Рисунок от activefence.com
«Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен –
Перемен, мы ждём перемен!»
Виктор Цой.
(Любимая песня участников европейских выборов-2024…)
Накануне ушедшего 2024-го года многие обозреватели по всему миру обращали внимание на то, что год станет выборным в почти 70 странах. Что само по себе явилось рекордом. Журнал «Time» точно уловил тогда нерв происходившего и выдал такое: «2024 is not just an election year. It’s perhaps the election year…» - «2024 год — это не просто год неких выборов. Возможно, это год тех самых выборов. В глобальном масштабе на участки для голосования придет больше избирателей, чем когда-либо в истории, поскольку, по меньшей мере, 64 страны (плюс Европейский союз), представляющие почти 49% всего население мира, должны провести национальные выборы, результаты которых для многих окажутся значимыми на долгие годы вперед».
И, если оценивать результат этих глобальных выборов в той или иной стране, как самый надежный и самый масштабный опрос общественного мнения из возможных, то картина вырисовывается очень показательная. Ни один Гэллап такого не выдаст. Вот и посмотрим, что получилось в итоге.
Для начала, чтобы представить масштабы планетарного голосования, процитируем материал «ТАСС-ДОСЬЕ»:
«- В 2024 году ожидается проведение президентских и парламентских выборов в 64 странах.
- Наибольшее число выборов, в ходе которых будут избраны главы государств и члены парламентов, запланировано в европейском регионе, там голосование будет проведено, по меньшей мере, в 19 странах. (Отметим, что на начало 2024 года не было известно, что в Британии и во Франции пройдут досрочные выборы – С.Ф.). Далее следует Африка (18 государств), Азия (16), Америка (7) и Океания (4).
- Среди стран, в которых пройдут президентские выборы – Россия, Индонезия, Мексика и США, входящие в десятку наиболее населенных государств.
- В 2024 году должен быть обновлен состав Европейского парламента, депутатов которого будет избирать население стран, входящих в Европейский союз.
- В совокупности население государств, где намечены выборы в предстоящем году, составляет порядка 4 млрд человек (половина населения Земли). По экспертным оценкам, в голосовании примут участие более 2 млрд избирателей.
- Самые масштабные выборы пройдут в апреле – мае в Индии, где будут избраны члены нижней палаты парламента. В стране зарегистрировано около 900 млн избирателей (население 1,42 млрд)».
Это – штрихи к общей картине, а теперь попробуем выделить её самые интересные события.
Главное для России – огромная поддержка Владимира Путина на выборах президента в марте. За него проголосовало 76 277 708 человек – это 87,28% голосов избирателей. Явка на выборах составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 граждан России. В современной истории столь высоких показателей прежде не было, отметил Центризбирком.
Какая другая стана мира продемонстрировала такую же поддержку своему лидеру? Выборы 2024 год дали ответ на этот вопрос вполне однозначный – ни одна! Повторим – выборы за год состоялись почти в 70 государствах. Так что, нам в России есть, с чем сравнивать.
Большие проблемы у «Большой семерки»
В целом, самый поразительный результат избирательных кампаний 2024 года в мире заключается в том, что больше всего от мнения и воли избирателей пострадали правящие круги государств, входящих в G-7, в «Большую семерку». Там в 6 случаях из 7 произошла смена власти. Весьма примечательный результат получился.
Смотрите. В США у Байдена по закону была возможность выдвинуть свою кандидатуру вторично, но его «тормознули». Да, сделали это функционеры демократической партии, а не сами избиратели, но результат налицо – редкий президент США не оставался без второй каденции подряд. Зато претенденту Трампу всадили пулю в ухо, чтобы не мешал приходу к власти Камалы Харрис. Трамп спасся, и разнес противницу в пух и прах. Вот это были выборы с отставкой президента, со стрельбой по претенденту и несостоявшейся победе дамы, чьё главное достоинство – заразительный смех со сцены! Теперь Трамп требует в состав США Канаду и Гренландию, и соседям стало уже не до смеха.
В Британии народу стало просто невмоготу дальше терпеть клоунаду кратковременных премьеров консервативной партии и политический цирк с их «кувырк-коллегией». Объявление досрочных выборов зафиксировало, что долгое правление консерваторов ведет в социально-экономический тупик, и народ высказался за лейбористов. Как видно сейчас, это не помогает – страна продолжает катиться по наклонной, и народ опять недоволен. У премьера Стармера минимальные рейтинги. Выборы не смогли переломить отрицательного тренда британского развития. Выбирай – не выбирай…
Во Франции партия Макрона потерпела сокрушительное поражение в начале лета на выборах в Европейский парламент. Эммануэль так разволновался, что объявил досрочные выборы в парламент страны. Он хотел реванша над оппозицией, но по итогам «Макро со товарищи» и в собственном парламенте не смог набрать большинства. Законодатели разделились на три почти равных части по политической ориентации – правые, левые, центристы. В результате – лебедь рак и щука, и с лета там уже «слетело» три премьера, а конца края кризису не видать. При этом 61 процент французов высказывается за отставку президента Макрона.
В Японии также смена власти. Поменялся лидер правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), хотя сама партия и зацепилась за власть. Но неприятие бывшего премьера Кисиды стало де-факто неприятием его политики – страна явно стагнирует в экономике и не набирает никаких вистов во внешней политике. Сможет ли смена первого лица ЛДП что-то изменить – новый премьер Исиба из группы местных милитаристов, мечтающих об «азиатском НАТО», но станут ли граждане лучше жить от роста военных расходов? Возможно, Исиба также станет промежуточной фигурой – но, куда дальше? Нет сейчас в Японии политика масштаба убитого Синдо Абэ, а, значит, и в этой стране из группы G-7 стабильности ожидать не приходится.
Про перспективы Канады даже говорить пока рано. В 2024 году страна избежала внеочередных выборов, хотя кресло под премьером Трюдо закачалось так зримо, что от него начали сбегать ближайшие соратники. А вот сразу после Нового года, не успел Трамп ещё взойти в Овальный кабинет, как его угроза превратить «страну кленового листа» в 51-й штат США уже заставила бежать с поста премьера Джастина Трюдо. Ретировался тот стремительно, оставив государство в странном положении, когда перспективы власти размыты, а южный сосед замахнулся на аннексию, но никто-никто в правительстве этой проблемой не занимается даже на словах. Правительство – до новых выборов – стреножено внешне- и внутри-политическими противоречиями. А часики тикают. Неопределенность в чистом виде…
С Германией вроде бы все ясно – Шольц и Ко со «светофорной коалицией» поставили экономику на рельсы стабильного снижения, и в конце года получили вотум недоверия в Бундестаге. Представитель этой коалиции от партии «зеленых», министр иностранных дел Бербок открыто заявляет: «В данный момент наша страна переживает самый сильный экономический шок со времён Второй мировой войны». Бюргеров тряхнуло так, что правящая коалиция распалась, и досрочные – опять досрочные! – выборы назначены на 23 февраля 2025 года. И из глубин германских земель начали прорастать новые политические силы, которые могут сломать удобный для истеблишмента расклад, при котором историческому блоку партий ХДС/ХСС чуть ли гарантирован пост следующего канцлера. Две партии – «Альтернатива для Германии» (АдГ) (справа) и «Союз Сары Вагенкнехт — за разум и справедливость» (слева) уже набирают такую силу, что появление их представителей в будущем правительстве ФРГ не вызовет удивления. Тем более, что команда Трампа в лице Илона Маска откровенно вышла на поддержку АдГ.
Кстати, Маск также активно вмешивается в политическую жизнь Британии, обещая 100 миллионов фунтов стерлингов партии Найджела Фараджа «Reform UK» («Реформировать Соединенное королевство») в случае новых досрочных выборов. Если это не вмешательство во внутренние дела ФРГ и Британии со стороны США – то, что ЭТО? Тем не менее, в западной прессе экзерсисы Маска воспринимают, как «шуточки». И никакого массового осуждения! «Это другое…»
И, наконец, мы подошли к ситуации в седьмой стране G-7 – в Италии. Видимо, из-за того, что правительство там стабильно, и народ не возмущается глупостями местных властей, как в обозначенных выше государствах, европейское издание газеты «POLITICO» назвало премьер-министра Италии Джорджи Мелони «самым влиятельным политическим деятелем Европы». А знаете, почему? Потому, что власти Италии во главе с Мелони не бросились в военные и экономические авантюры, как их союзники по «Большой семерке» в Вашингтоне, Берлине, Лондоне, Париже, Токио. Про Канаду – ни слова… Бритты, американцы, французы, немцы перевели свою информационно-пропагандистскую работу на военные рельсы. Там открыто говорят о необходимости нанести «стратегическое поражение» России, там выдумывают и вводят кучи санкций против Москвы. А что Италия?
А итальянцы тихо и выгодно торгуют с Россией, обходя санкции «по дуге». Перед Новым Годом газета «The Financial Times» раскрыла секреты, откуда в Москве немало товаров от ведущих фирм Италии: «Посредники увидели бум бизнеса после вступления санкций в силу. Один продавец из Италии рассказал, что каждую неделю отправлял в Россию от 10 до 20 посылок с роскошными фирменными сумками, зарабатывая до 6000 евро в неделю в виде комиссионных. Итальянцам все равно, для них важно продать товар… Костюмы, изготовленные итальянской фирмой «Canali», продаются в ЦУМе, крупном московском универмаге, по цене около 170 000 рублей (1 600 евро/1 650 долларов США)». И т.д.
Возможно, благодаря умной и умеренной внешней и экономической политике, Джорджи Мелони и назвали «самым влиятельным политическим деятелем Европы»? Это тем более интересно, что по версии «POLITICO», глава еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не стала таковым, хотя её влияние в Евросоюзе очень велико. Но воинственные заявления от Урсулы сыпятся, как горох из банки, поэтому её милитаризму предпочли миролюбие Мелони.
Вот так на наших глазах выборный год выявил всю шаткость позиций правящих кругов во всех ведущих странах коллективного Запада, сиречь – в рамках G-7. И раньше были предположения о том, будто «что-то неладно творится в западном королевстве», зато год 2024-й показал эти тенденции и настроения во всей красе!
Многообразие политических интересов и фрагментация обществ на коллективном Западе
Выявил тот год и ещё одну особенность политической жизни – исчезло точное понимание того, кто «правый», кто «левый», кто «либерал». Смешались понятия, и это требует отдельного разбора. Здесь мы только обозначаем тему, которая важна для понимания разницы между «левыми» и «либералами», разницы, которая стерлась в порошок в современной политологии. В ХХ веке сомнений в их политической разнице не возникало, а теперь пишут, например, что Камала Харрис в США и лейбористы в Британии – это «левые», хотя их политика типично ли-бе-раль-ная, но не классическая «левая». Адептов этого политического течения американцы, например, называют «прогрессисты». «The Wall Street Journal» пишет: «Время прогрессистов в мировой политике прошло. Слабый экономический рост и бурная миграция способствуют успехам правых». Понимание этой разницы – «давайте договоримся о терминах» (с) – нужно, чтобы точнее разбираться в нарастающей внутриполитической борьбе в странах коллективного Запада. Иначе – каша с совмещением разных, но похожих в названии, политических течений.
Впрочем, подобная мешанина рождена многообразием политических интересов и фрагментацией обществ на коллективном Западе, что порождено самой философией западной жизни – «личное важнее общественного». Вот их общества и разбились на многочисленные фрагменты со своими политическими пристрастиями. Отсюда, кстати, и постоянное недовольство действиями властей – то с одной стороны, то с другой, причем, в соотносимых пропорциях. Результат – власть перестала там быть незыблемой.
Итак, мы представили «картину», нарисованную избирателями в ведущих (?!) странах коллективного Запада. В этих светочах демократии сама демократия поднялась на такую высоту, что внеочередные выборы начальства стали маркером народного недовольства действиями проваливших всё правительств – Британия, Франция, Германия, Япония.
Заметим попутно, что все страны G-7 – чемпионы по накоплению государственного долга: везде он колеблется на уровне ВВП этих стран. По большому счету, они – банкроты, и это начала «спинным мозгом чувствовать» местная публика, наивно полагающая, что после смены лиц в правительстве её положение улучшится. Полноте…
Здесь не персонажей надо менять, а финансово-экономическую политику. Жизнь на кредиты и займы на Западе заканчивается, если уже не закончилась. Когда у тебя в кармане много денег – прежде всего, кредитных – ты же особо не паришься, кто там во власти. Тебе же хорошо? Вот и жили-ели, как не в себя. И жизнь была беспечна и легка…
Но вот он – предел роста долгов и кредитной экономики. Заемные деньги надо возвращать в банки, а возвращать нечем. Система «перекредитования» is over. «Кредитный кризис сделает вероятность рецессии — жесткой посадки — гораздо выше, чем раньше. Таким образом, мы сталкиваемся с серьезным кредитным кризисом для значительной части банковской системы США», — сказал недавно «гуру» американской экономики Нуриэль Рубини.
А тут еще экономический кризис – рушится глобализация по-американски. А ещё энергоресурсы дорожают и военные расходы растут. И цены на еду пошли вверх. Естественно, публика, привыкшая за десятилетия к «демократической расслабухе» и жизни «взаймы – на займы» теперь дивится происходящим переменам. «Пировали – веселились, подсчитали – прослезились…»
Отставка в начале 2025 года канцлера Австрии Нехаммера из той же серии – общество расколото, большинства в парламенте страны нет ни у кого, и правительство в Вене будет у «меньшинства». И как в таких условиях руководить страной?
Европейская новелла: Если результат выборов не устраивает – их отменяют
Некоторым народам в Европе такой расклад не понравился, и в Румынии в конце ноября в первом туре президентских выборов народ отдал большинство голосов за несистемного политика – настолько обрыдли людям «системные персонажи». И что потом? А потом – урок европейской «демократии»: результаты аннулированы, выборы отменены. Почему? Потому что европейский истеблишмент перешел от «демократии» к той самой «автократии», в которой Байден обвинял любое государство мира, которое не кланяется Вашингтону. Но «казус Румынии» с отменой результатов честных выборов предпочли на коллективном Западе проигнорировать. Разве это не венец лицемерия евросчастливцев?
Кая Каллас, усевшаяся на прохудившийся от напора мсье Борреля стул главного по дипломатии в Евросоюзе, выдала перл, заслуживающий места Эпиграфа для любых «демократических выборов» на европейском полуострове Евразии: «Демократия основана на доверии, и если вы больше не можете доверять выборам, то, как вы можете доверять их результатам?» Это она по поводу выборов в Румынии заявила, но перл-то звучит двусмысленно – как и оценка выборов в Молдавии! Там президента, который не получил достаточной поддержки дома, определили за счет большинства голосов из-за границы – от молдавской диаспоры в Европе, при этом заблокировав голосование молдаван в России. Так что, в общем-то, Каллас сказала правду, свою «правду»…
Такое же враждебное отношение проявили евроинтеграторы к результатам выборов в Грузии, где на голосовании в парламент победила не «их» «проевропейская» партия, а прогрузинская «Грузинская мечта». По разумению «щирых демократов из ЕС», такого не могло быть, ведь «ЕС = Щастье», а тут такой афронт. И началось – перед восхищенной европейской публикой развернулась попытка очередной цветной революции на улицах Тбилиси. Туда пошла, по известному сценарию, поддержка из-за рубежа, включая вояжи депутатов Европарламента.
Та же Кая Каллас бросилась защищать «европейский выбор» грузин: «Мы поддерживаем грузинский народ и его выбор европейского будущего». И её адепты из Прибалтики – весьма специфический «демократический» политикум – подключились сразу: 1 декабря 2024 года Эстония, Латвия и Литва совместно согласовали введение санкций против тех, кто «насильственно подавлял законные протесты в Грузии».
Только на сей раз «оранжад» провалился, и особо ретивых участников «революции» из числа иностранцев, понаехавших в Грузию, просто депортировали. Ну, как ту не вспомнить товарища Бендера, который как-то заметил Шуре Балаганову: «А потом ваши рыжие кудри примелькаются, и вас начнут просто бить»…
Кстати, человека, который возглавил всю бузу против законной власти в Грузии и провоцировал местный «майдан» быстренько приютили на хлебное место. Экс-президент Грузии Зурабишвили, спустя неделю после того, как покинула президентский пост в конце 2024 года, ушла на кормление в американский «Институт Маккейна» (это тот, что признан в России «нежелательной организацией»). Задачу «вздыбыть Грузию» не выполнила, но за хорошее и правильное «демократическое поведение» получила свои 30 серебренников…
Не сомневаемся, что 2025 год принесет новые примеры подобного отношения еврокомиссаров и их обслуги к народным проявлениям. Благо, комбинированный кризис в ЕС с приходом Трампа обещает быть феерическим, а от власти «демократов» до Диктатуры – один малый шаг.
Фашизм, кто не забыл – типично европейское изобретение. А европейский нацизм прямо сегодня цветет на территории, которую временно оккупировали бандеровцы при поддержке европейских продолжателей дела Третьего Рейха под «слюни о демократии». И это также высветил 2024 год – как электоральные развлечения в «евро-демократиях» легким движением руки превращаются в Диктатуру. Впрочем, Европе к этому не привыкать…
«Золотой миллиард» стал неприличным мемом
А теперь несколько слов про то, как прошли выборы в странах Глобального Большинства. Там везде – свои проблемы, но, в целом, никаких досрочных голосований не отмечено, и все выборы происходили в сроки на основании местных законов.
Если посмотреть, каковы результаты в самых важных странах не-Запада, то можно и нужно подчеркнуть следующее:
- Во-первых, там не было отмечено ни одного скандала с отменой выборов или массовых протестов по их результатам. Похоже, что время «цветных революций» – сиречь «оранжада», уплыло в историческую даль…
- Во-вторых, там не было «внеочередных» выборов – нигде местные избиратели, судя по их поведению, досрочно менять власть не имели желания, значит, по Большому Счету, жизнь их устраивает.
- В-третьих, что весьма примечательно – трясет только бывших «лидеров» из компании западных обществ, упавших в долговую кабалу международных банков. Говорят, президент США Рональд Рейган, при котором началась это «кредитное счастье», предупреждал, что подобная программа накачки экономики заемными деньгами – лет на 20, а потом надо искать иной механизм роста. Не услышали.
Как-то директор Института Европы РАН, известный экономист Николай Шмелев во время нашего интервью в начале 2010-х годов на мой вопрос о том, «понимают ли европейцы, что кредитная экономика имеет свои границы», ответил однозначно: «Нет, они не понимают и полагают, что можно вечно перекредитовываться». Результат сегодня виден всем. Западное «щастье» рушится под напором объективного финансово-экономического давления. «Золотой миллиард» стал неприличным мемом.
И, видимо, это – самый важный вывод из обзора года 2024-го, как года многочисленных выборов, которые стали своеобразным плебисцитом о доверии к власти в десятках стран мира.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs