ГЛАВНАЯ > История без купюр

На службу в солдаты «изо всяких вольных людей». Как Петр I русскую армию создавал

15:08 13.11.2024 • Петр Журавлев, журналист-международник

18 ноября 1699 г. Пётр I издал указ о добровольной записи на службу в солдаты «изо всяких вольных людей». Одновременно был начат первый рекрутский набор. Окончательно новые принципы организации армии были внедрены в 1705 году.

К моменту начала петровских реформ русская армия состояла из трех составных частей – стрелецкого войска, иррегулярной дворянской кавалерии и «полков нового строя» (наёмная, иногда – иностранная, пехота и кавалерия).

В своё время такая организация армии была передовой, но к концу XVII века она себя изжила.

Стрелецкие войска представляли собой не столько армию, сколько сословие – свободных людей, получавших жалование (в отличие от наделов, выдававшихся боярам, а потом – дворянам) за военную службу. К концу века стрельцы «обросли» хозяйствами, занимались торговлей, огородничеством, бортничеством, а за пределами Москвы их ещё и землёй обеспечивали. В результате у них появились свои экономические, а за ними и политические интересы. И отсутствие интересов к войне вообще и к дальним походам – в особенности. Итог – стрелецкие бунты.

Собственно, указ 1699 года был напрямую связан с подавлением бунта 1698 года и началом процесса ликвидации стрелецких войск (кстати, первые регулярные дивизии русской армии формировались из тех же социальных групп, что и стрельцы).

Дворянская конница (по сути – ополчение) отличалась исключительной пестротой вооружения и амуниции и крайне сомнительной дисциплиной. Её боевая ценность в столкновениях с регулярной армией была невысока.

По сути, эти две части представляли собой армию милиционного типа, пригодную для несения гарнизонной службы и подавления восстаний, но малофункциональную в случае большой войны, тем более – наступательной.

Выход из положения Петр подсмотрел в Европе. «Великое посольство царя и его сподвижников в 1697–1698 годах в Западную Европу открыло глаза руководству страны на важность создания современной на тот момент системы комплектования армии», – пишет историк В. Тихонов.

За основу новой армии были взяты «полки иноземного строя» (название условное, введенное историками) – солдатские (пехотные), рейтарские (конница) и драгунские (конная пехота). Они были введены ещё во время Смуты – по примеру организации, вооружения и подготовки подразделений иностранных наёмников, воевавших в русских войсках. Считается, что инициатором их создания был выдающийся полководец Михаил Скопин-Шуйский.

Именно к этому типу следовало бы отнести «потешные полки», созданные Петром в молодости, которые в дальнейшем стали гвардией. Бунт 1698 года был подавлен именно полками новой организации (главным образом – Лефортовским).

Новая армия строилась на основе единых организации, вооружения и амуниции, а главное – единоначалия. Разумеется, стандартизация во времена ремесленного производства была довольно условной, но её старались поддерживать хотя бы на уровне полков. К тому же в условиях линейной тактики военачальникам надо было различать свои войска на местности, поэтому полки могли отличаться по форме довольно заметно.

Солдаты (что наёмные, что рекруты) были оторваны от своих социальных групп и не имели каких-то отдельных интересов. Само по себе это не исключало восстаний, но исключало «классовые» бунты по примеру стрелецких.

Главное же состояло в том, что новые войска имели несравненно лучшую дисциплину, организацию и вооружение, были способы к ведению боевых действий далеко за пределами собственно территории России.

Впрочем, не все проходило гладко. Указ «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей» – фактически это была первая в истории страны мобилизация. Предписывалось отправлять в войска по одному человеку от каждых 25–100 дворов. Требования были простыми – на службу призывались молодые мужчины 20–35 лет от роду, не инвалиды, признанные годными к солдатской службе на смотре. Кстати, та мобилизация носила частичный характер – «забронированными», к примеру, оказались крестьяне, пахавшие землю. «Указ предписывает брать в службу только не занятых на пашне людей – добровольцев, крепостных слуг, крепостных ремесленников, и запрещает записываться в солдаты крестьянам «с пашни» и бывшим московским стрельцам», – отмечает Тихонов. Не брали в армию представителей тогдашнего чиновничества (дьяков с толмачами) и духовенства.

В результате хозяева спихнули в рекруты «кого не жалко» – пьяниц, лодырей, бездельников, преступников. Немудрено, что начало Северной войны оказалось для армии крайне неудачным. После поражения под Нарвой стало ясно, что сражаться на равных с передовыми европейскими державами Россия пока не способна – не хватало знаний, опыта, квалификации. Да и экономически страна не могла тягаться с Западом. Создавать новую армию и новую экономику пришлось с нуля, в боевых условиях. 20 февраля (3 марта) 1705 года вышел новый царский указ о наборе в рекруты – в этот раз мобилизация действительно была массовой, от каждых 20 дворов, и она коснулась всех сословий. «И бояр и окольничьих и думных и ближних людей и всяких чинов помещиков и вотчинников и вдов и недорослей, с крестьянских и бобыльских и с задворников и деловых... с пятнадцати до двадцати лет, холостых», – сказано в указе.

Но мало было призвать солдат, надо было их обучить и вооружить. Поэтому был введен порядок, что перед отправкой в действующие «полевые» части рекруты некоторое время проводили в городах, набираясь знаний от опытных офицеров. К 1707 году полевая русская армия насчитывала около 100 тыс. человек. Петр Первый после понесенных поражений не был уверен в стойкости своих войск и потому стремился добиться численного перевеса над неприятелем. По указанию царя в Туле и Сестрорецке были выстроены крупные оружейные производства, заводы для выпуска пушек и боеприпасов появились на Урале и в Олонецком крае. К концу 1708 года практически завершилось перевооружение русской армии на новый лад – в частности, пехота оказалась укомплектована лучшими на тот момент в мире гладкоствольными ружьями. Серьезно выросло количество артиллерии, гренадерские роты вооружили гранатами. Была укомплектована, переобучена и перевооружена конница. Появились новые виды войск. Результатом этих усилий стала победа под Полтавой в 1709 году. После этого Петр понял, что дальше наращивать численность вооруженных сил уже не надо.

По материалам портала История.РФ и сайта издания «Аргументы и факты»

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати