связей при любых обстоятельствах, ободряюще заявил глава южнокорейской дипломатии на пресс-конференции после переговоров. Министры также обсудили способы сохранения импульса трехстороннего сотрудничества со своим старшим союзником в преддверии инаугурации Дональда Трампа (уже известно, что Такэси Ивая будет представлять там Японию). Чо Тхэ Ёль подчеркнул, что базовая линия Сеула в отношении Токио «останется непоколебимой в будущем»[2].

Такэси Ивая был более сдержан в своих взглядах на перспективы отношений между странами, дипломатично воздержался от оценок и комментариев касательно текущей внутренней ситуации в Южной Корее. Министр завил, что две страны являются «важными соседями, которые должны продолжать работать вместе в качестве партнеров в решении различных проблем мирового сообщества». И подчеркнул, что, учитывая нынешнюю нестабильную международную ситуацию, трехстороннее сотрудничество с США и Южной Кореей никогда не было более важным[3].

К сожалению, у Токио и Вашингтона могут быть поводы для осторожного оптимизма в отношении дальнейшей политики Южной Кореи и «Треугольника» как такового. Внутриполитический конфликт набирает обороты. Юн Сок Ёль, его защита в суде и политические соратники пытаются выгодно использовать «модель Трампа», создать образ «мученика», закованного в наручники и преследуемого «бессердечными прокурорами. И, не исключено, у них может даже получиться «делегитимизировать» судебный процесс с помощью политических манипуляций и создания в обществе страхов перед затянувшейся драмой. Да и, кто знает, у Дональда Трампа политик с таким бэкграундом мог бы вызвать если не эмпатию, то прагматичное понимание. Но нужно подчеркнуть, что сейчас отмена решения судом решения об импичменте Юн Сок Ёля выглядит как «немыслимое» как с юридической точки зрения, так и в контексте преобладающих общественных настроений. В случае окончательного поражения Юн Сок Ёля будут назначены новые выборы, но лидеру южнокорейской оппозиции Ли Чжэ Мёну (Демократическая партия «Тобуро») победа не гарантирована. И против него открыты четыре уголовных дел, связанных с коррупцией, приговор по одному из них вынесен и находится в стадии апелляции[4]. В этих условиях однопартийцы Юн Сок Ёля (партия «Сила народа») могут «перегруппироваться» и выдвинуть нового кандидата с неплохими шансами.

Все выглядит так, что в ближайшее время стороны «Треугольника» будут неизбежно заняты внутренними проблемами, и его стратегическая часть явно отойдет на второй план. По крайней мере, на ближайшее время.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://rg.ru/2025/01/15/sledovateli-oficialno-zaiavili-o-zaderzhanii-prezidenta-iuzhnoj-korei-iun-sok-yolia.html

[2] https://www.japantimes.co.jp/news/2025/01/13/japan/politics/japan-south-korea-foreign-ministers/

[3] Japan, South Korea affirm ties' importance amid Seoul political turmoil

[4] https://journal-neo.su/ru/2025/01/12/posadyat-li-li-chzhe-myona-posle-yun-sok-elya/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати